Поодаль от железнодорожного вокзала станции Атырау за зданием «Казпошты» высится напоминающее каланчу или даже водонапорную, башню строение. Оттуда, с вышины 4-этажного дома, слышны время от времени усиленные мегафоном установки, регулирующие ход процессов, происходящих на всем протяжении 11-ти железнодорожных путей. Здание официально носит название «ЭЦ». У работников, стальных магистралей собственная аббревиатура, служащая для посторонних однозначно и несколько смешно. «ЭЧ», «ПЧ», «ШЧ», «НГЧ», что, соответственно, означает: электрическое, путейное, «связистское», жилищно-коммунальное хозяйства.
Бог с ними, терминами. На верхотуре, на 4-ом этаже располагается командный пункт управления сплошными потоками пассажирских и грузовых поездов, проходящих до станции Ганюшкино в западном и Макат в восточном направлениях.
Сегодня на дневную смену в 8 часов до 20.00 вечера вышли дежурные поста ЭЦ Бахыт Карымсакова и Марат Шантемиров. Бахыт после окончания в 1980 году Актюбинского техникума по специальности «Эксплуатация железной дороги» практиковалась и в близлежащем Доссоре, и на дальних станциях Опорная и Ганюшкино, и с 1990-го окончательно «засела» в штабе станции Гурьев-2, как тогда прозывалась местная ветка. У Марата Шантемирова также солидный багаж знаний и опыта. Он завершил учебу в местном железнодорожном техникуме, тоже эксплуатационник. Слитная парочка.
Вообще, без сплава этих двух составляющих – знаний и опыта – восседать за рабочими столами в «дежурке» и управлять постоянно меняющейся обстановкой на станции невозможно. В ж.д. Уставе четко прописано: «Соблюдение безопасности при использовании технических средств (тепловозов); качественно, эффективно проводить станционные маневры, также – соблюдение охраны окружающей среды. Пассажиры на стоянках-остановках на станциях обязательно видят работников в ж.д. униформе, постукивающих длинными молоточками по колесным парам.
Самат Сагиндыков является старшим осмотрщиком по смене, и он находится на постоянной связи с «верхотурой». На путях немало его людей, необходимо четко следить за маневрами тепловозов, проходящих составов.
Сидишь рядом с обоими дежурными, и голова кругом идет от трелей телефона и «сотки», от команд дежурных. На большом стенде-пульте видны «трассирующие» огоньки – это перемещение тепловозов, составов. Бахыт и Марат внимательно следят за координацией их движения. Вот дали указания: «На Тендык (станцию ближайшую – Авт.) пускаем грузовой, 80 цистерн»; «На «горку» подайте такой-то состав» и так далее. И так в течение всей долгой, 12-часовой смены. Перекусывают, что называется, на ходу, обстановка насколько позволяет.
Бывая на вокзале, встречая и провожая поезда, подметил: в последние годы практически нет опозданий и отправления их с большими интервалами времени, не то что, скажем, лет 10-15 назад. Это результат слаженной работы всех подразделений этой мощной полувоенной организации, именуемой «железнодорожный транспорт». Вовремя приходят поезда местного направления – актюбинские и мангышлакско-астраханские; республиканского значения – астанинско-алматинские; среднеазиатские – ташкентско-душанбинские.
– В связи с бумом дорожного и жилищного строительства, как государственного, так и частного, много вагонов и полувагонов, платформ с щебнем, ракушеблоком, песчано-гравийной смесью; идут из Средней Азии и Южного Казахстана овощи; из России – промышленные товары и оборудование; да все виды и наименования товаров перечислить-то невозможно.
– Не зря железнодорожный транспорт, – говорит начальник станции Атырау Амантай Манашев, – называют кровеносными сосудами экономики. Давно подсчитано: 80 процентов всех грузов в стране перевозится железной дорогой.
Сухие цифры показывают результаты коллектива станции Атырау. Вагонооборот составляет 1841 единицу в сутки. 15-17 поездов приезжают – выезжают отсюда. В сутки же погрузка осуществляется в 20 вагонов, преимущественно это металлолом. АНПЗ самый крупный грузоотправитель; это и понятно: нефтепродукты – бензин, мазут, газойль – текут отсюда реками. За 24 часа выгружают 100 и более вагонов. Данные эти – ясная картина сплошного потока движения механизмов и людей на важном народнохозяйственном объекте, каковым является станция Атырау.
…Денно и нощно кипит жизнь как на ж.д. вокзале, так и на всем путевом хозяйстве. Лязг составов, свистки с маневровых тепловозов, переклички вагонников – эта музыка человеческой деятельности не прерывается тут никогда. Она, эта музыка, не очень ритмичная, сладостная, но ее аккорды создают гармонию созидания.
Каирбек ЕРМУХАНОВ