МАЛЕНЬКИМИ ШАГАМИ К БОЛЬШОМУ СООБЩЕСТВУ
20 лет занял путь от идеи Евразийского экономического союза до ее воплощения 29 мая президенты России, Казахстана и Белоруссии подпишут договор об образовании Евразийского экономического союза. На днях президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подтвердил репутацию главного сторонника интеграционных процессов на постсоветском пространстве, прочитав в МГУ им. М.В. Ломоносова лекцию «От идеи Евразийского союза к новым перспективам евразийской интеграции». Любопытное совпадение – именно в МГУ президент Казахстана впервые выступил с идеей создания Евразийского союза (ЕАС). С того дня прошло 20 лет – именно такой срок понадобился для материализации предложения Назарбаева. Сам президент Казахстана не считает, что эта идея «когда-то была оторвана от реальности». Другое дело – об этом можно говорить сегодня – Нурсултан Назарбаев, высказав идею о целесообразности создания ЕАС, опередил время. Весной 1994 года немногие политики видели нежизнеспособность СНГ, а следовательно, необходимость его трансформации в более эффективный экономический союз. По словам Назарбаева, ЕАС ни в коем случае не является реинкарнацией СССР. Если уж сравнивать новое образование с чем-то, то это дол- жен быть Европейский союз. «Европе понадобилось 11 лет для создания Таможенного союза, 34 года – для формирования общего рынка, 40 лет – для экономического и валютного союза», – заметил президент Казахстана. По словам Назарбаева, XXI век принес феномен сжатого исторического времени, который стал одним из вызовов для всего глобализированного мира. Многие вопросы евразийской интеграции приходится решать в предельно ограниченные сроки, поскольку приходится действовать в условиях глобального экономического цейтнота. И это не единственная трудность. «Немало желающих провала нашей идеи, поэтому мы должны максимально учесть эти вызовы при подписании договора о Евразийском экономическом союзе», – говорит Назарбаев. При этом он одновременно считает излишним стремление поскорее «все подписать, сляпать… по шаблону». «Такой подход – в ущерб содержанию, – говорит лидер Казахстана. – Напомню, что и прежде принимались «быстрые решения» об отдельных интеграционных объединениях в СНГ, подписывались договоры о создании общего валютного, таможенного и экономического пространства и так далее. Но где они сейчас и кто их помнит?» По словам Нурсултана Назарбаева, мы не имеем права на подобные ошибки и пустую декларативность, потому что любая оплошность или недочет могут погубить интеграционный процесс, лишив его поддержки деловых кругов и миллионов людей. Именно такое убеждение лежит в основе ряда принципиальных позиций Казахстана в переговорном процессе о создании экономического союза. Нурсултан Назарбаев подчеркнул, что главная миссия ЕАС заключается в двух важных аспектах: стать одним из ключевых экономических макрорегионов мира, пользуясь ключевым географическим и геополитическим положением, и обеспечить вхождение каждой страны-участницы в число наиболее развитых государств мира. ЕАС должен быть не бременем, а благом для народов и всех национальных экономик. А основу общеевразийской экономики должны составить малый и средний бизнес, подчеркивает глава Казахстана.
ЕАС: взгляд в будущее
В ходе недавнего выступления в МГУ им. М.В. Ломоносова Нурсултан Назарбаев назвал приоритеты развития ЕАС на ближайшие 15–20 лет. Один из приоритетов – формирование базовых условий для ускоренного инновационного технологического прорыва национальных экономик и всего пространства евразийской интеграции, для чего следует разработать и принять Программу евразийского инновационно-технологического взаимодействия на период до 2025 года. Кроме того, по замыслу Назарбаева, территория ЕАС должна стать передовым звеном общеконтинентальной инфраструктуры в масштабах Евразии. Для этого необходима реализация ряда проектов: создать Единую евразийскую сеть телекоммуникаций, построить скоростную железнодорожную магистраль по маршруту Минск – Москва – Астана – Алма-Ата, провести модернизацию сети действующих автомобильных и железных дорог, особенно выходящих на западе – к европейским, на востоке – к китайским транспортным системам, а также реализовать проект канала «Евразия»: «Каспий – Черное море».
Дмитрий ЖУРАВЛЕВ,
директор Института региональных проблем