ТРАДИЦИИ КАЗАХСКОГО НАРОДА

Богатейшая культура казахского народа сохранила множество традиций и обычаев, почитаемых и передаваемых из поколения в поколение на протяжении многих веков.

Большое влияние на их формирование оказали исторические события и религиозные мировоззрения. В частности, многие традиции и обычаи уходят корнями в тенгрианство, языческие представления об устройстве мира, существовавшие до принятия ислама. В то же время они тесно переплетаются с мусульманскими обычаями. Таким образом, в казахской культуре образовался своеобразный симбиоз обычаев и традиций, которые удивительно гармонично сочетаются и дополняют друг друга, пронизывая все этапы жизни человека: рождение ребенка, период беременности и родов, свадьба, послесвадебный период, замужество, воспитание детей на разных этапах развития, обычаи гостеприимства, особенности приема гостей, устройства праздников и поминок, погребально-поминальный обряд и самые разнообразные моменты жизни.

Для казахов традиции и обычаи являлись законом. Невыполнение требований и правил, пренебрежительное отношение к традициям и обычаям карались этими же традициями. Традиции, применяемые в жизни, традиции искусства, истории, культуры — это великое наследие нашего народа, роль которого в воспитании поколений огромна.

Гость несет счастье

Одной из отличительных черт казахского народа являлось и является гостеприимство. Обычаев и традиций, связанных с гостеприимством, у казахов очень много. Так, обязанностью хозяина и хозяйки считалось радушно встретить и накормить гостя. Казахская кухня всегда славилась разнообразием вкуснейших мясных блюд и деликатесов, таких как бешбармак, манты, казы, шужук и т.д., а также полезными напитками: кумыс, шубат, айран и, конечно, чай. К слову, у казахов существует целый обряд правильной разделки мяса при подаче на стол. В нарядной юрте накрывали праздничный дастархан, пели песни, танцевали, играли на музыкальных инструментах. Считалось большим позором для хозяина не напоить гостя чаем и не накормить тем, чем богат. Также было высшей бестактностью показать гостю свое плохое расположение духа. У казахского народа существует множество пословиц и поговорок, связанных с гостеприимством, одна из которых гласит: «Если гость приходит, счастье в дом приводит!». Хозяева дома всегда стремились, чтобы гость ушел в хорошем настроении, обязательно давали в дорогу гостинец. А если в гости приходил ребенок, то его обязательно угощали чем-нибудь вкусненьким и дарили небольшой подарок. Существовало поверье, что если ребенок уйдет из гостей расстроенный, то заберет с собой счастье из дома.

Сорок дней защиты

Свои особенности имеет у казахов и воспитание детей. Корни их уходят в глубокую древность. Например, такой обычай, как «қырқынан шығару» (выведение ребенка из сорока дней) связан с древними представлениями о том, что первые 40 дней ребенок наиболее подвержен влиянию злых духов, и что они могут наслать на него болезни или подменить ребенка. Поэтому ребенка до 40 дней никому не показывали, кроме самых близких. И даже первые казахские колыбельные скорее напоминают заговоры, чем песни, смысл которых заключается в том, чтобы обмануть злых духов и отогнать их от младенца.

Сундет для мальчиков

Некоторые традиции и обычаи казахского народа имеют религиозный характер. Например, обрезание крайней плоти у мальчиков, или сундет. Обряд этот зародился в арабских странах, и уже позже пришел к казахскому народу вместе с мусульманской религией. Сундет — это очень важное событие для любого мальчика, так как этот обряд присоединяет его к мусульманскому миру, ведь о необходимости обрезания крайней плоти говорится в Коране. Сундет — это далеко не рядовое событие, и по этому поводу, как правило, устраивали большой праздник и ребенка в этот день поздравляли и дарили много подарков.

Роль старейшин

Еще одной особенностью воспитания детей у казахов является то, что большую роль в воспитании играли бабушки и дедушки, которые были основными носителями традиций, обычаев, опыта и мудрости народа. Первенцы в семье традиционно считались детьми свекра и свекрови. Усыновленные таким образом дети традиционно были любимчиками в семье. Большую роль в воспитании играл народный фольклор. Как только ребенок учился говорить, его сразу обучали песенкам, поговоркам, стихам. У казахского народа всегда ценилось красноречие, умение импровизировать, экспромтом слагать стихи и песни. Не зря айтыс пользуется такой популярностью и в наше время. Многому дети обучались в игровой форме уже с малых лет. Всем известно, что нормы общественной и хозяйственной жизни, ценности закладываются в первую очередь в семье. Дети, наблюдая за работой взрослых: дочери — за ремеслами матерей, сыновья — за хозяйскими делами отцов, постепенно и сами тянулись поучаствовать в процессе и помочь. Так, понемногу приобретая жизненные навыки, уже к первому жизненному отрезку — мушелю, к 12 годам, девочки становились хорошими помощницами матерям, а мальчики — молодыми жигитами. Воспитание девочки изначально больше было направлено на семью, привитие ей главных семейных ценностей, образованию же мальчика уделяли гораздо больше внимания, так как ему предстояло стать главой семьи, решать сложные хозяйственные вопросы.

Казахская этика

Соблюдение приличий как старшими по возрасту, так и младшими, всегда считалось и считается высшей этикой. Примеров национальной этики поведения взрослых перед младшими и, наоборот, мужчин перед женщинами, женщин перед мужчинами великое множество. К примеру, младший по возрасту не пересекает дорогу старшему; свекор должен быть всегда вежливым в разговоре с келин (невестка); келин в свою очередь обязана быть учтивой, вежливой, соблюдать приличия в мечети и в других общественных местах, в общении с другими людьми. Учтивость — пример человеческого достоинства, проявляемого в деликатности.

Почитание

В традициях и обычаях нашего народа есть множество путей и способов воспитания молодежи в оказании почета, в уважении к старшим.

По национальному обычаю женщины (снохи) не называли поименно своего свекра (ата), деверя (каины), золовок (кайынсинили), а подбирали им подходящие имена: «мырза кайнага», «байатам», «биатам», «еркем» и т.д. Ат тергеу — высокий показатель уважения к старшим, учтивости, обходительности. Традиция «ат тергеу» — признак взаимного уважения и почтения, существующего между снохой и родными мужа. Обходительная невестка даже супруга называет не иначе, как «отец наших детей», «хозяин дома».

Старших по возрасту не имеют права называть по имени не только снохи и остальные женщины, но и мужчины. К ним обращаются почтительно: Абеке, Каке, Ереке, Жаке и т.д., взяв за основу обращения начальные буквы имен.

Забота о пожилых

Так называется специальное угощение для пожилых, которые нуждаются в особом уходе. Для них готовится вкусное, мягкое, калорийное угощение: казы, сливочное масло, жент, кумыс, творог, мед и т.д. Угощение готовят и приносят дети, соседи, близкие. Благодарные и тронутые вниманием, заботой окружающих, пожилые выражают свою признательность в «бата» (благопожелание). Эта традиция служит примером заботы о родителях, пожилых людях. Белкотерер готовится и для выздоравливающих после тяжелой болезни.

Асар — традиция совместного безвозмездного труда

Это одна из замечательных традиций в жизни казахского народа. Со всего аула собираются люди — от стариков до детей — и общими силами выполняют определенную работу, часто непосильную для отдельной семьи. Такой организованный на добровольных началах и коллективный труд и называется асаром.

Асар — отражение братства, единства земляков или сородичей, стремление безвозмездно помочь друг другу, поэтому его отличительная черта состоит в том, что все работают бесплатно, без расчета на вознаграждение. Единственные затраты, которые ложатся на хозяев дома, — это расходы на питание. Еда и напитки должны быть в изобилии, и, как говорится, работа разгорится. Если не удается закончить в первый день, то соберутся вторично. Не прийти на объявленный асар считалось неприличным. Таким образом, сообща, казахи нередко возводили дома или другие сооружения, строили жилье для молодоженов. Асар — добрая традиция, в прошлом широко распространенная в народе, а ныне нуждающаяся в поддержке и развитии.

 Алма ТУРГАНОВА