КОГДА ТВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ИНТЕРЕСНО НЕ ВСЕМ

120811 08 Общество

«Уступите место беременной!» — нарушает тишину в автобусе кондуктор и сразу почему-то становится не по себе. Нехотя поднимаются мужчины, с «нагретого» сидения встают с унылым видом женщины или девушки.

И это — еще в лучшем случае, если кондуктор попадется сознательный и начнет взывать к совести пассажиров.

В основном же твое интересное положение, похоже, интересно только тебе и твоим родным. Далеко не всегда столкновение беременной женщины в общественном месте становится приятным и приносит удовольствие. Но специалисты-психологи успокаивают: так и должно быть. К чему вообще надо быть готовой и как правильно реагировать на неожиданные впечатления?

Ничего, пешком постоит

Это странно, но в автобусах большинство предпочитает уступать место пожилому мужчине, реже — женщине, могут сойти со своего тепленького места ради бабушки, не жалуют женщин или мужчин с ребенком на руках, «не видят» беременных. Но еще больнее — за наше с вами сегодняшнее общество — становится от осознания того, что окружающим также все равно (хочется даже сказать более подходящим словом, из лексикона молодежи — фиолетово) по отношению к тому, что женщина на сносях стоит «пешком». Ведь можно попросить уступить место рядом сидящего мужчину, девушку, парня (доказано и проверено: сами беременные не просят об этом и стоят, порой, до последнего, то бишь до своей остановки). Складывается впечатление, что люди просто боятся реакции того, кому предложат уступить место беременной.

Помню, будучи в интересном положении, я специально села в забитый автобус — №30. Села на остановке «Авиаагентство» и мне нужно было выйти на «Стройконторе». Кондуктор, обратив внимание на мой живот, хладнокровно взяла деньги за проезд и зычным голосом протянула на весь салон: «Кто еще из вошедших не заплатил?». Я, и не рассчитывая, что сейчас все ринутся мне уступать места, прошла ближе к водителю — вроде там было посвободнее. Пассажиры этого «крыла» салона автобуса враз уставились в окна и начали с интересом разглядывать проплывающие мимо красоты Атырау. Кстати, так же в основном себя ведут многие пассажиры, когда в автобус заходят бабушки или мамы с детьми.

Тут рядом стоящая девушка, заметив мой «арбуз» и оглядев близ сидящих взглядом, попросила женщину бальзаковского возраста уступить мне место. Та, сначала, осмотрев меня внимательно, покряхтела и поднялась. Девушка как бы кстати спросила: «Вы, наверное, скоро выходите?», на что та пробурчала: «Нет, мне до конечной». Честно сказать, я всю дорогу приближала свою остановку. Очень было неловко, что вроде как «отняла» место.

«Много таких примеров в нашем общественном транспорте случается, — рассказывает психолог Роза Сулейменова. — Иногда будущая мамочка становится поводом для конфликта поколений. К примеру, в автобусах пожилые люди пеняют молодым людям на то, что они не уступили беременной место. Порой ребята извиняются, что не заметили, но иной раз вступают в перебранку. В любом случае будущая мама чувствует себя не самым лучшим образом».

И как же правильно себя вести? Наш собеседник советует: во-первых, не  берите на себя ответственность за происходящее. Вы — не участник конфликта. Точно так же он мог произойти и по другому поводу: из-за громкого разговора по сотовому телефону, жвачки, бутылки с пивом. Все услышанное к вам лично не относится. Во-вторых, нужно держать нейтралитет. Не оправдывайтесь и не осуждайте. Ваша задача — защититься от стресса. Спокойно дождитесь завершения разговора: если вас пропустят в очередь или уступят вам место — хорошо. Нет, не заводитесь и не подключайтесь к негативному разговору.

«Ну и, в-третьих, поблагодарите обе стороны конфликта. Вам оказали услугу — выразите благодарность. Так вы завершите этот эпизод для себя и позволите всем сохранить достоинство и позитивный настрой. И не подключайтесь к последующим разборам полетов. Нередко люди начинают перемывать косточки пассажиру, который сам не догадался пропустить вас вперед и т. п. Пусть обсуждают те, кому это интересно. У вас совсем другие интересы: можно мысленно рассказать малышу о произошедшем, сформулировать свои мысли по этому поводу».

 

Кондуктор, нажми на тормоза

Надо сказать, что в таких моментах, этаким тормозом в сложившихся горячих ситуациях могут (и должны!) стать кондукторы. Ведь они не только обязаны требовать дневник у школьника (как документ, подтверждающий то, что перед ним ученик, а значит, может ехать бесплатно во время учебы) или пенсионное удостоверение у пенсионера, или покрикивать на тех, кто не готовится заранее к выходу. Они должны «разруливать» и вот такие напряженные обстановки тоже.

Кстати, в Алматы и Астане кондукторы именно этим и занимаются. Будучи там, зашла в трамвай. Вдруг вагоновожатый во всеуслышание объявил: «Уступите место беременной женщине!». Даже как-то неожиданно, но очень приятно. В Астане также кондукторы замечают и женщин в положении, и пассажиров-инвалидов, и тех, кто с малыми детьми.

 

Молодежь молодежи рознь

А пока наши люди думают, уступать в автобусе место или нет, активные атыраусцы решили заняться настоящим делом. Так, общественное объединение «Инициатива молодежи» нарисовали плакаты и разместили их на центральных городских маршрутах. Тема рисунков: люди, которые нетолерантны по отношению друг к другу. Например, на одном рисунке изображена бабушка с авоськами, согнувшаяся в толпе пассажиров, а впереди нее — сидящие молодые люди, уткнувшиеся в мобильные телефоны.

«С помощью таких плакатов мы надеемся «разбудить» общественность и нацелить их на уважение друг к другу, хотя бы в транспорте», — говорят в «Инициативе молодежи». Кстати, еще можно было бы посоветовать этим молодым ребятам нарисовать и разместить плакаты об уважении при выходе-входе из магазина, большинство горожан не знают правил этикета и не то, что не пропускают выходящих из магазина или какого-либо учреждения а, извините, прут напролом.

А вообще, не стесняйтесь просить о помощи. Конечно, всем нам было бы приятно, если бы нам всегда уступали место, быстрее обслуживали и пропускали без очереди. Однако так происходит далеко не всегда. Иногда приходится просить.

— Не считайте это унижением, а людей черствыми — у всех свои проблемы, из-за которых другого человека не замечают, — заявляет психолог. —  Выражайте свою просьбу не тогда, когда вы эмоционально уже дошли до ручки, а тогда, когда почувствовали первую необходимость получить желаемое. То есть попросить уступить место имеет смысл, как только вам пришла в голову эта мысль, а не тогда, когда голова уже закружилась от духоты и усталости. И будьте готовы получить отказ. Люди имеют право не считаться с вашим положением, хотя это, конечно, неправильно. Но у всех свои обстоятельства. Если вы не на взводе, вы легче примете отказ, да и наверняка руку помощи протянет кто-то другой, находящийся поблизости. Не стоит мучить себя никчемным чувством вины, мол, вы используете интересное положение, чтобы добиться чего-то, что это неприлично. Вы никого ни к чему не принуждаете и готовы услышать «нет». Поверьте, в этом нет ничего постыдного.

Если вы пользуетесь каким-либо сервисом: в ресторане, салоне красоты, такси, не стесняйтесь попросить об особых условиях в связи с беременностью. Можно попросить столик в максимальной удаленности от громкой музыки, просить остановить машину, если вам стало плохо, извиниться, если вам неприятно от запаха в парикмахерской и вы бы хотели прервать стрижку на время. Помните, что «сложность» клиента заложена в саму систему сервиса, и вы имеете полное право на то, чтобы ваше состояние учитывалось. Это совершенно нормально в западном мире и должно быть нормой у нас.

Надежда ШИЛЬМАН

 

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна