Музыка, как любовь, вечна
40 лет творческой деятельности отмечает в этом году известный музыкант, звукорежиссер Мурат Абдрахманов.
У Мурата интересная судьба. Его отец Бержан был трубачом, играл в камерном оркестре при драмтеатре, прекрасно владел домброй, пел. Трубу Мурат знал сызмальства – отец для дополнительных репетиций приносил инструмент домой, а сын в это время всегда крутился вокруг, был рядом, слушал игру. Стоило отцу заснуть на полчасика, как маленький мальчик тихонько брал трубу и убегал за дом, где что-то там дудел, как мог, пыжился, краснел, но не сдавался, пытаясь воспроизвести хотя бы подобие музыки. Бержан, конечно, догадывался о проделках сына, но делал вид, что ничего не происходит. Хотя труба в те советские годы была очень дорогим и страшно дефицитным инструментом, как творческий человек, он понимал, что раз душа зовет и просит, раз есть такая внутренняя потребность, то лучше не останавливать, лучше дать волю.
Когда Мурат подрос, самостоятельно записался в Дом пионеров, выбрав класс духовых инструментов. Способного мальчика сразу приметили и развили его природные задатки. И в школе он был трубачом, поэтому все звезды сошлись так, что в 1980 году в возрасте 15 лет Мурат без труда поступил на духовое отделение Гурьевского музыкального училища.
– В те годы это было очень престижное учебное заведение. Поступить туда было настоящей удачей. Да простят меня выпускники и преподаватели музыкального отделения нашего пединститута, но туда поступали в основном за дипломом, а вот за знаниями все шли в наше музучилище, – говорит Мурат Абдрахманов. – В нашем училище работали талантливые преподаватели с блистательным консерваторским образованием, которые приехали сюда со всего Союза. Это были четыре года не просто учебы, а высокого творчества, настоящая музыкальная школа. Нашим преподавателем был Сан Саныч Парусимов – мастер, человек своего дела. Учиться было легко и сложно одновременно, знания давали академические.
Все, кто учился в музыкальном училище, участвовали в хоре. Независимо от того, на кого ты учишься – домбрист, дирижер, пианист или трубач – петь в хоре должны все. А художественным руководителем хора была легендарная Макиш Гайсина. Так вот, именно Макиш апа разглядела, а, если сказать точнее, услышала и поняла, что у студента Абдрахманова особый вокал с вибрацией. Поэтому давала ему выступать соло и помогла развить голос. Так трубач неожиданно запел. И во всем хоре у Мурата был самый высокий, хорошо поставленный голос. А уже потом он сам научился петь фальцетом.
После окончания училища в 1984 году у Мурата Абрахманова были 20 лет интересной работы в Доме культуры нефтяников, который сейчас носит имя Д. Нурпеисовой. Это было время танцев на свежем воздухе, время дискотек под живую музыку, время любви, полета, время юности. Тогда на самой главной танцплощадке города зажигал вокально-инструментальный ансамбль «Каспий-80». Но ребята пели на русском языке, и Мурат вместе с остальными музыкантами решил создать казахоязычный ВИА «Әндер», в репертуаре которого были лучшие лирические произведения казахских композиторов.
За эти 20 лет работы в Доме культуры Мурат стал лауреатом многих городских и областных конкурсов. Без него, без его ВИА не обходилось ни одно городское мероприятие.
– В 2005 году наш ДК продали, настало время денег и коммерции, время свадеб и пышных торжеств, – вспоминает Мурат. – И я уволился с ДК первым. Было больно и обидно, была травма в душе, наступило такое непонятное время, смятение, ведь раньше мы пели для души, а теперь нам стали предлагать петь ради денег. Меня практически сразу пригласил на работу в качестве звукорежиссера директор драмтеатра Берик Жаменов. Тогда наш академический оркестр имени Д. Нурпеисовой размещался в одной части драмтеатра. И полдня я работал с актерами, а полдня с оркестрантами.
Вот так музыкант, трубач, вокалист Мурат Абдрахманов стал одним из лучших звукорежиссеров.
– Мурата знаю со студенческих времён. Когда я оканчивал первый курс, он только поступил в музыкальное училище на духовое отделение по классу труба. С тех пор мы вместе, – рассказывает композитор Болат Кохаманов. – Знаю его только с хорошей стороны. Он создал в ДК нефтяников группу “Әндер” и был ее ведущим вокалистом. Потом, когда группа распалась, он ушел в ресторанный бизнес. Работал в ресторанах «Томирис», «Астана», и мне довелось поработать с ним. Он – высокопрофессиональный музыкант, только вот по окончании училища свою трубу поменял на микрофон, то есть предпочел роль певца нежели трубача. Он – очень порядочный и отзывчивый друг, можно всегда положиться на него, всегда придет на помощь. Я горжусь и дорожу нашей дружбой. В данный момент Мурат работает в областной филармонии ведущим звукорежиссером. Наша работа музыканта и звукача взаимосвязана – если мы играем какое-нибудь произведение, то Мурат его качественно воспроизводит для зрителя. Когда на сцене поет певец, это еще полдела. Самое главное – чтобы тонкости его голоса, силу звучания услышал зритель. Вот эту задачу и выполняет звукорежиссер. Мурат у нас такой мостик между музыкантом и зрителем.
– Звукорежиссер – это очень важная и, я бы сказал, штучная профессия. На концерте он играет не менее важную роль, чем артисты на сцене, – говорит директор областной филармонии Хамиль Суекбаев. – Именно от него зависит, как будет звучать исполнение и будет ли оно звучать вообще – он настраивает звук. Нам очень повезло, что звукорежиссером нашей филармонии является профессионал высокого класса Мурат Абдрахманов. Каким бы хорошим ни был наш инструмент, какими бы яркими ни были наши сценические костюмы, каким бы сложным ни было музыкальное произведение, которое мы будем исполнять, если звучание пойдет не так, если будет сбой – то вся работа насмарку. Поэтому успех нашей работы во многом зависит и от звукорежиссера. И в этом немалая заслуга Мурата Абдрахманова.
Марина КУАНЫШЕВА