БРИГАДА
Фельдшер Гузель Тулегенова проработала на скорой медицинской помощи 15 лет. А недавно к ней присоединился молодой помощник Ислам Каримов, который быстро учится и вносит свежую энергию в работу бригады. Вместе с опытным водителем Женисом Казанкаповым они составляют сплоченную команду – бригаду №9 скорой медицинской помощи в Атырауской области. В этой компании «ПК» провела целый день.
Универсалы—водители
Водители скорой помощи в Атырауской области – это не просто шофёры, а настоящие универсалы. У них есть сертификаты по реанимации и безопасному вождению. Они не только транспортируют пациентов, но и обеспечивают их безопасность, часто подсобляя фельдшерам в самых сложных ситуациях.
– Кроме того, Женис всегда помогает, когда нужно переносить тяжелых пациентов. Он тщательно проверяет машину, ее исправность, а также оборудование. У нас есть такие водители, особенно в кардиологических бригадах, которые не только везут пациентов, но и следят за всеми приборами, включая уровень кислорода. Можно сказать, что наши водители – настоящие универсалы, – делится с нами Гузель.
Сама же героиня пошла на фельдшера не просто так. Бабушка ей с детства внушала «будешь врачом». К тому же, и сестра Гузель работает акушером-гинекологом в Мангистауской области и служит большим примером для нее. Еще и тетя фельдшер.
На борьбе с инфекциями
Наш первый вызов был в поселок Алмалы, диспетчер на планшет (служебный, для передачи экстренной информации, теперь они есть у каждой бригады) передал: ребенок тяжело дышит. Включается сирена, скорая летит как можно быстрее оказать помощь. Для врачей это обычное дело, а у меня дух захватывает.
Оказали помощь сразу двум детям. Одного, ему еще нет года, приняли решение госпитализировать. Второму ребенку, которому было около трёх лет, дали рекомендации по лечению.
– Сейчас очень много вызовов связано с ОРВИ и ОРЗ, особенно среди детей. В день мы принимаем десятки таких пациентов, но уже привыкли к ритму, – рассказывает фельдшер.
Не только вирусные инфекции становятся причиной вызова бригады, это проблемы с сердцем, переломы, отравления. Кстати, постоянный риск заразиться более серьезными заболеваниями, такими как гепатит или ВИЧ, сопровождает врачей ежедневно.
– Страх заразиться – это не то, что нас пугает, куда страшнее не успеть помочь. Мы привыкли к таким вызовам. Конечно, всегда есть риск, особенно с инфекционными заболеваниями, но у нас имеются защитные средства, мы всегда надеваем перчатки, маски, используем другие меры индивидуальной защиты. Иммунитет у нас уже закалён, – уверенно говорит Гузель.
«А вы к кому?»
Работа на скорой – это не только драмы и сложные случаи, но и неожиданные, порой курьезные ситуации. Пока едем на следующий вызов, фельдшер делится смешными историями.
– Был случай, когда мы приехали на вызов ночью. Нам открыл дверь мужчина, мы зашли, сняли обувь, вошли в комнату и начали спрашивать, где пациент. А мужчина говорит: «А вы к кому?» Оказалось, что медики перепутали квартиры, а он не вызывал скорую, просто из любопытства открыл дверь, – смеется Гузель. Такие моменты помогают разрядить напряжение, которое накапливается от постоянного стресса.
Нередко поступают срочные вызовы с тревожными словами: «на улице лежит человек!». Скорая мчится на всех парах, готовая спасать, а по прибытии обнаруживает, что это всего лишь пьяный, безмятежно храпящий прямо на улице. Разбудят, пожелают «доброго времени суток» и передают в заботливые руки полицейских. Такие «спящие красавцы» попадаются довольно часто!
Однако каждый врач неотложки помнит свой первый вызов, который всегда оставляет яркие впечатления. Для Гузель это было в 2008-м. Тогда ее бригада принимала роды.
– Это было на улице Пушкина. Беременная находилась… в состоянии алкогольного опьянения. Кажется, даже не заметила, как родила! Всё прошло хорошо. Родился здоровый мальчик. Мы благополучно перерезали пуповину, приняли послед и госпитализировали маму с ребёнком. Осложнений не было. Вот такой был мой первый вызов, и я его никогда не забуду, – вспоминает Гузель.
Алло? Скорая? Приезжайте в… барбершоп!
В день моего дежурства с неотложкой одним из пугающих вызовов стала поездка в барбершоп. Там девушке одного посетителя неожиданно стало плохо, появилась острая боль внизу живота. От ее плачущего вида мне и самой стало нехорошо. Осмотрев больную, врачи поставили предварительный диагноз и приняли решение отправить её в областную больницу для дальнейшего лечения. Медики вставили катетер в вену, и на этом моменте я сама не выдержала, выбежала на свежий воздух. Уже в машине я спросила Гузель: «Как вы справляетесь с таким эмоциональным давлением?»
– У нас уже иммунитет на крики и слезы. Наша первая задача – помочь, а потом уже успокаивать и утешать. Куда сложнее сталкиваться с семьей, если смерть наступила до прибытия скорой, мы оформляем документы, сообщаем в полицию и даём необходимые рекомендации. Иногда родственники кричат, возмущаются, что скорая долго ехала, но в таких ситуациях мы сразу начинаем реанимацию пострадавшего. Если реанимация не помогает, сообщаем об этом родственникам. Обычно люди успокаиваются, когда видят, что мы сделали всё возможное, – говорит Тулегенова.
Последний вызов, на который я попала, произвел на меня впечатление: молодая студентка потеряла сознание прямо на улице. Медики пытались вернуть её в чувства. Она дышала с трудом, пришлось подключить к кислороду. Несколько раз казалось, что она вот-вот очнется, но девушка вновь закрывала глаза. Единственное, что меня успокаивало, это реакция медиков. «Если они так спокойны, значит все не так страшно», – говорила я себе. К счастью, все действительно закончилось хорошо, придя в себя, девушка отказалась от госпитализации и осталась ждать приезда своих родителей. Да уж, вот так ходишь в университет и неожиданно по дороге можешь потерять сознание. Никто ни от чего не застрахован…
Последние минуты
Один из самых трагических случаев в практике Гузель произошел совсем недавно. В тот день они выехали на вызов к женщине 62 лет. Ранее к ней уже приезжала мобильная бригада, ей вкололи диклофенак. Но состояние пациентки ухудшилось, срочно вызвали экстренную помощь.
– Когда мы приехали, ей стало лучше, была отличная гемодинамика: давление, сатурация, пульс. Но она жаловалась на боль в пояснице, которая поднималась вверх, в область груди. Сняли кардиограмму, решили госпитализировать ее в кардиологический центр, потому что появились подозрения на инфаркт. А когда женщина встала, ей стало плохо, и она начала кричать, – рассказывает Гузель. – Ей вкололи обезболивающее, поставили кислород, переложили на носилки и повезли в кардиологическое отделение.
В машине Гузель все время следила за состоянием женщины, пытаясь успокоить её и поддерживать стабильное дыхание. Но через несколько минут всё резко изменилось…
– Это было для меня самым страшным. Я приняла вызов, сделала все возможное, но все равно не смогла спасти. Когда мы забирали ее в больницу, женщина сказала нам «кажется, я все», – дрожащим голосом вспоминает фельдшер. Тот случай до сих пор стоит перед её глазами. Да, даже опытным медикам не всегда удается сохранить эмоциональную дистанцию. Важно принять реальность, что не все жизни можно спасти, но осознание этого не делает такие моменты менее болезненными. – Иногда я думаю: что если бы мы приехали чуть раньше? Может, что-то можно было сделать иначе? Но такие мысли съедают изнутри, и нужно учиться отпускать ситуацию, как бы это ни было тяжело, – признаётся Гузель.
Творческий подход к нестандартным вызовам
Бывают случаи, когда приходится бегать по всему двору, чтобы сделать пациенту укол успокоительного. Тут как раз и подключается Женис ага, помогает ловить таких «спортсменов».
Я решила разобраться в новых правилах, которые недавно вызвали беспокойство у людей, особенно в том плане, что касается времени прибытия скорой помощи. Ходили слухи, что скорая перестанет работать по ночам.
– Согласно новому порядку, установленному приказом №225, все вызовы скорой помощи распределяются по категориям, каждая из которых определяет степень срочности и время прибытия бригады. Первая категория – случаи, представляющие непосредственную угрозу жизни, когда медики должны прибыть в течение 10 минут. Во вторую категорию входят состояния средней срочности, требующие прибытия в течение 15 минут. Третья категория предполагает менее острые ситуации, требующие ожидания до 30 минут. Кроме того, существует четвёртая категория, для которой работают мобильные бригады, прибывающие в течение 60 минут, – пояснили мне члены бригады №9.
…Так закончился мой день в скорой помощи: проработала с бригадой с начала второй смены – с 16:30 до 23:00. За время своего дежурства увидела, насколько трудная работа фельдшеров скорой. Теперь иду домой писать статью и пить чай, а врачи продолжают спасать жизни до самого утра…
В Атырау за один день может быть от 800 до 1 200 вызов на «103», в выходные дни обычно происходит самый пик – начиная с 18.00 до 2.00 часов
Алёна Солодовникова