Общество

Билеты ищите в онлайн

Каждый год с наступлением отпускного сезона атыраусцы сталкиваются с проблемой преобретения билетов на поезд на все направления. За 30 лет национальная компания «Қазақстан темір жолы» так и не может кардинально решить этот вопрос.

В редакцию обратилась читательница с проблемой покупки билета: «Хотели выехать в Алматы на отдых с семьей в конце июля, но с конца июня не могу купить билеты».

Мы приехали на железнодорожный вокзал, чтобы узнать ситуацию на месте. К 11 часам дня здесь людей очень мало, у касс стоят по 2-3 человека. На вокзале работают три билетные кассы от КТЖ и 6-7 коммерческих окошек. В кассе КТЖ стала свидетелем того, как молодая женщина заканчивала оформление билета на конец июля в Астану, этот факт меня воодушевил. Если можно купить билет за 10 дней до отъезда, это уже хорошо! Следующий по очереди пожилой мужчина также легко купил билет до села Курмангазы.

Но мое желание приобрести проездной документ до Алматы на конец июля сразу застопорилось. Кассир, посмотрев по компьютеру, сообщила, что билетов до Алматы на данное число нет. На обратный путь есть билет на 31 июля на место-люкс стоимостью 43 тысячи тенге. За такие деньги лучше добавить немного и взять билет на самолет, решила я. Не теряя надежды, я подошла к частной кассе. Внимательная девушка, также посмотрев по компьютеру, сообщила, что есть билет в купейный вагон «Тальго» на 25 июля по цене 26 тысяч тенге. Кроме того, есть верхнее место-люкс за 36 тысяч тенге. На обратный путь на 31 июля есть три вакансии на СВ вагон по цене 43 тысячи тенге.

«На «Тальго» вагоны не прицепляются, как делается для обычного поезда в день отправки, поэтому вам нужно будет искать «возвратные» билеты на сайтах», – сообщила она. Даже предложила оставить данные пассажира, она постарается «поймать» билет на нужное число.

– Я приехала с детьми в Атырау 22 июня, с тех пор не могу купить обратные билеты в Астану. 20 июля мне надо быть на работе. Как я поняла, купить билет для одного человека можно, но сделать это для пятерых пассажиров – сложно. Кассиры говорят, подходите ближе к дате отправки, может, найдутся. Я еще задолго до отъезда из дома искала билеты, но безрезультатно, – говорит приехавшая погостить домой Гульжан.

Редакция, направив запрос в железнодорожное ведомство, попросила прокомментировать отсутствие билетов на поезд в летний период. Нам ответил заместитель генерального директора по операционным вопросам АО «Пассажирские перевозки», являющегося крупнейшим дочерним предприятием АО «НК«Қазақстан темір жолы», Айбат Кангалиев.

– Произошло ли обновление вагонного парка за прошлый и текущий годы на атырауском участке железной дороги? Если да, то сколько новых вагонов прибыло?

– По состоянию на 10.07.2023 г. на атырауском участке числится 82 единицы пассажирских вагонов, в т.ч. купейного типа – 38, плацкартного – 42 и две единицы вагонов-ресторанов.

Обновление поездов атырауского участка осуществлялось в 2011 году – 21 вагон, 2019-2020 гг. – 30 вагонов, 2021 год – 10 вагонов, остальные 21 вагон «старой» сборки. Ни в прошлом, ни в текущем году обновления вагонов указанного участка не производилось.

– Какова доля старых вагонов и каковы планы по обновлению железнодорожных составов Атырау?

– Из общего количества 82 единицы общего парка вагонов атырауского участка 61 вагон – 2011-2021 годов постройки, таким образом, доля старых вагонов составляет 25,6%.

Вместе с тем, в целях обеспечения перевозки пассажиров акционерным обществом проводится работа по приобретению пассажирских вагонов в количестве 537 единиц. Поставка вагонов производства «Stadler» (швейцарский бренд) запланирована в период с 2025 по 2030 гг., которыми собираются обновить состав межгосударственного поезда №625/626 сообщением «Атырау – Астрахань».

– Приняты ли дополнительные меры по удовлетворению потребностей жителей в поездках в отпускной сезон?

– По состоянию на 01.07.2023 г. общий парк составляет 2 106 пассажирских вагонов, в том числе со сроком эксплуатации 28 лет и выше – 673 вагона (32%). Выбытие по сроку службы с 2022 по 2030 гг. составляет 852 пассажирских вагона (40% от общего количества парка).

На данном этапе существует острый дефицит подвижного состава для перевозки пассажиров, в том числе в праздничные дни и летний период. 

Вместе с тем, обществом приняты меры по подготовке существующего парка подвижного состава к летним перевозкам, в т.ч. проведена проверка надежного функционирования системы водоснабжения, проведен осмотр и проверка электрооборудования, реализованы мероприятия по расконсервации систем вентиляции и кондиционирования воздуха.

– С 27 июня действуют новые правила продажи билетов. Каковы цели нововведения?

– С 27 июня начал действовать приказ уполномоченного органа в лице Министерства инвестиций и инфраструктурного развития РК от 9 июня 2023 года, которым внесены изменения в «Правила организации продажи билетов на железнодорожном транспорте в Республике Казахстан».

В частности, изменились сроки продажи билетов. Теперь они осуществляются в следующие сроки:

— на пассажирские поезда – не менее чем от 45 до 1 суток до отправления поезда с пунктов формирования или оборота пассажирского поезда, вагонов беспересадочного сообщения, с промежуточной станцией в зависимости от режима продажи или наличия мест (ранее этот срок составлял от 45 суток и до отправления поезда);

— на пригородные поезда – от 10 до 1 суток (ранее было от 10 суток до отправления поезда).

При этом указывается, что продажа билетов прекращается за 10 минут до отправления поезда. 

В прежней редакции правил говорилось – за 5 минут до отправления поезда. Продажа билетов на поезд с пересадкой и переоформление билета на ранее уходящий поезд осуществляется с учетом разницы не менее 1 часа между временем прибытия пассажира на эту станцию и его отправлением с этой станции при наличии мест (ранее разница составляла не менее трёх часов).

Кроме того, если билет оформляется через интернет-ресурсы, электронные терминалы и кассы, в нем указываются серия или номер билета (ранее указывались и серия, и номер билета).

Также поправками исключено требование по нанесению на такой билет защитного кода.

– По билетам. На 1 июля на кассах КТЖ говорят, что билетов на июль нет, только есть люкс стоимостью 52 тысячи тенге. В то же время в коммерческих кассах билеты имеются. Как можете прокомментировать эту ситуацию?

– Предварительная продажа проездных билетов на пассажирские поезда осуществляется со станций формирования и оборота поезда, как говорилось выше. В то же время продажа билетов поступает в вышеуказанные промежуточные сроки абсолютно всем с общим доступом – как для касс на вокзалах КТЖ, так и для коммерческих компаний, осуществляющих продажу билетов. Если в кассах железнодорожного вокзала отсутствуют билеты на определенный маршрут, то в коммерческих кассах теоретически также не может их быть при обращении в общий доступ продажи билетов.

Стоит отметить, организация продажи билетов на поезд и повышение доли онлайн-продажи является одним из направлений деятельности национального перевозчика.

Благодаря внедрению электронной системы билетирования доля онлайн-продаж выросла в настоящее время на 70% и более. Система позволила сократить расходы акционерного общества «Пассажирские перевозки», связанные с технической поддержкой терминального оборудования билетных касс, расширить сеть каналов продаж и обеспечить прозрачность данных о наличии или отсутствии свободных мест при покупке билетов в режиме самообслуживания. 

Приобрести проездные документы без комиссий можно через билетные кассы национального перевозчика, официальный портал по продаже билетов BILET.RAILWAYS.KZ и мобильное приложение «Билеты КТЖ».

Стоит отметить, что действующая на сегодняшний день электронная система продажи билетов усовершенствована и не позволяет пользователям производить переоформление билетов. 

Процесс покупки билетов прозрачен, поэтому невозможно совершать противоправные действия, связанные с перепродажей билетов.

– Где проходят техобслуживание вагоны атырауских составов? Год назад говорилось о необходимости возвращения техобслуживания в Атырау из Астаны. Было ли повышение заработной платы работникам предприятия для этих целей?

– По поводу технического обслуживания поездов атырауского участка. Техническое обслуживание пассажирского поезда №47/48 сообщением «Атырау — Астана» с текущего месяца (июля) проводится на станции Атырау (ранее проводилось на станции Нур-Султан). А вагоны пассажирского поезда №29/30 сообщением «Атырау — Алматы» в настоящее время обслуживаются в Алматы. Но сегодня проводятся мероприятия по возврату техобслуживания на станцию Атырау, точка в вопросе будет поставлена  ориентировочно в декабре текущего года с вводом нового графика движения пассажирских поездов на 2023-2024 гг.

Касательно повышения заработной платы сотрудникам. В 2023 году общество дважды повышало должностные оклады работникам филиалов – с 1 января 2023 года на 5% и с 1 марта 2023 года – на 15%.

Послесловие

Из ответов следует, что обновления вагонных составов надо ждать не раньше 2025 года. Нужно учитывать, что вагоны достанутся поезду сообщением «Атырау – Астрахань». Также надо понимать, что, несмотря на прошедшие три десятка лет, в Казахстане существует острый дефицит вагонов. Есть и хорошая новость: до конца года техническое обслуживание атырауских составов будет полностью проводиться у нас. Это и рабочие места, и гарантия лучшего качества состояния вагонов.  

Кроме того, Айбат Кангалиев наличие билетов в коммерческих кассах при их отсутствии в кассах КТЖ отрицает: «Не может быть!» Но факт остается фактом, опрос был проведен лично мной!

Читателям я бы посоветовала искать билет в онлайн режиме, там однозначно больше шансов. У людей меняются планы, отдых переносится, и если повезет, можно купить сданный билет. Так сделала горожанка Сауле.

– Я не могла купить билеты в Алматы, хотела на недельку съездить пошопиться, отдохнуть с дочкой. В кассах на вокзале сказали, что билетов нет, но посоветовали искать их через портал. Так и сделала: установила функцию «напомниалка» и почти забыла. Однажды ночью пришло сообщение о наличии двух мест, я сразу выкупила два билета на «Тальго» по 26 тысяч тенге. Примерно через четыре дня опять ночью пришло сообщение о продаже билетов, правда, на обычный поезд «Алматы – Атырау». Два места в купейном вагоне мне обошлись по 28 тысяч тенге. Как я поняла, билеты появляются в ночное время, надо просто не проспать момент. Конечно, это решение возможно для 1-2 билетов, купить их на пять человек тоже есть небольшие шансы, но, скорее всего, они будут ехать в разных вагонах, – считает жительница Сауле.  

Алма ТУРГАНОВА

Статьи по теме

Back to top button