О пассажирских перевозках и возникающих в связи с этим вопросах говорилось в ходе онлайн-брифинга руководством областного управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог и КГУ «Смарт Атырау».
Маршруты запущены
По информации руководителя управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Асета ОРАЗГАЛИЕВА в настоящее время в области функционируют 63 маршрута (30 внутригородских, 4 внутриобластных, 25 внутрирайонных, 2 межобластных и 1 международный), а регулярными пассажирскими перевозками занимаются 12 компаний-перевозчиков. Это: ТОО «Еділ мен Жайық» (маршрут «Атырау – Астрахань»), ТОО «ЛаваТранс» («Атырау — Шымкент», «Атырау — Уральск», «Атырау – Бейнеу», «Атырау — Кульсары»), ИП «Косубаева» (внутриобластной маршрут «Атырау — Махамбет»), ТОО «IIn West Service» (внутриобластной маршрут «Атырау — Макат»), ТОО «Западтехинвест» (Жылыойский внутрирайонный маршрут), ТОО «Автомобиль-М» (внутрирайонные маршруты Макатского и Курмангазинского районов). А также ТОО «Alga Bus», ТОО «Атырау-Автопарк», ТОО «Акжайык-Автопарк», ТОО «Айдын и Ко», ИП «Баймуханов С», ИП «Авто – Мобиль» — городские и пригородные маршруты Атырау. Всего по г. Атырау и пригородам имеется 30 маршрутов, по которым осуществляются перевозки общественным транспортом, в том числе 21 внутригородской и 9 пригородных маршрутов. Ежедневно в областном центре на линию выходили более 210 автобусов.
В целях развития пассажирских перевозок в городе Атырау разработана «Концепция развития сферы общественного транспорта на 2017-2022 годы» и начата системная работа. На сегодня в рамках концепции система электронного билетирования запущена на всех 30 маршрутах. В рамках системы предусмотрены льготы инвалидам I, II и III групп, пенсионерам, многодетным матерям, студентам и школьникам. На городских маршрутах, помимо карты проезда, есть возможность оплаты с помощью QR-кода, sms-сообщения, а также для удобства жителей можно воспользоваться мобильным приложением «Avtobys», отслеживающим движение автобусов. В общественном транспорте города установлено 226 ед. стационарных и имеется 155 ед. мобильных терминальных устройств, и более 200 тысяч транспортных карт используется жителями города, — рассказал А. Оразгалиев.
Автобусы приобретены
По программе лизингового финансирования в 2018-2020 годах обновлен автопарк и приобретено 260 новых автобусов (170 из которых оснащены для езды на экологически чистом газовом топливе — метане). В соответствии с действующим законодательством решением Атырауского областного маслихата от 14 декабря 2018 года №282-VІ «Об определении перечня социально значимых автомобильных сообщений по Атырауской области, подлежащих субсидированию в 2019-2021» вопрос субсидирования за счет средств местного бюджета уже решен. Кроме того, по запросам жителей запущены 4 маршрута, деятельность которых ранее была приостановлена (№3 «Атырау — СМП 163», №15 «мкр. Мунайшы — мкр. Сарыкамыс», №30 «парк Победы — Жилгородок», №62 «Черная речка — мкр. Авангард»). С учетом пожеланий жителей увеличивается число автобусов на каждом маршруте, что, в свою очередь, ведет к росту пассажиропотока в автобусных перевозках.
Что касается международного маршрута «Атырау – Астрахань – Атырау», который обслуживается один раз в день (в 21.00 ч.), то в связи с пандемией его деятельность приостановлена. В настоящее время осуществляются перевозки два раза в день (в 9.00 ч., 19.00 ч.) по межобластному направлению «Атырау-Уральск-Атырау» (стоимость билета — 4500 тенге) и 6 раз на внутриобластном направлении «Атырау – Кульсары – Атырау» (8.00 ч., 10.00 ч., 12.00 ч., 14.00 ч., 16.00 ч., 18.00 ч. при стоимости билета — 1400 тенге). В 2017-2020 годах перевозчиком приобретены 12 новых автобусов для межобластного маршрута «Атырау – Уральск — Атырау», автобусы, оснащенные навигационными средствами GPS/TRAKER и видеокамерами. С февраля 2020 года открыты регулярные маршруты по внутриобластным маршрутам «Атырау — Макат» (08-18:15 ч., стоимость билета — 700 тенге), «Атырау — Индер» (07-17.00 ч., стоимость билета — 800 тенге), а с сентября 2020 года запущен маршрут «Атырау — Махамбет» (07:00 ч., 14:00-11:30 ч., 18:30 ч., стоимость билета – 400 тг). Для удобства пассажиров через сайт atyraubus.kz действует система покупки электронных билетов по направлениям Атырау — Уральск, Атырау — Кульсары, Атырау — Индер, Атырау — Макат, Атырау — Махамбет. На данных внутриобластных маршрутах предусмотрен бесплатный проезд для детей с ограниченными возможностями в возрасте до 16 лет и предусмотрена скидка 50% для лиц с ограниченными возможностями по I и II группам.
В череде вопросов, поступивших от жителей города, были следующие:
«Почему в Актау ходят наши автобусы? – задал его Нурлыбек Темирханов. Как известно, 30 автобусов, подаренных ТОО «Тенгизшевройл», неожиданным образом очутились в соседнем городе Актау.
– Этот вопрос стоит рассматривать через призму бизнес-интересов компании-перевозчика. Для развития сферы общественных перевозок были открыты частные автопарки. Они были оснащены автобусами по программе лизингового финансирования. В частности, для нужд города было приобретено 170 ед. автобусов, оснащенных ездить на газе метане, 90 из которых на сегодня обслуживают пассажирские перевозки, а 70 будут со временем направлены для обслуживания других маршрутов, что должно покрыть потребности в городских перевозках. После прибытия этих автобусов одна из компаний-перевозчиков, исходя из своих возможностей и в целях развития своего бизнеса, думаю, проявила заинтересованность в открытии маршрутов в Актау, — ответил Асет Оразгалиев.
Пользователь соцсети Мария Талгатовна поинтересовалась относительно запуска пригородного поезда «Атырау – Ганюшкино», который один раз был отправлен в тестовом режиме на станцию Ганюшкино. «Каковы планы на счет этого ж/д маршрута, закончилась ли его экспертная оценка?» — спросила она.
– В феврале, как было сообщено через социальные сети и СМИ, мы совместно со специалистами КТЖ запустили этот поезд в экспериментально-тестовом режиме, туда и обратно. Цель запуска – выяснить размер расходов на его эксплуатацию, время пребывания в пути, технические характеристики маршрута. Вопрос открытия маршрута поезда сообщением «Атырау – Исатай – Курмангазы» на сегодня пока рассматривается в головном офисе КТЖ, но он еще до конца не решен. Как только мы получим расчеты по содержанию этого маршрута, то необходимо будет решить вопрос с его субсидированием из средств бюджета, — разъяснил руководительуправления пассажирского транспорта и автомобильных дорог.
Жительница мкр. Нурсая Нургуль Шамарова спросила: «Почему после 7 вечера автобусы в мкр. Нурсая перестают курсировать?»
– В мкр. Нурсая в настоящее время курсируют маршруты №№ 4, 30 «а», 22. Этот вопрос нам адресовали и через соцсети. В целом маршруты ездят, но признаю, что количество автобусов на линиях мало из-за нехватки водителей в автопарках. Поэтому сейчас выделены дежурные автобусы, которые курсируют до 10-11 часов ночи. Если решится вопрос с набором водителей, то проблема, думаю, будет полностью решена, — ответил заместитель директора КГУ «Смарт Атырау» Рустем ЕРНИЯЗОВ.
Бауыржан Сисенов спросил о том, когда на линию выйдут кондукторы.
На это Р. Ерниязов ответил, что при внедрении системы электронного билетирования был взят опыт городов Алматы и Нур-Султана, где гораздо раньше перешли на безналичную форму оплаты за проезд в общественном транспорте.
– И мы убрали кондукторов в качестве эксперимента. Но, как показала практика, это привело к другой крайности, участились случаи неоплаты за проезд в автобусах, и тогда было решено вернуть кондукторов на маршруты. Сбои же валидаторов связаны с разного рода блокировками связи, интернета и антитеррористическими учениями.
Жительница Мария Т.: «Прежнее приложение Infobus себя хорошо зарекомендовало и было очень удобным. Нельзя ли сделать действующее приложение Avtobus в таком же формате?»
– Вопрос очень уместный и хороший. Да, до последнего времени у нас в городе работало мобильное приложение Infobus с GPS навигаторами, установленными в автобусах, которое показывало, где, в каком месте и какой автобус определенного маршрута перемещается. На то, чтобы данное приложение было внедрено и функционировало, акиматом было потрачено немало бюджетных средств. Теперь решили сэкономить бюджетные средства, и договор на обслуживание приложения Infobus с его владельцами с нашей стороны был приостановлен. Сейчас мы пользуемся приложением Avtobys, которое предоставляет нам компания ТОО «Smart Qala», внедрившее в городе систему электронного билетирования, — разъяснил заместитель директора КГУ «Смарт Атырау» Р. Ерниязов.
Ерик Бисалиев: «Останется ли автовокзал (рядом с ж/д вокзалом) под контролем ТОО «Лава Транс»? На сколько лет? Есть ли договор?»
– Автовокзал рядом с ж/д вокзалом свою работу и не приостанавливал. Он обслуживает международные, междугородние и внутриобластные маршруты. Скажу, что со стороны областного управления пассажирского транспорта вопрос о переносе автовокзала даже не ставился. ТОО «Лава Транс» заключило договор на доверительное управление сроком на пять лет, — пояснил А.Оразгалиев.
Еркебулан Бадел: «Будет ли капитальный ремонт автодороги «Атырау — Уральск?»
– «Атырау – Уральск» – дорога республиканского значения, общей протяженностью 550 км, 189 км из которых пролегает по Атырауской области. На сегодня, как известно, принята государственная программа «Нұрлы жол» на период 2020-2025 гг. В рамках этой программы запланирована реконструкция автотрассы «Атырау – Уральск», согласно которой она из двухполосной станет четырехполосной. В частности, начались проектно-изыскательские работы на участке дороги 75-125 км. И после завершения ПСД на этом участке начнутся дорожно-строительные работы, – прозвучал ответ.