Модернизация в армии

modernizacziya v armii Общество

«НАША АРМИЯ – ОПОРА НАШЕГО ГОСУДАРСТВА. ЗАЩИТА НЕЗАВИСИМОСТИ И БЛАГОПОЛУЧИЯ НАШЕЙ РОДИНЫ — ВАЖНАЯ ЦЕЛЬ. СОХРАНЕНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ РОДНОЙ ЗЕМЛИ — ЖИЗНЕННАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ, КОТОРУЮ НАШИ ОТВАЖНЫЕ ПРЕДКИ ЗАЩИЩАЛИ ВЕКАМИ И ОСТАВИЛИ НАМ В НАСЛЕДСТВО. СЕГОДНЯ НАША ГЛАВНАЯ ОБЯЗАННОСТЬ — СОХРАНИТЬ ЭТУ БОЛЬШУЮ ЦЕННОСТЬ КАК ЗЕНИЦУ ОКА».

Касым-Жомарт ТОКАЕВ,
Президент Ресублики Казахстан
(Всеармейское совещание Казахстана, 5 мая 2023 г.).

Для улучшения мобильности войск требуется увеличение парка военно-транспортных самолетов и боевых машин. Что же касается внедрения передовых информационных систем и технологий, то это нужно для повышения оперативности в принятии решений и наращивания потенциала боевых подразделений, а также для эффективности применения войск.

ПРЕЗИДЕНТ О ВОЕННЫХ ПРИОРИТЕТАХ

Всеармейское совещание прошло под председательством Главы государства — Верховного главнокомандующего Вооруженными силами Касым-Жомарта ­Токаева 5 мая 2023 года. На нем Президент страны отметил основные моменты, которые необходимы для развития Вооруженных сил, их технологического перевооружения и модернизации, армейской службы, морально-нравственного и военно-патриотического воспитания молодежи, социального обеспечения ­военнослужащих. Мы со своей стороны не станем охватывать все аспекты жизнедеятельности Вооруженных сил, а остановимся подробнее на вопросах модернизации армии.
Говоря о модернизации армии, Президент подчеркнул о необходимости продолжения модернизации технологического уровня армии. Он указал на необходимость увеличения количества современного вооружения и техники, таких как высокоточное оружие, беспилотные летательные аппараты и робототехнические комплексы.

Президент страны сделал акцент на том, что в вопросе модернизации армии большое значение отводится оборонно-промышленному комплексу республики и в плане выпуска новой военной продукции, и в части ремонта техники. И это правильно, так как мир не стоит на месте, и вопросы технологического перевооружения являются вопросами выживаемости стран и их конкурентоспособности, в том числе в военно-технической сфере. В этой связи, уместно было рассказать, какие предприятия оборонной сферы работают в стране, что они выпускают, и другие перспективы перевооружения Вооруженных сил.

modernizacziya v armii2

ВПК: РАСЦВЕТ, ЗАКАТ И ВОЗРОЖДЕНИЕ

До конца 60-х годов прошлого столетия, до события у озера Жаланашколь на советско-китайской границе в районе «Джунгарских ворот», когда советские пограничники отразили нападение китайского диверсионного отряда, территория Казахстана в советский период условно считалась большим тылом. На огромной территории, кроме Алматинской и Карагандинской областей, почти что не было войск, лишь потом в 1970-х годах после инцидента на границе образовали Среднеазиатский военный округ. А так как здесь был тыл, то тут размещали различные военные предприятия, выпускавшие как продукцию двойного назначения (гражданскую и военную), так и строго специфическую военную. После распада Союза эти предприятия перешли под юрисдикцию Казахстана. Конечно же, военно-промышленный комплекс (ВПК) был привязан и технологически, и организационно под заказы единого союзного центра, то есть поставлял вооружение и боеприпасы для нужд советской армии и военно-морского флота. На этих предприятиях соблюдался особый режим секретности.

Был такой завод и в г. Атырау, он назывался вертолетным заводом, который потом почил в бозе и был демонтирован. Он был филиалом расположенного в Башкортостане Кумертайского вертолетного завода семейства конструкторского бюро Камова. Эти вертолеты в основном используют в военно-морском флоте, службах пожаротушения и патрулировании.
До начала 2000-х годов в нашей стране функционировало, судя по открытым источникам, до 30 предприятий ВПК. В 1990-х годах из-за сокращения военных заказов они начали испытывать большие трудности, прекратились поставки от заводов-смежников из других союзных республик, начался отток кадров и сокращения. Часть заводов обанкротилась и начала заниматься распродажей имущества для покрытия долгов. Казахстану, естественно, в те трудные годы, особенно во второй половине1990-х, было не до военных заказов. «Не до жиру, быть бы живу», как говорится в этой поговорке.

Однако, как только дела в стране пошли на поправку, руководство республики, осознавая и понимая, какую важную роль играют эти предприятия в обеспечении обороноспособности, занялось решением их проблем. Специально для этого в 2003 году была создана Национальная компания «Казахстан Инжиниринг» (Kazakhstan Engineering) для того, чтобы объединить предприятия оборонно-промышленного комплекса, расположенные в Республике Казахстан. Изначально в состав холдинга входило 25 предприятий, расположенных в различных регионах страны. Со временем часть предприятий из-за перехода строго на выпуск гражданской продукции была реализована через аукционы различным инвесторам. Компания была образована как холдинговая структура для обеспечения единой финансовой, производственной и технологической политики на крупнейших военных предприятиях республики. Предприятия, входящие в состав национальной компании, специализируются на выпуске и ремонте вооружения и военной техники, а также на выпуске продукции и услуг для предприятий, работающих на рынке нефтегазового, железнодорожного, агропромышленного, телекоммуникационного, энергетического и др. комплексов. Назовем часть этих заводов.

Как указано на сайте этой компании, среди них есть такие крупные и известные нам предприятия, как: АО «Машиностроительный завод им. Кирова» (г. Алматы) – специализируется на судостроении, выпуске бронированной и автомобильной техники, нефтегазовом и железнодорожном машиностроении, АО «Уральский завод Зенит» – основным видом деятельности «Зенит» в настоящее время является изготовление катеров и кораблей, АО «Петропавловский завод тяжелого машиностроения» — занимается изготовлением оборудования для нефтегазодобывающей, нефтегазоперерабатывающей, нефтехимической, химической, газовой, энергетической и других отраслей промышленности на основе современных технологий. А также специализируется на выпуске реактивных ракетных систем залпового огня, AO «Тыныс» — единственное предприятие по выпуску 62 наименований авиационных изделий, АО «Семей Инжиниринг» производит весь спектр работ и услуг по капитальному ремонту и модернизации бронетанковой техники. Идем дальше. Завод ТОО «Казахстан Аселсан Инжиниринг» был основан в 2011 году с целью выполнения задач казахстанской оборонной промышленности в сфере связи и информационных технологий, радиолокации и радиоэлектронной борьбы, электрооптики, авионики, систем вооружения, модернизации, систем командного управления, транспорта, без­опасности, взимания платы за проезд по автомобильным дорогам, автоматизации, биомедицинского и медицинского оборудование. АО «Завод им. С.М. Кирова», который специализируется на производстве специальных средств связи и оборудования для цифрового телевидения, средств железнодорожной автоматики, телемеханики, связи и систем безопасности для железнодорожного транспорта и т.д., ТОО «Казахстанская авиационная индустрия» – основная деятельность предприятия – ремонт, техническое и сервисное обслуживание воздушных судов и БПЛА, освоение сборочного производства и технического обслуживания беспилотных летательных аппаратов, а также самолетов двойного назначения малой авиации, НИИ «Гидроприбор» занимается исследованиями, разработкой и производством робототехнических средств подводного применения при проведении аварийно-спасательных и специальных подводно-технических работ. Деятельность же ТОО «R&D Центр Казахстан Инжиниринг» направлена на развитие отечественной науки в сфере оборонно-промышленного комплекса, научно-техническое обеспечение модернизации имеющихся и освоения новых видов продукции военного и двойного назначения в интересах военной безопасности государства. АО «811 авторемонтный завод КИ» (г. Ерейментау) занимается ремонтом военной грузовой автомобильной и гусеничной техники, двигателей и агрегатов, АО ­«КамАЗ-Инжиниринг» (г. Кокшетау) — крупнейшее совместное казахстанско-российское предприятие — сборкой грузовиков, самосвалов и спецтехники на шасси КамАЗ. Завод был основан 2 июня 2005 года. В настоящий момент «КамАЗ-Инжиниринг» является одним из наиболее технически оснащенных заводов-производителей в РК.

ВО ЧТО И КАК ПЕРЕВООРУЖАТЬСЯ?

Как мы видим выше, казахстанские военные заводы, в принципе, приспособились к изменившимся рыночным условиям и так же, как и в советское время, занимаются выпуском продукции двойного назначения. Имея солидную материально-техническую базу, наработанный опыт работы, традиции и связи, они теперь по мере технических возможностей переориентировались на запросы казахстанской армии. Но время не стоит на месте, война в Карабахе и Украине показала, что приоритеты и методы ведения боевых действий, использования той или иной военной техники в современной ­войне меняются. Это, скорее всего, имел в виду Президент РК на всеармейском совещании, когда указал на необходимость продолжения технической модернизации вооружения армии, увеличения количества современного вооружения и техники, прежде всего, высокоточного оружия, беспилотных летательных аппаратов. Как следует из отечественных, российских и зарубежных источников информации, Казахстан с прошлого года значительно увеличил свой оборонный бюджет, направляя средства на закупку современной военной техники и вооружения. А военно-промышленный комплекс ориентируют на сборку и выпуск современных образцов вооружения, как отечественных разработок, так и иностранных. Как говорят военные эксперты, и это следует признать, что на сегодня в сухопутных войсках на вооружении находятся до 70% устаревших образцов советской техники. В основе своей они были произведены в 1970-1980-х и начале 1990-х годов. Это в подавляющем большинстве своем такие боевые машины пехоты, как БМП – 1, бронетранспортеры – БТР – 70, БТР – 80. Чтобы избежать ситуации, когда сухопутные войска могут попросту остаться без боевых машин, Министерством обороны РК начал предприниматься ряд конкретных шагов и мер. Так, рассматриваются вопросы и просчитываются варианты выпуска в нашей республике современных боевых машин пехоты турецкого производства Cobra, ARMA и TULPAR. А пока на сей счет рассматривается коммерческое предложение казахстанской компании «Astana MPR Project» на поставку этих бронированных колёсных машин. Турецкие колесные бронемашины казахстанской сборки в перспективе должны по задумке заменить устаревшие образцы бронетранспортеров – БТР – 70, БТР – 80. А гусеничные легкие танки TULPAR, оснащенные пушкой 105-125 мм, возможно, придут на замену БМП – 1 и БМП – 2. Так, в период с 3 по 5 мая текущего года представителями Сил специальных операций Вооруженных сил РК были проведены ходовые испытания турецкой колесной бронированной техники на предмет подтверждения технических характеристик (запаса хода, устойчивости, маневренности, проходимости). Эти современные образцы действительно улучшили бы технические возможности сухопутных ­войск. В Казахстане есть и отечественный производитель колесной бронетехники «Казахстан Парамаунт Инжиниринг», выпускающий бронемашины «Арлан» и «Алан», которыми оснащаются подразделения специального назначения.

В части оснащения Казахстан делает некоторые успехи в выпуске артиллерийских и ракетных систем. Например, на Петропавловском заводе тяжелого машиностроения освоили выпуск мультикалиберной реактивной артиллерийской системы «Тарлан». Можно сказать, это аналог дальнобойной американской реактивной системы «Хаймарс», показывающий свою эффективность. Казахстанская система разработана совместно с израильской компанией «Элбит системс». Она оснащена ракетами калибром от 122 от 375 мм весом до 120 кг для дальнобойного обстрела дальностью до 150 км. Испытания показали, что оснащенные израильскими ракетами, они более точны и быстры. А в сочетании с корректировкой огня беспилотниками поражают еще более точно в цель. В будущем ракетно-артиллерийская система «Тарлан» придет на смену советских систем залпового огня БМ – 21 «Град», БМ – 27 «Ураган», БМ – 30 «Смерч», называемые в народе по старинке «Катюшами». Они уже не отвечают веяниям времени, к их недостаткам отнесены большой перерасход боеприпасов и неточность попадания. Тем не менее, Казахстан не планирует полностью списывать «Грады», «Ураганы», их тоже модифицируют, дооснащают бронированными кабинами, автоматическими системами корректировки и ведения огня. Так что и в сфере артиллерии наша республика начала менять подходы к перевооружению.
Отдельно надо сказать о беспилотных летающих аппаратах (БПЛА) или беспилотниках, которые стали смертоносным оружием против сухопутных войск исходя из результатов войны в Карабахе. Азербайджанская армия, широко применяя турецкие беспилотники «Байрактар», добилась значительных военных успехов против армии Нагорного Карабаха осенью 2020 г. В Казахстане на сегодня вовсю испытывают турецкий ударный БПЛА «АНКА», который оснащен небольшими ракетами, сообщает Минобороны РК. Кстати, их планируется выпускать на одном из отечественных военных заводов, первоначально 30 единиц.

Что касается отечественных разработок, то это прежде всего БПЛА «Шагала-М». Он летает на высоте до 3500 м и на расстоянии до 30 км, скорость полета – 110 км/час, может нести до 4 кг груза и продержаться в воздухе до четырех часов. И считается разведывательным аппаратом в своем классе БПЛА. Также на заводах АО «Казахстан Инжиниринг» начали выпускать опытные образцы дронов-камикадзе, которые «выстреливают» из минометов калибром 122 мм. Они скопированы фактически с образцов израильских дронов камикадзе, оснащены 1 кг взрывчатых веществ, летают на расстоянии до 40 км.

Военно-воздушные силы и ПВО тоже оснащаются современным вооружением. Так, у России в 2023 году, несмотря на санкции, было закуплено четыре единицы современных всепогодных многоцелевых истребителей СУ-30 СМ. Всего на вооружении у Сил воздушной обороны РК состоят 23 истребителя СУ–30 СМ. Это самолеты поколения 4+, они оснащены различными современными системами навигации, перехвата ракет, ведения огня и другими техническими новинками. Также в феврале 2023 года был приобретен и заступил на службу всепогодный тактический зенитно-ракетный дивизион «ТОР М2-К» из 12 машин для уничтожения целей на малой высоте до 15 км. При этом каждая машина оснащена 8 ракетами. Так, система «Тор» предназначена для прикрытия важных административных, экономических и военных объектов, первых эшелонов сухопутных соединений от ударов противорадиолокационных и крылатых ракет, дистанционно пилотируемых БПЛА, авиабомб, самолётов и вертолётов. Работает как с участием операторов, так и в автоматическом режиме. При этом система «Тор» сама контролирует обозначенное воздушное пространство и самостоятельно захватывает все воздушные цели, не опознанные системой «свой — чужой». Подытоживая, можно сказать, что Казахстан уже приступил к модернизации вооружения и боевой техники. И если придерживаться такой стратегии и тактики, то в течение трех-четырех лет можно добиться весомых и значимых результатов. А обороноспособность и техническая оснащенность казахстанской армии будет отвечать современным требованиям военного дела.

Подготовил Тимур КАЗИЕВ

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Прикаспийская коммуна