Общество

РЕЛИГИЯ И СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ

Все мы родом из детства. Если нам, рожденным в СССР, внушали, что «религия — это опиум для народа», и воспитывали из нас атеистов, то в настоящее время в независимом казахстанском обществе созданы условия для существования и развития разных религий. Основными принципами нашего мирного сосуществования являются межнациональное и межконфессиональное согласие, свобода вероисповедания и толерантность друг к другу, уважение традиций, обычаев и языков. Это есть и должно быть всегда, потому что в современном мире ценнее целостности общества и единства народа всей страны ничего нет. Думаю, что эти принципы должны в параллельной плоскости отражаться и на каждой казахстанской семье.

Глава государства Н.А. Назарбаев уделяет особое внимание значению и роли семейного воспитания в нашей стране. Значимость семьи в нашем обществе отмечена тем, что Указом Президента страны от 1 марта 2013 года №511 второе воскресенье сентября в Республике Казахстан является Днем семьи, празднование которого призвано способствовать укреплению нравственности и духовности в обществе. В связи с этим на церемонии подведения итогов национального конкурса «Мерейлі отбасы», проведенного в соответствии с Распоряжением Президента страны №250 от 6 декабря 2013 года «О Национальном конкурсе «Мерейлі отбасы» 19 сентября текущего года в Астане, Глава государства дал конкретные поручения о разработке и утверждении Общенационального Плана мероприятий по укреплению семейных отношений, морально-этических и духовно-нравственных ценностей на 2015-2020 годы. Нурсултан Назарбаев отметил необходимость усиления информационной работы по освещению примеров дружных и сплоченных семей.

В современном мире существуют десятки тысяч религий. И какие бы каноны они ни пропагандировали, какие бы ценности ни исповедовали, все они строятся на том, что жизнь на Земле зародилась от одного Создателя, от одного Творца. Религиозные учения основываются на силе человеческого духа и пропагандируют смирение и послушание перед Всевышним, любовь к ближним и ко всему живому, уважение к старшим, трудолюбие, человеколюбие. То есть это те ценности, которые человек практически с пеленок познает в нормальной здоровой семье.

Современная жизнь вносит свои коррективы в семейные отношения. И, к сожалению, в нашем обществе наблюдается их кризис. По данным официальной статистики, в Атырауской области в первом полугодии текущего года на каждые три заключенных брака приходился один зарегистрированный развод. Злободневными проблемами остаются вопросы брошенных младенцев, оставленных престарелых родителей, огромные суммы неоплаченных алиментов, многочисленная армия горе-родителей, лишенных своих прав, израненные детские души, печальная статистика суицидов. И даже в благополучных семьях существует проблема «отцов и детей». Наряду с этим, в ежедневной суете, стремлении родителей как можно больше заработать, чтобы содержать семью, на второй план отодвигается живое общение с детьми. Так называемое «телефонное воспитание» все больше распространяется в нашем обществе, и оно, к сожалению, «отключает» родителей от детей. И в режиме «отключения» мы не замечаем того, чем живут наши дети, с кем дружат, о чем мечтают, с кем общаются реально и виртуально, что их интересует, что беспокоит. Так мы и движемся по течению жизни. И не всегда это течение бывает равномерным и без преград, без неожиданных потрясений. Размышляя об этом, невольно задумываешься о том, как же раньше нас воспитывали родители? В многодетной семье одновременно со своими 7 детьми, мои родители воспитывали и 4 детей маминой старшей сестры, работавшей со своим супругом совхозными чабанами. В нашем доме никогда не переводились гости. Ни одно родительское собрание в школе мои родители не пропускали, при этом на собрания всех детей ходил только папа. Отношения в семье были такими, что никто ни с кем не пререкался, родители были для нас вроде старших друзей, которым свободно можно было поведать о своих волнениях. При этом родители баловали каждого из нас, исполняя все наши желания, помогая в решении наших детских проблем. И девизом нашей большой семьи было стремление не огорчать и не подводить родителей: ни в учебе, ни в поведении.

Еще родители говорили нам о том, что каждый свой шаг мы должны делать с верой в поддержку Всевышнего. Мы не были глубоко верующими людьми, не совершали ежедневно намаз, и не все обряды и традиции ислама могли соблюсти. Но Всевышний был в сердце каждого из нас. У нас в доме был старый Коран, наследство от деда по маминой линии (он был муллой). Мама рассказывала, что за свою религиозность и содержание маленькой мечети дед был репрессирован и отбывал наказание в тюрьме. Коран с тлеющими от времени страницами до сих пор хранится у нас. Хотя мы росли атеистами, все мы с большим почитанием относились к этой священной книге.

Семья — основа бытия общества, она сама по себе является ценностью. Семья формирует человека и хранит в себе нравственные устои, обычаи и традиции. Только дружная семья, семья, живущая как единое целое, может быть счастлива и успешна. Испокон веков традиционная казахская семья состояла из многочисленных ее членов, представляющих несколько поколений, живущих вместе. Без родительского благословения дети не могли создавать свои семьи. А первые внуки неизменно воспитывались старшими рода, даже своих родителей внуки воспринимали как старших брата и женеше. Глава семьи был ответственен за семью и заботился о ее благополучии. Мать ассоциировалась с хранительницей семейного очага, поэтому в казахской семье особое внимание придавалось воспитанию дочерей. Культ старших представителей рода сохранялся в каждой семье. Почитание и уважение старших являлись прописными истинами.

В традиционных религиях семье отводится важное место. Если в исламе, отмечая значение в семье мужа и жены, важное место занимают обязанности супругов друг перед другом, а детей — перед родителями, то в христианстве к семье относятся как к малой религиозной общине. Любовь и уважение членов семьи друг к другу, забота друг о друге — основа семейных отношений. К сожалению, в настоящем обществе все больше семей, где религиозные привязанности не объединяют, а разъединяют родных друг другу людей. Нетрадиционные, радикально настроенные религии насаждают беспрекословное повиновение перед «духовным отцом». Уже становится привычным, когда сноха не выходит встречать гостей, потому что ее религия не позволяет ей общаться ни с кем, кроме мужа и ее «братьев» и «сестер». Уже не режет слух, когда говорят, что родные дети не показывают внука своим родителям и другим родственникам. И когда чья-то дочь оказывается чьей-то женой не по любви и благословению родителей, а по религиозной принадлежности, мы думаем, что это не наша беда, мою дочку так не смогут «обработать». Самое страшное, когда дети отрекаются от своих живых родителей, назвав их «кафирами», когда кровные братья оказываются отчужденными друг от друга только потому, что они по-разному относятся к жизни и к религии. А среди причин, толкающих молодых людей на суицид, можно назвать и желание поскорее уйти в потустороннюю, «настоящую» жизнь. Только общими усилиями, общим неприятием таких устоев мы можем противостоять подобным противоречиям в семье и в обществе. Каждый из нас должен задуматься, чем живет его семья, о том ли мы говорим со своими детьми, правильно ли мы их воспитываем, достойны ли мы быть примером для своих детей. Нам удобно думать, что детей воспитывает общество, школа. Главное призвание учителей — дать нашим детям образование. А воспитывать детей, формировать их духовное мировоззрение, строить взаимоотношения в семье и учить детей чтить семейные ценности, думаю, прямые обязанности родителей.

 Асия КИСТАУБАЕВА,
руководитель областного управления

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button