Михаил Золотарев: «Я шагаю с работы усталым, но счастливым»
Для Михаила Золотарева, несмотря на его солидный возраст – 60(!) — дорожное строительство – новая страница в биографии.
За свои без малого 40 лет опыта в строительной сфере Михаил Григорьевич чего только не возвел сначала в Гурьеве, потом в Атырау. Это было и гражданское строительство – Дом пионеров, областной центр переливания крови, больница на Дамбе и мн. др., и промышленное — деревообрабатывающий цех, цех керамзитного гравия, реконструкция химзавода, реорганизация, модернизация и строительство нефтеперекачивающих станций. А потом его пригласили строить дороги. И это оказалось тоже чрезвычайно интересно!
А ведь в свои 16 лет юноша Миша не знал поначалу, куда пойти учиться.
— Я учился в 7 классе СШ им. Кирова, когда отец умер. Сказалась, наверное, Великая Отечественная: он всю войну прошел, было много ранений. Поэтому мне, оставшемуся мужчине в семье, надо было зарабатывать, вот и решил после 8 класса пойти в техникум. Вот только в какой? Долго не мог определиться. Отправился отдохнуть в Астрахань к тете – а она известным строителем там слыла, супруг ее тоже по этой же части, в Госстрое СССР работал. Видимо, я довольно долго отдыхал, раз аж в Астрахань из Гурьева мне позвонила мама: «Ты думаешь куда-нибудь поступать или нет?!». И вот тут тетя встряла: «Что тут думать – отдавай в политех, на строителя!». И я ей благодарен до сих пор за то мгновенное решение. Ни разу не пожалел, — говорит Михаил Григорьевич.
Окончив отделение Гурьевского политехнического техникума «Промышленное и гражданское строительство», Михаил в 1979 году попал по распределению в ремонтно-строительный цех Гурьевского нефтеперерабатывающего завода. Буквально несколько месяцев там отработал, как вскоре принесли повестку – на службу в Вооруженные силы, в Морфлот. Пошел служить.
После армии Михаил забрал трудовую из того самого цеха на заводе – конкретно для строителя перспективы там были не очень, и молодой человек подал заявление на работу в знаменитый в те годы трест «Гурьевнефтехимстрой».
Дом пионеров, центр крови, «Заман нан», нефтеперекачки и дороги
— И вот с того момента, с 1982 года, моя трудовая деятельность, считаю, и началась. Сначала я работал мастером в строительно-монтажном управлении «Химстрой»: мы возводили объекты, которых сейчас уже и нет – строили цех керамзитного гравия, цех керамзитобетонных изделий, автоколонну 2553, объединенную базу стройиндустрии, деревообрабатывающий цех. Все объекты были промышленными и интересными, руководство и контроль за ними осуществляли такие известные личности, как Нурпеис Махашев, Равиль Чердабаев. Спустя год назначили прорабом, через пару лет — начальником участка, в 1989-м стал начальником СМУ «Химстрой» и в этой должности проработал до 2000 года, пока организацию не ликвидировали из-за банкротства.
В копилке стажа Золотарева очень серьезная работа по реконструкции и модернизации Гурьевского химзавода, впоследствии АО «Полипропилен». Жаль, что после известного взрыва на этом объекте деятельность АО практически прекратилась, разве что за исключением работы цеха товаров народного потребления.
— Хоть я и возвел в свое время Дом пионеров, центр переливания крови и прочие соцобъекты – так называемое гражданское строительство, меня привлекала в первую очередь промышленность. Помню, как мы были заняты на реконструкции химзавода, когда строили хлебозавод «Заман нан». Тогда трест «Гурьевнефтехимстрой» подчинялся МинТяжСтрою КазССР. И тамошний министр Ломов был очень требовательный, мне неоднократно приходилось с ним сталкиваться. Вот и запомнил его слова: «Когда строишь объект, ты должен знать технологию того производства, что здесь в дальнейшем будет работать. То есть, если возводишь хлебозавод, должен знать технологию выпечки хлеба и булок, если химзавод – должен знать технологию химического производства». И я занимался самообразованием, пропадая в библиотеках. Это еще и очень интересно было.
— Трудные ли тогда были годы? – вопрошает собеседник. — Были в моей трудовой деятельности и перестройка, и когда вообще наступил развал в стране. Но, считаю, что нет легких времен, трудности есть всегда, и когда они позади, в нашей памяти всплывают исключительно как интересные периоды жизни.
В 2000-м Золотарев перешел работать в группу компаний, которую возглавил Сагат Тугельбаев «Заман-Анако» (ныне «Атырау Нефтемаш») заместителем директора по строительству, ведущим специалистом.
— Работа была увлекательная, в тот период проходило обустройство нефтяного промысла «Кырыкмылтык»» в районе Кульсары; шла активная модернизация Гурьевского завода им. Петровского – Атыраунефтемаш,- вспоминает Михаил Григорьевич. – Вообще, и для нашей суверенной страны тогда времена были интересные, всё только развивалось.
Но вскоре Золотарев решил поменять место работы. Вместе с отличным специалистом и другом Аркадием Васильевичем Ким герой нашей статьи проработал в УС-99 в качестве технического директора, вплоть до 2019 года.
— Мы проводили реорганизацию и модернизацию нефтеперекачивающих станций, строили их — это НПС «Атырау» — ныне «Касымов», НПС на 163-м км — ныне «Шманов», НПС в Актау в п. Омирзак. Максимально интересный период! Насыщенные технологии! К примеру, НПС «Атырау» построили в 2014-м, она тогда была самая модерновая в Казахстане, и, наверное, таковой остается и на сегодняшний день. Там применены супервысокие технологии, которые имелись в то время, пришлось побывать практически на всех заводах в Европе, которые поставляли комплектующие и оборудование для этой станции.
Но в жизни иногда так бывает: всё вроде гладко, а чего-то не хватает. Наверное, так и с Михаилом Золотаревым – когда ему предложили работу в «Атырауинжстрой-АИС», он призадумался – стройка, с этим всё ясно. Но прокладка дорог? Это несколько иная сфера. Правда, это были лишь секунды раздумий, и Золотарев согласился.
— Когда пришел в «АИС», как-то разговорился со своими заместителями – с Гульсарой Алпамысовной и Зайни Газатовичем, — рассказывает технический директор «Атырауинжстрой-АИС» М. Золотарев. — Я им говорю: раньше у меня был один объект и по нему — перечень основных материалов и оборудования, в котором были десятки тысяч наименований и оборудования. А здесь, наоборот, десятки объектов и два наименования – щебень и асфальт! – восклицает собеседник. — Но это лишь на первый взгляд. Мы ведь строим не только дорогу, но и инфраструктуру. В любом микрорайоне, отдаленном ауле мы делаем реконструкцию, модернизацию и переустройство всех сетей, которые пересекаем, если под землей лежат трубы – их одеваем в футляры. А как же! Ведь по новой дороге будет ходить разный транспорт, и важно не продавить эти коммуникации. Вдоль дорог мы кладем тротуары, а где-то в сёлах даже скверы строим!
Дорожное строительство — нужная и благородная миссия: мы благоустраиваем наш город, делая его более комфортным. Мы дошли благодаря, конечно, инвестициям до всех поселков, аулов в Атырауской области. И продолжаем эту работу.
По словам Золотарева, дорожные строители «Атырауинжстрой-АИС» производят и укладывают порядка 200 тысяч тонн асфальта в год, и это большой объем работ.
— А вообще, здесь коллектив родственный, многих я знал и ранее, в том числе и гендиректора Адильбека Нурлыгужиева. В компании работают квалифицированные специалисты, с большим опытом. А вы знаете, меня здесь называют щеглом, – смеется Михаил Григорьевич. – Потому что в шутку говорят: пенсионный возраст для «Атырауинжстрой-АИС» — 73 года, поэтому я еще молод по сравнению с другими сотрудниками!
Безусловно, мы смотрим в будущее. И наш учредитель – Владимир Иванович Пак тоже практикует наставничество. У нас есть работа с молодежью, и если замечаем перспективных молодых, берем их на заметку и оказываем поддержку в плане карьерного роста. К тому же много уделяется внимания обучению персонала – как в плане профессионального, так и в плане коммуникаций.
— Михаил Григорьевич, вы с самого начала вашей карьеры строили комбинаты и здания, теперь дороги. А что труднее?
— Вопрос интересный. Какие бы ни были тяжелые времена, не только для предприятия, в котором я работаю, но и для страны в целом, в том числе и период становления нашей независимости, профессия строителя всегда оставалась востребованной. Может, скажу уже избитую фразу, но это – созидательная профессия. Мы строим, мы созидаем.
Знаете, когда я еще работал в «Гурьевнефтехимстрое», нас по вечерам служебная машина развозила. И высаживала не прямо у дома, а в специальных точках. От моей остановки надо было еще с полкилометра идти до барака, где проживал, это по ул. Свердлова, неподалеку от ул. Валиханова. И я часто тогда шел с работы и напевал знаменитый шлягер Марка Бернеса: «Вот уж окна зажглись, я шагаю с работы устало. Я люблю тебя жизнь, и хочу, чтобы краше ты стала». Так вот, до сих пор в конце трудового дня напеваю эту песню!
Михаил Григорьевич Золотарев отмечен Благодарственным письмом акима Атырауской области Махамбета Досмухамбетова в честь Дня строителя-2021.