НовостиОбщество

Смотрящие. За путями

Поодаль от железнодорожного вокзала станции Атырау за зданием «Казпошты» высится напоминающее каланчу или даже водонапорную, башню строение. Оттуда, с вышины 4-этажного дома, слышны время от времени усиленные мегафоном установки, регулирующие ход процессов, происходящих на всем протяжении 11-ти железнодорожных путей. Здание официально носит название «ЭЦ». У работников, стальных магистралей собственная аббревиатура, служащая для посторонних однозначно и несколько смешно. «ЭЧ», «ПЧ», «ШЧ», «НГЧ», что, соответственно, означает: электрическое, путейное, «связистское», жилищно-коммунальное хозяйства.

Бог с ними, терминами. На верхотуре, на 4-ом этаже располагается командный пункт управления сплошными потоками пассажирских и грузовых поездов, проходящих до станции Ганюшкино в западном и Макат в восточном направлениях.

Сегодня на дневную смену в 8 часов до 20.00 вечера вышли дежурные поста ЭЦ Бахыт Карымсакова и Марат Шантемиров. Бахыт после окончания в 1980 году Актюбинского техникума по специальности «Эксплуатация железной дороги» практиковалась и в близлежащем Доссоре, и на дальних станциях Опорная и Ганюшкино, и с 1990-го окончательно «засела» в штабе станции Гурьев-2, как тогда прозывалась местная ветка. У Марата Шантемирова также солидный багаж знаний и опыта. Он завершил учебу в местном железнодорожном техникуме, тоже эксплуатационник. Слитная парочка.

Вообще, без сплава этих двух составляющих – знаний и опыта – восседать за рабочими столами в «дежурке» и управлять постоянно меняющейся обстановкой на станции невозможно. В ж.д. Уставе четко прописано: «Соблюдение безопасности при использовании технических средств (тепловозов); качественно, эффективно проводить станционные маневры, также – соблюдение охраны окружающей среды. Пассажиры на стоянках-остановках на станциях обязательно видят работников в ж.д. униформе, постукивающих длинными молоточками по колесным парам.

Самат Сагиндыков является старшим осмотрщиком по смене, и он находится на постоянной связи с «верхотурой». На путях немало его людей, необходимо четко следить за маневрами тепловозов, проходящих составов.

Сидишь рядом с обоими дежурными, и голова кругом идет от трелей телефона и «сотки», от команд дежурных. На большом стенде-пульте видны «трассирующие» огоньки – это перемещение тепловозов, составов. Бахыт и Марат внимательно следят за координацией их движения. Вот дали указания: «На Тендык (станцию ближайшую – Авт.) пускаем грузовой, 80 цистерн»; «На «горку» подайте такой-то состав» и так далее. И так в течение всей долгой, 12-часовой смены. Перекусывают, что называется, на ходу, обстановка насколько позволяет.

Бывая на вокзале, встречая и провожая поезда, подметил: в последние годы практически нет опозданий и отправления их с большими интервалами времени, не то что, скажем, лет 10-15 назад. Это результат слаженной работы всех подразделений этой мощной полувоенной организации, именуемой «железнодорожный транспорт». Вовремя приходят поезда местного направления – актюбинские и мангышлакско-астраханские; республиканского значения – астанинско-алматинские; среднеазиатские – ташкентско-душанбинские.

– В связи с бумом дорожного и жилищного строительства, как государственного, так и частного, много вагонов и полувагонов, платформ с щебнем, ракушеблоком, песчано-гравийной смесью; идут из Средней Азии и Южного Казахстана овощи; из России – промышленные товары и оборудование; да все виды и наименования товаров перечислить-то невозможно.

– Не зря железнодорожный транспорт, – говорит начальник станции Атырау Амантай Манашев, – называют кровеносными сосудами экономики. Давно подсчитано: 80 процентов всех грузов в стране перевозится железной дорогой.

Сухие цифры показывают результаты коллектива станции Атырау. Вагонооборот составляет 1841 единицу в сутки. 15-17 поездов приезжают – выезжают отсюда. В сутки же погрузка осуществляется в 20 вагонов, преимущественно это металлолом. АНПЗ самый крупный грузоотправитель; это и понятно: нефтепродукты – бензин, мазут, газойль – текут отсюда реками. За 24 часа выгружают 100 и более вагонов. Данные эти – ясная картина сплошного потока движения механизмов и людей на важном народнохозяйственном объекте, каковым является станция Атырау.

…Денно и нощно кипит жизнь как на ж.д. вокзале, так и на всем путевом хозяйстве. Лязг составов, свистки с маневровых тепловозов, переклички вагонников – эта музыка человеческой деятельности не прерывается тут никогда. Она, эта музыка, не очень ритмичная, сладостная, но ее аккорды создают гармонию созидания.

Каирбек ЕРМУХАНОВ

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button