САРАЙШЫК: когда и где похоронен великий Касым хан
Касым хан – одна из ключевых фигур Казахского ханства. По преданиям, он в числе других известных людей и мусульманских проповедников был погребен в окрестностях городища Сарайшык. В 1999 году рядом с археологическими раскопками городища был воздвигнут исторический мемориальный комплекс «Хан ордалы Сарайшық», в который вошли музей, небольшая мечеть и пантеон семи ханам, похороненным на территории древнего города. В наше время возрос научный интерес к истории возникновения Казахского ханства и к людям, эту историю творившим.
Город, который по разным версиям возник в XII или XIII веке, просуществовал до XVI столетия, а по некоторым источникам, вплоть до середины XVII века. Красивейший город на холмистом берегу полноводной реки был одним из центров Великого Шелкового пути, связывавшего Запад и Восток, привлекал внимание путешественников, поражая их не только роскошью, но и высокой культурой жизни горожан.
Арабский путешественник Ибн Батута в 1334 году в своей книге «Путешествие по Дешт-и-Кыпчаку» писал: «Я объездил весь мир. Оказывается, Сарайшык самый крупный город, после Багдада. В нем расположена ханская ставка, блистают своей красотой четыре мечети и множество гостиниц. Но меня удивило не это, а система водопроводов. В Сарайшыке вода сама приходит в каждый дом. Увидев это, я был несказанно удивлен».
Сарайшык сейчас – это государственный историко-культурный заповедник-музей, где, помимо археологических изысканий и туристического признания, ведутся серьезные исторические исследования. Одним из ученых, кто посвятил свои работы изучению древнего города, является Нурлан Атыгаев, кандидат исторических наук, профессор, старший научный сотрудник государственного историко-культурного заповедника-музея Сарайшык. Он поделился с читателями «ПК» открытиями в области исследования жизни и деятельности хана Касыма, а также городища Сарайшык в целом.
– Чем привлекла Ваше внимание именно эта личность?
– Хан Касым Жанибекулы вошел в историю Казахстана как одна из выдающихся личностей средневековья, великий правитель, талантливый полководец и реформатор права, человек, объединивший казахский народ и значительно расширивший территорию казахского государства. Ему принадлежит заслуга вывода Казахского ханства на международную арену в качестве полноценного участника и равного другим субъекта международных отношений.
В годы правления Касыма хана Казахское ханство было одним из крупных и могущественных политических объединений Центральной Азии. В это время его границы на юго-востоке охватывали значительную часть Жетысу, район рек Каратал и Аягуз, и выходили на северо-западе к реке Волге, на севере и северо-востоке они проходили в районе гор Улытау и озера Балхаш и на юге выходили на правобережье Сырдарьи, включая оседло-земледельческую зону городов Туркестана. В состав Казахского ханства в эти годы входила почти вся этническая территория казахского народа. Численность населения государства в те годы превышала 1 миллион человек. Авторитет верховной власти в то время был очень высок.
– Люди такого масштаба влияют на ход истории. Неоспоримо то, что смерть хана Касыма явилась переломным моментом в истории. Когда произошло это трагическое событие, и как оно изменило политическое положение Казахского ханства?
– Смерть Касыма хана кардинальным образом повлияла на политическое положение Казахского ханства и остановила его более чем пятидесятилетний процесс укрепления и возвышения. В исторических источниках указываются разные даты этого события. Имеются также расхождения в датировке смерти Касыма хана в переводах источников на русский язык. Так, если казахстанские востоковеды в своем переводе «Тарих-и-Рашиди» Мирзы Мухаммеда Хайдара конкретно указывают, что Касым умер в 1518 году, то в переводе этого же сочинения узбекских востоковедов говорится о смерти казахского хана «после 1518 года». Средневековые историки Хайдар б. Али Рази, Кази Ахмада Гаффари, историк династии Сефевидов Хасан-бек Румлу (XVI в.) и многие другие источники указывают на разные даты смерти Касыма. Но, несмотря на разнобой в датировке времени смерти Касыма хана в исследовательской литературе, больше всего сторонников имеют две даты – 1518 и 1524 год. Первой придерживался академик Василий Бартольд, а вслед за ним и Турсун Султанов. Ко второй дате склонялся, например, казахский историк, академик Алькей Маргулан.
Вместе с тем русские архивные документы позволяют более точно определить время смерти Касыма хана. Исходя именно из их сведений, Амантай Исин еще в 1985 году пришел к выводу, что Касым хан умер в начале 1521 года, «ближе к весне». Данная датировка, непонятным образом тогда не получившая общего признания, наиболее предпочтительна. В грамоте от 10 мая 1521 года осведомитель великого князя московского Василия Ивановича Зудов, который до этого четыре месяца находился в плену в Астрахани, писал в Москву: «А казатцкого царя Касыма сее зимы не стало…» Отметим, что в Сборнике императорского Русского исторического общества вместо «казатцкого царя Касыма» напечатано «казанцкого царя Касыма». На эту опечатку и обратил свое внимание Исин. Сообщение Зудова находит косвенное подтверждение в другом архивном документе – в грамоте великого князя Московского государства Василия Ивановича своему послу в Османской империи Третьяку-Губину. Летом 1521 года московский князь наказывал своему послу: «Да Казатцкую Орду ему пытати, кто ныне в казакех государь и где кочует». Этот факт говорит о том, что русское правительство было осведомлено о смерти Касыма хана. Вполне возможно, что оно получило подтверждение об этом и из других источников.
Поэтому дату смерти Касыма хана предпочтительно определить началом (январь-февраль) 1521 года. В это время он был уже в довольно преклонном возрасте, около 75-76 лет. Отметим ошибочность мнения А.К. Акишева о смерти Касыма хана от «лошадиной болезни». Согласно Хайдару б. Али Рази, Касым хан умер естественной смертью. Его сообщение, по-видимому, соответствует действительности. Думается, гибель в сражении такого крупного политического деятеля, как Касым хан, не осталась бы неотмеченной средневековыми историками.
По информации Кадыргали-бека Косымулы, Касым хан умер в своей последней ставке – в городе Сарайшыке, на западной границе своего государства. Здесь он и был похоронен.
— Изучая жизнь хана Касыма, наверняка невозможно было не изучить и историю Сарайшыка. Что вам известно о времени возникновения города?
– Захоронение хана Касыма в Сарайшыке имело как сакральный, так и политический характер. Как известно, этот город играл важную роль в истории Улуса Джучи. Предыстория Сарайшыка, существовавшего на правом берегу реки Яик, еще не совсем ясна. Одни исследователи считают, что он был построен на пустом месте, другие – на месте древнего поселения хорезмских колонистов. Есть сведение османского историка Катиба Челеби, что здесь была столица куманов. Поселение, по мнению некоторых историков, было центром правого крыла Дешт-и-Кыпчака. Здесь, считают другие исследователи, находился доисламский культурный центр Дешт-и-Кыпчака.
Золотоордынский период истории Сарайшыка запечатлен в нескольких мусульманских письменных источниках. Они показывают, что город имел статус одного из столичных городов Золотой Орды. Здесь, согласно Абу-л-Гази-хану, взошли на трон несколько ханов Золотой Орды, здесь же нашли свой последний приют его правители – Тохта и Джанибек. Есть также пока не подтвержденные данные, что в Сарайшыке были захоронены, по одним сведениям, семь, по другим данным, девять ханов. «… Сарайчук, с учетом его вероятного – еще домонгольского и доисламского – культового статуса, имел большую символическую значимость в государственности и культуре Улуса Джучи», – пишет Вадим Трепавлов.
– Сарайшык известен также как столица Ногайского ханства.
– После формирования Ногайской Орды город Сарайшык был ее политико-административным и экономическим центром. В состав Казахского ханства город вошел еще в период правления хана Бурундыка – в первом десятилетии XVI века. В это время ногайские мурзы оказались в тисках: на западе утверждали свою власть крымские правители, с востока наступало Казахское ханство. В 1509 году войска Крымского ханства разбили войска Ногайской Орды, и после этого, надо полагать, город Сарайшык, политический и экономический центр Ногайской Орды, перешел в руки казахов. По всей видимости, именно к этому периоду относится сообщение автора «Тарих-и-Рашиди» Мирза Мухаммад Хайдара о правлении хана Бурундыка в Сарайшыке. Факт распространения в это время власти казахских ханов на значительную территорию Ногайской Орды подтверждает и Фазлаллах ибн Рузбихан Исфахани, говоря, что казахи кочуют «из пределов [Кипчакской] степи и области реки Адил».
Бурундык хан сделал Сарайшык своей западной ставкой и провел в нем свои последние годы на родине. После нескольких неудачных сражений с шибанидами он потерял авторитет среди верхушки казахской знати, а вскоре и власть в Казахском ханстве. Отвергнутый своим народом, Бурундык хан с небольшой группой верных приближенных удалился в Самарканд к своей дочери Михр-Султан-ханым, выданной в конце XV века замуж за шибанида Мухаммеда Тимур-султана.
После этого в 1515-1516 годах правители Ногайской Орды, воспользовавшись тем, что внимание нового правителя Казахского ханства Касыма хана было обращено в сторону государства шибанидов, оттеснили казахов и установили свою власть на западе Казахстана. В состав ногайских владений вошел и Сарайшык. Однако власть Ногайской Орды продержалась здесь недолго. В ходе военных действий 1519-1521 годов Касым хан не только вернул в состав Казахского ханства прежние западные территории, но, нанеся ногайским мурзам сокрушительное поражение, отбросил их на правобережье Едиля (Волги). В Сарайшыке вновь установилась власть казахских правителей.
По мнению Трепавлова, в Сарайшыке была и ставка отца хана Касыма – хана Жанибека, а затем и его усыпальница. Хотя у нас это вызывает сомнение, огромное значение города для казахских правителей бесспорно. Нахождение здесь могилы хана Касыма уже давало им говорить о законности их притязаний на город и его округи. Впоследствии, как указывает Трепавлов, сын Касыма хана, Хакк-Назар хан, называл Сарайшык своим юртом. Это признавали и сами ногайские мурзы, которые в своих грамотах писали о «Янибеков цареве юрте».
– Что известно о могиле Касыма хана? И что стало с самим городом?
– К сожалению, хану Касыму, как и многим захороненным в Сарайшыке, покоиться с миром не дали. В 70-е годы XVI века русские казаки сожгли город и осквернили находившиеся здесь могилы. В 1581 году в Москве ногайский посол Байкеш Темиров со слов Урус-мирзы говорил: «Приходили деи государевы козаки сего лета и Сарачик воевали и сожгли. Не токмо что людеи живых секли, и мертвых из земли выимали, и гробы их разоряли».
Вместе с тем, значение Сарайшыка было настолько важным, что о нем помнили даже тогда, когда этого города фактически уже не существовало. О городе упоминается в архивных документах второй половины XVI века и даже первой половины XVII века. Город фигурирует на карте «Джихан-наме» османского историка XVII века Катиба Челеби, на различных европейских картах XVI-XVIII веков. Также, как указывает Трепавлов, «Абдулла Ризван, описывая в XVII веке Дешт-и-Кипчак, ставил Сарайчук в один ряд с такими столицами, как Бахчисарай, Казань и Хадджи-Тархан».
Таким образом, подытоживая вышенаписанное, можем утверждать, что великий казахский правитель Касым – хан Жанибекулы умер в начале 1521 года и был похоронен в городе Сарайшыке, который был важным сакральным и политическим объектом Улуса Джучи.
Марта ОРЫНБАСАРКЫЗЫ