Made in Atyrau и его тернии
Переход страны, продающей сырье, в страну, торгующую готовой продукцией, дается нелегко. И хотя в республике создано немало новых производств, они испытывают немало трудностей. В том числе и в Атырау. С чем приходится сталкиваться местным товаропроизводителям?
Несмотря на победные реляции об успешном развитии программ индустриально-инновационного развития, есть немало препятствий на пути превращения Казахстана в промышленно развитую страну, для которой наличие больших сырьевых ресурсов будет отличным подспорьем.
Цех по изготовлению хозяйственного мыла, моющих и чистящих средств в Атырау открылся и функционирует с 2018 года. Если обратиться непосредственно к производству, то оно, по словам предпринимателя Игоря Толстова, связано с переработкой вторичного сырья для выпуска хозмыла — элемента нашего домашнего быта, привычного нам с детства. И прежде всего, с переработкой остатков масленичных культур (подсолнечного масла) и мясокостной муки (технического жира). Кстати, остатки подсолнечного масла предприниматель получает со столовых вахтовых поселков. Растительное масло используется по саннормативам в тенгизовских общепитах единожды и сразу же сливается (нежели в городских столовых и бургерных, где его используют снова и снова, да так много, что аж запах прогорклого масла стоит за километр и горчит во рту).
Первоначально бизнес стартовал с использованием узбекского оборудования с последующей заменой в 2019-м на российское, более производительное и неприхотливое с точки зрения эксплуатации. Технология выпуска хозмыла не шибко мудреная, известная и отлаженная еще с советских времен. Как рассказывает директор компании, в одном из отдельных помещений цеха стоит варочный котел, где все компоненты при определенной температуре перемешиваются и подогреваются, создавая жидкообразную однородную массу. При этом контролируется соотношение воды, каустической соды, различных жиров и растительных масел. После чего происходит затвердевание общей массы. Затем затвердевшую химическую «кашу» подвергают процессу сушки. А после эта масса отправляется на так называемый процесс пилотезы — станок для формовки хозмыла, где производится маркировка. Далее оно нарезается и пакуется в коробки.
Без магнитомешалки и PH-метра не обойтись
Сегодня в быту люди все чаще пользуются жидким мылом, которое пользуется на рынке моющих средств всё большим спросом. Учитывая реалии рынка, предприниматель с прошлого года решил развить и второе направление. Закупил целый комплекс оборудования для данного вида производства — от лабораторно-аналитического (аналитические весы, магнитная мешалка, PH-метр) до производственного. «Прежде чем производить жидкое мыло, мы очищаем в первую очередь воду на аппарате — осмосе. Здесь стоят угольные колонны, щелочная колонна. Вода проходит через эти угольные фильтры, потом производится ее смягчение. У нас ведь в Атырау вода жесткая. Для этого сначала замеряется PH-показатель воды, чтобы выровнить ее показатели до уровня 4-4,6. И в этом состоит нюанс производства. Получается, если не достигнуть PH-показателя, завтра это жидкое мыло по одной простой причине элементарно протухнет. Вода из водопроводного крана явно не подойдет. После этого очищенная живительная влага идет в накопитель для изготовления жидкого мыла, а другая ненужная часть объема сбрасывается в канализацию. Потом она нагревается, после чего на следующем этапе смешиваются все нужные ингредиенты. И соответственно, после процесса отстаивания и охлаждения смешанная жидкая масса идет на розлив в тару», – рассказывает Игорь Толстов. На первый взгляд, вроде бы не сложно, но это производство более инновационное и требует более точных и объемных знаний в химии, технологиях выпуска моющих средств, работы оборудования. На изготовление каждой партии продукции есть технологическая карта. Берется анализ воды до и после очищения, подбираются химические ингредиенты, все это точно рассчитывается и только потом идет процесс изготовления продукции в промышленных объемах.
Как живем и развиваемся
А что мешает развиваться как в целом отечественному производству товаров народного потребления, так и индустрии бытовой химии, в частности? Как поясняетдиректор ТОО «Технологии – Атырау»И. Толстов, связано это со многими факторами. В первую очередь — с ценами на сырье для изготовления продукции, что отражается на ее конечной стоимости. В последнее время дорожает логистика и транспортировка товаров, в том числе доставка сырья и ингредиентов. К примеру, для выпуска жидкого мыла местный товаропроизводитель химические ингредиенты доставляет в Атырау из южной столицы. Тара и упаковочные коробки привозятся из Актобе. Найти на местном рынке заменители трудно: либо поставщики и производители вовсе отсутствуют, либо посредники заламывают запредельные цены. Дешевле обойдется заказать из другого региона. Фактически всё для производства привозное.
Чтобы создать что-то, без финансовых средств и инвестиций никак не обойтись. Любой бизнес, особенно в самом начале и запуске требует больших капиталовложений. Как говорит собеседник, всё, что построено и приобретено в цехе моющих средств — исключительно за счет личных инвестиций и накоплений предпринимателя. Благо есть еще один параллельный бизнес.
В 2015-м была задумка открыть цех по выпуску туалетной бумаги. Нашелся поставщик оборудования в Китае. Однако при реализации проекта ни один банк второго уровня в городе тогда не одобрил этот проект, мотивируя большими рисками даже при наличии ликвидного залогового имущества. К тому же для еще не запущенного производства потребовали принести договоры поставки сырья, договоры с потенциальными оптовыми покупателями и просили указать точный объем производства. При том, что еще не освоен рынок, то есть проект находился на стадии его изучения. Единственное, где предприниматель Толстов нашел понимание и поддержку, — в региональной палате предпринимателей «Атамекен», помогшей с оформлением разрешительной документации и юридическим сопровождением. Определеный вопрос вызывало у бизнесмена оформление сертификата CT-KZ — документа, удостоверяющего, что страной происхождения товара является Республика Казахстан. Его, правда, нужно было получать ежегодно в частной компании, небесплатно, разумеется. По истечении трех лет можно было оформить индустриальный сертификат сроком действия на пять лет. Его наличие как бы повышает привлекательность товара среди покупателей и якобы такой товар, имеющий сертификат, может продаваться по более высокой цене, так как импортеры с большей лояльностью относятся к продукции подтвержденного качества. Однако с 2024 года индустриальный сертификат неожиданно отменили. Кстати, на интернет-портале Ism-kz в ноябре прошлого года была опубликована информация: в Казахстане отменят сертификаты ввиду их неудобства для товаропроизводителей. Об этом заявил на правительственном совещании с участием руководства национальной палаты предпринимателей «Атамекен» экс-Премьер-министр Алихан Смаилов. «Это неудобно. Поэтому мы совместно с нацпалатой предпринимателей приняли решение: у нас будет единый реестр отечественных производителей и продукции. И тогда местному бизнесу не надо будет получать никаких сертификатов. Сведения об отечественных производителях и производимых ими товарах будут находиться онлайн в этом реестре. В любой момент можно зайти туда и получить сведения. Практику выдачи сертификатов мы прекратим, а информация будет доступна онлайн бесплатно для всех пользователей», – заявил он тогда. Также на совещании отметили, что параллельное существование двух видов сертификатов приводит к нагрузке на отечественных товаропроизводителей. Индустриальный сертификат не дает им возможности показать долю внутристрановой ценности своих товаров, из-за чего они вынуждены покупать сертификат СТ-KZ для отчетности. В прошлом году Глава государства не единожды критиковал казахстанских чиновников в нежелании поддерживать местных товаропроизводителей.
Учитывая эти нововведения, руководитель компании оформил только декларацию соответствия ЕАЭС, фактически тот же сертификат качества, где дается анализ по физико-химическим показателям выпускаемой продукции и к нему прикладывается соответствующий протокол. А сведения о выпускаемой продукции и производителе товаров заносятся в единую базу стран-участниц Евразийского экономического сообщества. Но опять-таки оформить и получить декларацию соответствия ЕАЭС в Атырау нет возможности, нужно либо поехать в другой город страны либо в Республику Кыргызстан. К тому же у нас фактически отсутствуют специалисты по сертификации продукции бытовой химии и, образно говоря, не знают, с какой стороны подойти к этой теме. Местным организациям по сертификации и метрологии проще просертифицировать нефть или хлеб.
Большая проблема для товаропроизводителей — нехватка высококвалифицированных кадров. «У нас острый кадровый голод, нет специалистов грамотных и толковых. Все последние десятилетия в стране готовили экономистов, юристов, ну и охранников прибавьте. В Казахстане фактически сломали среднее специальное образование. На производствах даже элементарно нет токарей, фрезеровщиков, механиков. Вы же знаете, в советское время на территории прежнего Гурьева было 11 действующих заводов — рыбоконсервный комбинат, химзавод, два хлебокомбината, пивоваренный завод, молкомбинат, вертолетный завод, механический и т.д. И где это всё? Кому это помешало? А почему так? У меня на это свой взгляд. К примеру, раньше депутатами становились люди, работавшие на производстве, это были инженеры, механики, технологи. Во всех звеньях государственного управления сидели технари-производственники, знавшие все нужды того же химзавода, мехзавода. Ушли эти люди, и производства стали не нужны», – посетовал предприниматель. Да, озвученная проблема остается очень актуальной. Республика прошла процесс индустриализации, а в нашем городе, что обидно, методично уничтожались многие производства, тогда как в других регионах старались удержать на плаву, хотя не всегда удачно.
Долой имитаторов — дискредитаторов!
Подытоживая беседу, Игорь Толстов немного философски порассуждал. Производством в стране не каждый бизнесмен хочет заниматься, хлопотно и сложно это. Выгоднее всего купить оптовую партию товара с того же Китая, подороже продать его, потом спокойно попивать чаёк на диване. Помимо вышеуказанных факторов, влияющих на развитие производства, он подвел нас к мысли о том, чтобы в стране эффективно заработали производства, выпускалась конкурентоспособная продукция, востребованная у потребителя, чтобы страна двигалась по пути инноваций, должна поменяться и психология граждан. Это значит стать более ответственными за выполняемую работу, стремиться быть профессионалами на своем рабочем месте, болеть душой за дело. «Замечаю, что немало людей стали потребителями, только дай им большую зарплату, дай соцпакет. А они будут бить баклуши на работе, да еще качать свои права, и таких крикунов, создающих видимость деятельности, везде хватает. Никакой президент или правительство нам не помогут, если мы сами не изменимся, не изменим своего отношения к выполняемой работе, к своей жизни. Не хотят получать знаний, не хотят работать, а им все подавай. Да, государство и правительство должны создавать условия для работы и жизни. Но и наши граждане тоже должны стремиться чего-то достигать в жизни», – заключил Игорь Толстов. К его словам добавим, что, к сожалению, сложившаяся в стране система управления, непонятная практика подбора кадров породила в любой сфере большой слой так называемых «специалистов по ИБД» (имитации бурной деятельности). Практически во всех сферах и отраслях. И пока не очистить все сферы от «ИБДэшников», тянущих одеяло на себя, продвижения вперед, в том числе в сфере производства, вряд ли стоит ожидать. Правда, это тема для другого материала.