ПРИВИВКИ: ДА ИЛИ НЕТ?
Одним из наиболее обсуждаемых и острых вопросов среди верующих людей в последнее время стала вакцинация детей. Мнения разделились. Причем как сторонники, так и противники приводят в качестве аргументов много доводов.Как же быть? Прививать или нет ребенка от инфекционных болезней? Думаем, что решение принимает каждый родитель. Однако, взвесив при этом все «за» и «против», беспристрастно соотнеся аргументы обеих сторон, надо помнить при этом, что главное при выборе — интересы ребенка, его здоровье в будущем.В редакционную почту портала «Е-ислам» также поступило несколько писем, в которых мусульмане задают этот вопрос. Высказать свою точку зрения мы попросили известного теолога, заведующего отделом просвещения и Интернет-пропаганды ДУМК Ершата Онгарова.
— Вопрос о целесообразности вакцинации, действительно, можно назвать одним из актуальных. Попытаюсь проанализировать аргументы, которые приводят сторонники отказа от прививок, именно с точки зрения Шариата. Как правило, в качестве аргументов ратующие за отказ используют громкие лозунги, такие как «Ислам запрещает прививки», «Вакцина — происки шайтана», «Прививки нарушают предопределенное Аллахом», «Вакцина — наджаса» и т.п. Однако официальная медицина, основываясь на результатах исследований и статистике, настоятельно рекомендует проведение вакцинации.
Каждая из сторон приводит свои доводы, и людям, далеким от медицины, сложно разобраться — прививаться или отказаться от вакцинации. Основываясь на доводах Шариата и медицины, постараюсь дать ответ на вопрос: «Прививки — да или нет?».
Наш организм может приобрести устойчивость к инфекционным заболеваниям — иммунитет — двумя путями. Первый — переболеть. При этом организм вырабатывает антитела, которые в дальнейшем будут оберегать нас от этой инфекции. Это достаточно тяжелый и опасный путь. И он чреват высоким риском опасных осложнений, вплоть до инвалидности и смерти. Например, бактерия, вызывающая столбняк, выделяет в организме больного самый сильный на планете токсин. Этот яд действует на нервную систему человека, вызывая судороги и остановку дыхания. Каждый четвертый, заболевший столбняком, умирает.
Второй — вакцинация. В организм вводится возбудитель болезни — вакцина или анатоксин. Прививка не вызывает болезнь, но заставляет организм вырабатывать антитела, чтобы в будущем, столкнувшись с данной инфекцией, уже не заразиться. Иммунная система реагирует на них так же, как на настоящую инфекцию — в организме образуются антитела.
В Священном Коране и Сунне Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) нет открытого запрета на вакцинацию, но есть все предпосылки для того, чтобы утверждать о ее необходимости.
Как правило, четырнадцать веков тому назад не было тех болезней, которые распространены в современном мире. Если даже имелись, то не было тех условий для выживания возбудителей болезней, которые имеются сейчас (плохая экология, общественный транспорт, места массового пользования и т.п.).
Тем не менее, текст Священного Корана и Благословенная Сунна указывают на то, чтобы мы предохранялись от болезней, и отрицает вышеперечисленные доводы, которые приводят сторонники отказа от вакцинации:
«…если бы пожелал Господь твой, они бы этого не делали» (Коран 6:112).
Утверждение о том, что нечто, изобретенное человеком (в частности, вакцинация), нарушает предопределенное Всевышним — абсурдно, так как это противоречит ясным аятам Священного Корана. Ведь ничто на земле не происходит без соизволения Аллаха.
«Аллах не сотворил какой бы то ни было болезни без того, чтобы не сотворить средство излечения от нее» (от Абу Хурайры). А Имам аль-Бухари добавляет: «А медицина, безусловно, является средством излечения от болезней». Также хадис: «Тот, Кто утвердил болезни на земле, также утвердил и средства их излечения», переданный от Абу Хурайры, и многие достоверные хадисы указывают на то, что если имеются болезни, то существуют и средства излечения от них, кроме старческого увядания, которое как таковое не является болезнью. Поэтому беспочвенно утверждать то, что необходимо отказаться от медицинских вмешательств, в частности, от вакцинопрофилактики.
Если же обратиться к статистике Всемирной организации здравоохранения (далее — ВОЗ) с учетом статистических показателей, то отчетливо видны прогрессы спада количества случаев заболеваний, управляемых вакцинопрофилактикой:
— За период с 2000-го по 2012 год противокоревая вакцинация привела к снижению глобальной смертности от кори на 78%;
— дифтерией болеют всего 5% привитых людей (вакцинация обеспечивает более легкую форму течения заболевания);
— иммунизация позволяет ежегодно предотвращать от 2-х до 3-х миллионов случаев смерти от дифтерии, столбняка, коклюша и кори (данные ВОЗ);
— прививка от чумы помогла спасти человечество от «черной смерти».
Еще один интересный пример приводит кандидат медицинских наук В.С. Ганин в журнале «Наука и жизнь» (№7, 2006 год).
Так, в Монгольской Народной Республике при ликвидации вспышки чумы были привиты 115 333 человека, из которых впоследствии заболели лишь двое.
Сейчас в интернет-пространстве наблюдается «бум» псевдоинформации, которая опрометчиво выдает медицинские исследования, причем чаще представлены совершенно безграмотные суждения. Стоит заметить, что данные их «исследования» опубликованы не в медицинских журналах, а на открытых блогах, куда любой желающий может написать то, что пожелает.
Опыт многих стран свидетельствует о том, что нарушение плановой иммунизации в течение лишь нескольких лет ведет к развитию эпидемии на государственном или региональном уровне. Массовая иммунизация дает положительный эффект даже в условиях неблагоприятной социально-экономической ситуации. Не только прекращение, но даже сокращение охвата контингентов, подлежащих вакцинации, ведет к эпидемическому возврату болезней, управляемых средствами вакцинопрофилактики.
Прививка — это результат многовекового усилия врачей и ученых, убеждения которых подкреплены научными фактами. И я призываю всех мусульман не поддаваться провокациям сторонников отказа от вакцинации, утвержденной в «Национальном календаре профилактических прививок РК».
В скором времени Духовное управление мусульман Казахстана планирует выпустить фетву (религиозно-правовое заключение) по поводу вакцинирования.