«УЧИ КАЗАХСКИЙ С «ПК» №2
АТА ТЕГІ – свой род
Общеизвестно, что все без исключения казахи осведомлены о своей родоплеменной принадлежности. ҚЫРЫҚ РУЛЫ ҚАЗАҚ (мы — казахи — сорок родов) говорят про себя казахи, а также КИІЗ ТУЫРЛЫҚТЫ, «АЛАШ» ҰРАНДЫ ҚАЗАҚПЫЗ (мы — казахи, проживающие в войлочных жилищах под лозунгом «Алаш») или еще — КЕРЕГЕМІЗ — АҒАШ, ҰРАНЫМЫЗ — «АЛАШ» (наш кереге /ромбовидный остов юрты/ из дерева, наш боевой клич «Алаш»).
АЛАШ — это альтернативное самоназвание казахов, следуя традиции персонификации истории, казахи считают, что АЛАША-ХАН — это реально существовавший персонаж, родоначальник всех тюрков, трое сыновей которого — АҚАРЫС, ЖАНАРЫС и БЕКАРЫС — являются отцами-основателями трех казахских жузов.
То время когда Алаша-хан правил казахами, в памяти народной считается «золотым веком» — «Алаш болғанда» («Был Алаш тогда»), «Ала тай ат болғанда, таңбасыз тай, енсіз қой болғанда» («Пегий стригунок был конем тогда, стригунки без клейма и овцы без метки паслись тогда»), «Астың астауы – алтыннан, иттің итаяғы — күмістен болғанда» («Блюда для мяса из золота, миски для собак из серебра были тогда»). «Алаша бәрімізге хан болғанда» («Алаша был для нас всех ханом тогда»). «Біз кім болмадық?» («Кем мы не были тогда?»).
Схема родоплеменной структуры казахского народа выглядит следующим образом:
Мы перечислим ТАЙПА Младшего жуза, т.к. им не хватило места в квадратиках вышеприведенной схемы. Алимулы составляют шесть родов – қарасақал, қаракесек, төрт қара, шөмекей, шекты, кете. В Байулы двенадцать родов – шеркеш, адай, жаппас, алаша, байбақты, масқар, беріш, таз, есентемір, тана, қызыл қурт, шейх. Жетыру, как и следует из названия, составляют семь родов – табын, тама, кердері, кереит, жағалбайлы, тілеу, рамадан.
Из вышеприведенной схемы следует, что к Старшему жузу относятся 12 родов, в Среднем жузе — 6, а в Младшем — 3 ТАЙПА, которые насчитывают 25 родов.
Кроме того, отдельно выделяются роды, не входящие в жузовскую систему. Самыми крупными из них являются ТӨРЕ — чингизиды, ҚОЖА и СУНАҚ — потомки арабских миссионеров, а также ТӨЛЕҢГІТ — потомки наемных и плененных воинов.
Широко распространенная пословица гласит:
— Ұлы жүздің баласын қауға беріп малға қой.
(Выходцу из Старшего жуза дай бадью и отправь поить скот).
— Орта жүздің баласын қалам беріп дауға қой.
(Выходцу из Среднего жуза дай перо и отправь на судебную тяжбу).
— Кіші жүздің баласын найза беріп жауға қой
(Выходцу из Младшего жуза дай копье и отправь на битву).
В ученой среде нет единого мнения и в отношении времени возникновения жузовской системы, и в отношении ее идеологической и практической наполненности. Можно предположить, что древние племена, составляющие казахский народ, были поделены на три жуза или, другими словами, на три военных округа древним гениальным полководцем. Казахи на протяжении веков продолжают бережно хранить сведения о своей принадлежности к определенному фронту /кругу/ — ЖҮЗ, армии — ТАЙПА, дивизии – РУ, полку — АТА, батальону — CҮЙЕК. Окружающие его в повседневной жизни родичи образуют отделение, взвод и роту, и если он что-то делает неправильно, то на него всегда есть старшины и взводные в лице старших родичей.
Казахи генетически запрограммированы на сохранение родоплеменной структуры. Самый что ни на есть «асфальтовый» казах незамедлительно даст ответ на вопрос РУЫҢ КІМ (какого ты рода)? Он может не знать языка, может даже не понять вопроса, заданного в традиционной форме ҚАЙ АТАНЫҢ БАЛАСЫСЫҢ?, может быть даже не «чистым» казахом, но поняв, что от него хотят тут же отрапортует «Я Юра, сын Ақтая, рода Қыпшақ, подрода Қарабалық».
Необходимо принять во внимание, что история казахов не знает крупных, с пролитием крови, конфликтов на почве родоплеменного деления. Поэтому хотелось бы думать, что это генетически запрограммированное структурирование, которое и в прошлом не разъединило наш народ, послужит основанием прочности и единства нации и в будущем. Уверенность в этом вызывает и тот факт, что все роды сплетены узами родственных отношений, т.к. во избежание нарушения табу на брак с девушкой ближе седьмого колена по генеалогии — ЖЕТІ АТАДАН БЕРІ ҚЫЗ АЛЫСПАҢДАР — жен выбирают из другого рода. Даже при похоронах уважаемого человека люди, обмывающие покойника и укладывающие его в могилу — СҮЙЕККЕ КІРГЕН АДАМДАР, подбираются с учетом их родовой принадлежности — желательно представительство всех родов, соседствующих и родственных с родом покойного. Полемика о древности, заслугах, героях того или иного рода, протежирование своих соплеменников и «подсиживание» чужаков в жизни носят, скорее, игровой, тренировочный характер. Это своего рода пейнтбол по-казахски, ведь играть в настоящий пейнтбол, иначе говоря в игрушечную войну, настоящим мужчинам как-то несерьезно.
Казахские роды имели все атрибуты воинских подразделений, такие как форма (имеется в виду, конечно, обычная одежда и конская амуниция, которая тем не менее имела отличия, по которым можно было определить родовую принадлежность обладателя), знамя, печать-тамгу и боевой клич, но между собой роды никогда не воевали. Случались, конечно, конфликты на почве раздела пастбищ и при барымте, но увечья или даже смерть никогда не служили поводом для вооруженного противостояния. Все решалось только путем переговоров, в словесных поединках биев, а также на айтысах акынов. В повседневной жизни для пикировки использовались поговорки, ставшие сейчас анахронизмами, но на их место приходят другие, которые также используются в словесных пикировках и для украшения речи. Так, супружеские пары, составленные из представителей родов Арғын и Найман, сейчас в шутку именуют АН-2, представители рода ТӨРТҚАРА (четыре черных) называют себя «Бонни М», а в те времена, когда казахи не знали о немецких диско-группах с афроамериканскими участниками, Төртқара дразнили просто — ТӨРТҚАРА, ТЫШҚАН ЕТІН ЖЕП ҚАРА (торткара, мышку кушает, смотря).
Я приведу некоторые из приговорок-дразнилок в качестве занимательного средства для пополнения лексикона.
Адай қорықса Бекет дейді.
(Адай в опасности зовет Бекета),
Бекет те айтқандарын екі етпейді.
(Бекет не оставляет их просьбы без ответа).
Адайдың бейіттерін көргенде өлгің келеді.
(Когда видишь мавзолеи Адаев, хочется самому туда лечь).
Арғынның арулары ашаң келеді, ұнатқанына босаң келеді.
(Аргынские красавицы стройны, к тому, кто им понравится, они очень добры).
Аққу менен қаз егіз, Адай менен Таз егіз.
(Лебедь и гусь — близнецы, Адай и Таз – близнецы).
Алыс-беріс қыламын десең, Жаныспен жекжат бол.
(Хочешь торговать — породнись с Жанысами).
Ұрыс-керіс қыламын десен, Ботбаймен жекжат бол.
(Хочешь враждовать — породнись с Ботбаями).
Бөрі бауырын жеген Шапырашты.
(Отведавшие печень волка – шапрашты).
Арғыннан ән таңда, Қызайдан қыз таңда.
(У Аргынов песни хороши, у Кызаев девушку бери).
Арғын-Найман аталас, Найман-Керей енелес.
(У Арғынов и Найманов отцы — братья, у Найманов и Кереев матери – сестры).
и обычно добавляется
Енелестер еніп сөйлесер, аталастар ат үстінде сөйлесер.
(У кого матери – сестры, те беседуют доверительно, у кого отцы – братья, те переговаривают, не спешиваясь /враждебно/).
Атқа мінер қыз Арғыннан табылар.
(Аргынка молодая пойдет с тобой в поход).
Аттанарда жаныңнан табылар.
(Но соберешься ты домой, она с тобой пойдет).
Жемді ат жеп, жүкті есек көтереді.
(Лошадь съест зерно, ишак груз отнесет).
Қазыны Төре жеп, олжасын Төлеңгіт көтереді.
(Торе съест казы, Толенгит трофей возьмет).
Қаңлы бар жерде кәде бар.
(Где есть Канлы — там есть дары).
Қу қамысқа Құран оқытқан Албан.
(Албаны — заставившие молиться сухой камыш).
Құдай артық жаратқан, Түгелбай мен Баянды
[Бог дал с лихвой Тугелбаям с Баяндыалып келді союға, ортекедей қоянды
даже зайчика гостям они жертвовать горды]
Найманның қызын алған жұмаққа барады.
(Кто на Найманке женился, после смерти в рай попадет).
Мырза — бір аяқ айранға риза.
(Мырза — за чашку айрана благодарен донельзя).
Рамаданның өлген өлігі жеті кісіні алдаған.
(Рамадана покойного прах семь человек оставил в дураках).
Томай, жегені тоң май.
(Томай — топленое масло кушай).
Электронная версия книги на сайте: www.sitkaz.kz