ХОРОШИМ УЧИТЕЛЕМ СТАНОВИТСЯ ПРИЛЕЖНЫЙ УЧЕНИК
Фойе первого этажа казахско-турецкого лицея украшают дипломы, кубки и многочисленные медали учащихся, выигранные на международных олимпиадах. И почти половина из них — по физике и информатике. Конечно, в этом большая заслуга самих ребят и их родителей. Но к такому успеху их привел Эльбрус Пиреев — лучший учитель области по итогам областного конкурса «Выбор года-2012».
Педагогика — творческая работа, требующая огромного терпения. Это хорошо понял Эльбрус, как только после окончания третьего курса Международного университета имени С. Демиреля пришел работать по приглашению в Кызылординский казахско-турецкий лицей. Еще свежа была в памяти учеба в родном Шымкентском КТЛ. И он с позиции ученика знал и чувствовал, по какому пути надо двигаться в педагогическом деле, чтобы получить результат.
— Зачем давать домашнее задание по учебнику? Ученик сам должен заниматься по нему во внеурочное время, черпая дополнительные знания, — делится размышлениями мой собеседник. — Жалко тратить 45 минут урока на листание школьной литературы. Это можно сделать дома, а на уроке надо активно использовать с учеником возможности Интернета, в котором всегда больше хорошего, чем плохого.
«Всемирная сеть дает большие возможности», — считает Эльбрус. — Допустим, тема урока «Решение задач с использованием уравнения теплового баланса». Перед уроком он всегда просматривает дополнительный материал, узнает, как преподается этот урок в английском колледже или российском лицее. Ему интересны любые данные, связанные с этой темой. Все, что найдет в Интернете, берет на урок и с учениками по полочкам разбирает те или иные варианты. И так, по одной конкретной теме знания ребят многократно умножаются, а дома подкрепляются школьной литературой.
Как считает Эльбрус Пиреев, главное в начальном образовании — суметь распознать творческие и умственные способности ребенка. А они есть у каждого. В казахско-турецкий лицей принимаются мальчики с 7 класса. Из тех 50 ребят учитель физики и информатики Эльбрус Пиреев методом тестирования или собеседования определяет интеллектуальный уровень ученика. В 7-8 классах сам очень тесно занимается с подростками. С 9 класса ребята начинают самостоятельную работу под контролем педагога. Пиреев практикует еще и такой механизм работы, когда учащиеся 10-11 классов сами преподают для ребят из младших классов. Оказываемое доверие вырабатывает дисциплину, ответственность. Преимущество такого метода в том, что при подготовке к преподаванию ученик освежает в памяти пройденный материал.
— Его трудно увидеть с ручкой или бумагой за учительским столом или учебником в руках, — рассказывает коллега Пиреева, заместитель директора лицея Руслан Сихимбеков. — У него совершенно другой механизм работы, выстроенный на доверии учеников и их родителей, тесном общении. Это не урок получается, а беседа. При этом Эльбрус Пиреев при всей своей демократичности умеет сохранять субординацию.
Эльбрус сумел наладить работу с родителями учеников. Часто звонит им, напоминает о предстоящих контрольных работах, подготовках к тестированию, просит внимательно отнестись к домашним заданиям детей. Несмотря на праздники и даже на каникулах, Пиреев занимается с учащимися. С личным временем не считается. Современная образовательная система построена так, что одних уроков мало. Особенно при подготовке к ЕНТ или олимпиаде. И ребята из лицея грызут гранит науки днем и вечером. Такую дисциплину выработал учитель Пиреев.
— Мне все время приходится вспоминать себя 15-летнего, — говорит Эльбрус. — Пытаюсь понять, что я хотел в том возрасте и чего мне не хватало. Прежде всего, это контакт с педагогом. Поэтому я часто после уроков остаюсь с ребятами пить чай, играю в футбол. Подобные неформальные отношения помогают понять каждого ученика, узнать его особенности и подобрать ключик.
Кроме того, Пиреев завел традицию ходить в гости друг к другу. Дело в том, что на родительском собрании далеко не все родители скажут то, что их волнует, не спросят, что их интересует — вокруг другие люди, обстановка не такая. А вот в кругу родных, близких, за дастарханом ребенка можно лучше узнать.
— Я даже в Кульсары поеду ради своего ученика, — признается собеседник. — Сейчас занимаюсь с 25 детьми. И уже у 15 ребят побывал в гостях. Общаюсь не только с мамой и папой, но и с братьями и сестрами, бабушкой и дедушкой. Тогда еще лучше узнаешь ученика. С замкнутыми, ребятами с трудным характером я стараюсь наладить контакт в первую очередь. Иначе как мне работать с ними в течение года? Так у нас выстраиваются отношения.
Его цель — не просто провести урок информатики или физики, подготовить к национальному тестированию. Пиреев хочет научить ребят преодолевать трудности. Не все соглашаются участвовать в международных олимпиадах, поскольку не уверены в своих силах. Тогда он приглашает на уроки победителей олимпиады, призеров республиканских и международных конкурсов. Часто в лицей приходят выпускники КТЛ разных лет. Все они делятся впечатлениями об учебе, рассказывают, как готовились к олимпиаде, морально настраивались и какую пользу принесла им победа. Для учащихся это — большой стимул.
В лицее получают знания дети из различных слоев общества. И необходимо показать им, что не важно, какую должность занимают его родители — аким или рыбак из сельской глубинки. Здесь все равны. Поэтому Эльбрус нередко выезжает со своими учениками в казахско-турецкие лицеи разных городов. «Едем на поезде в плацкартном вагоне. Условия для всех одинаковые. Дорога сближает таких разных ребят», — отмечает Эльбрус.
Еще одна важная методика, которая действует прекрасно для ребят при подготовке к экзаменам — составление вопросов по пройденному материалу. Не каждый учитель, а тем более ученик станет затруднять себя подобным. Лучше списать вопросы из учебника, пособия, найти в Интернете. А вот самим составить их непросто. Содержание вопроса может показать, насколько ученик освоил материал. Ребята самостоятельно работают над этим. К сожалению, в Атырау не практикуется такой метод работы между школами, когда выпускники при подготовке к ЕНТ или олимпиаде готовят вопросы друг для друга. А это проверенный способ более детально освоить тему.
Как считает Эльбрус Пиреев, плохая оценка ученика — это сигнал для учителя. Значит, тему не раскрыл полностью, ученик не понял, и надо объяснить ему это по-другому. Все дети способные, пусть даже и не участвуют в олимпиадах. Надо просто доходчиво объяснять.
— Приезд в Атырау Эльбруса Пиреева считаю находкой и большой удачей для наших ребят, — говорит директор казахско-турецкого лицея Исмаил Эльма. — Я его знаю еще учеником. Помню его по учебе в Шымкентском казахско-турецком лицее. Он сидел за первой партой и сосредоточенно слушал учителя. Что непонятно — всегда переспросит. Потом, когда я узнал, что он преподает в КТЛ в Кызылорде и стал учиться в магистратуре, понял, что его нужно пригласить к нам, в Атырау. На наше счастье, Эльбрус легко согласился.
Как отметил директор, Эльбрус очень любит свою страну, где родился и вырос. На многие вещи имеет свою точку зрения, умеет ее обосновать. Открыт для каждого. Он — хороший специалист. Пиреева не один раз приглашали на работу в разные нефтяные компании, но свое призвание он видит именно в педагогической деятельности. Эта творческая работа ему по душе.
— Когда мы вместе с родителями и учениками поздравили его со званием «Человек года — 2012», он сказал, что эта награда общая, — продолжает Исмаил Эльма. — Думаю, это не дежурная фраза.
«Именно такие, как Пиреев, талантливый, энергичный, творческий человек, любящий детей и ценящий общение с ними, должны быть примером для всех педагогов», — считает директор лицея.
Марина КУАНЫШЕВА,
фото
Ануара АБИЛГАЗИЕВА