Про нашего Афанасьева знает весь Казахстан

Доклад одиннадцатиклассника из Атырау Гиоргия Жоржолиани признали лучшим на республиканской конференции Ассоциированных школ ЮНЕСКО в направлении «Человек, оставивший след в истории и культуре региона», прошедшей в Шымкенте. Юноша решил, что его героем станет известный в Атырау краевед Вячеслав Афанасьев. И не ошибся.

Как рассказал нам уже по приезде Гиоргий, идея написания доклада об Афанасьеве появилась в год, когда в «Прикаспийке» вышло интервью с этим удивительным человеком (это было осенью прошлого года). Он открыл для себя Вячеслава Константиновича. Затем были посещения его выставок, музеев и даже совместная поездка на Актобе-Лаэти!

— В общении Афанасьев абсолютно обычный, свой человек! Мне очень легко с ним контактировать! Между тем он знает столько всего! Это уникальная личность и патриот своего родного края, — говорит Гиоргий. — И я тоже решил внести свою лепту в реализацию ежегодных Посланий нашего Президента, написав научный проект о человеке, благодаря которому мы имеем возможность лучше узнавать историю своего родного края — об ученом и краеведе Вячеславе Афанасьеве.

В своей работе Гиоргий отметил необходимость привлекать внимание к кропотливой каждодневной работе краеведов, которые собирают материалы об истории родного края и делают все для увековечивания памяти о людях, которые творят эту историю.

— Не каждому ученику известно, что одним из первооткрывателей Сарайшыка является Афанасьев, об останках мамонта, найденного молодым Афанасьевым в 1959 году на берегу Урала. И я захотел заинтересовать одноклассников и земляков творчеством этого краеведа.

Вместе с научным руководителем — учителем истории высшей категории частной школы «Тағылым» Асылганым Букенбаевой Гиоргий посетил все музеи, созданные Афанасьевым — Музей Боевой Славы, музей «Старого Гурьева», экспозиции, где выставлены экспонаты, найденные во время раскопок.

В своем проекте Гиоргий Жоржолиани рассказал не только об Афанасьеве, но и поведал об истории нашего края, о том, что каждый камень дышит древностью. Он напомнил, как в 1395 году Сарайшык подвергся разрушению войсками Тимура, и как в XV веке город был восстановлен и стал резиденцией ханов Ногайской орды. Как в XVIII веке произошло присоединение казахских земель к России, как в начале 1900-х началось освоение нефтяных богатств и развитие рыбного промысла; как из захолустной окраины край превратился в крупный индустриальный центр Прикаспия…

— С момента получения Независимости Казахстана Атырауская область открыла новую страницу своей истории и развития. Перемены, произошедшие в течение 25 лет, кардинально изменили как облик города и области, так и экономики в целом. И все эти события нашли отражение в произведениях местных писателей и краеведов.

Интересно, что школьник подошел к проекту по-журналистки, сняв видеорепортаж об Афанасьеве.

Огромная часть работы Гиоргия посвящена В. Афанасьеву, как первооткрывателю колыбели казахской орды — Сарайшыка, а также как активному человеку, занимающемуся восстановлением братских могил.

Всё это эксперты республиканской конференции Ассоциированных школ ЮНЕСКО оценили очень высоко. Национальный координатор Ассоциированных школ ЮНЕСКО в РК Леонид Ким с трепетом вручил нашему джигиту диплом за лучший доклад республиканской конференции «Региональное историко-культурное и природное наследие Казахстана». Эта совместная работа учителя и ученика принесла также и сертификат за лучший доклад, а еще благодарственное письмо научному руководителю Асылганым Букенбаевой от руководства ЮНЕСКО за подготовку призера конференции.

К слову, Асылганым Болатовна отметила, что присутствующие школьники и учителя после доклада ее ученика выразили желание побывать в нашем крае. Хотя были ребята, которые также рассказывали в своих работах о своих родных местах, об ученых, например, Жаннур Дарибаева и Сабина Капашева из Караганды подготовили проект об ученом-земляке Е. Букетове, и все же многие подходили именно к Гиоргию и спрашивали, как к нам доехать, на чем. А это значит, что атырауский одиннадцатиклассник смог не только раскрыть краеведа, но и заинтересовать историей Прикаспия, отразив в своей работе его уникальность.

— Мне хотелось бы, чтобы про нашего «собирателя истории края» — Афанасьева, знал каждый школьник, и было бы хорошо, если бы Вячеслава Константиновича почаще приглашали на школьные мероприятия, — говорит Г. Жоржолиани. — Ведь, кажется, что все давно уже изведано, но Афанасьев старается найти новые интересные, неизвестные факты, касающиеся истории Атырауской земли.

«Надо воспитывать в себе и наших детях новый

казахстанский патриотизм — это, прежде всего, гордость

за страну и ее достижения, они также должны предпочесть жизнь на Родине, потому что им здесь гораздо лучше. Каждый гражданин нашей страны должен обрести чувство хозяина на своей земле. Воспитание интереса к краеведению неразрывно связано

с социальным запросом общества.

Чем полнее, глубже, содержательнее будут знания школьников о родных местах, выдающихся земляках, тем более действенными окажутся они во взрослой жизни».

( Из Послания Н.А. Назарбаева народу Казахстана

«Стратегия «Казахстан -2050»)

Ассоциированные школы ЮНЕСКО

(UNESCO Associated Schools Project Network, ASPnet) —

учебно-воспитательные учреждения,

сотрудничающие с ЮНЕСКО в рамках

соответствующих национальных

программ в распространении миротворческих идей, нравственных и духовных ценностей.