Личность

ЧЕЛОВЕК, СМОТРЕВШИЙ ВПЕРЕД

26-27 ноября в Атырау прошли торжественные мероприятия Ассоциации корейцев Казахстана, посвященные 20-летию Ассамблеи народа Казахстана, а также 25-летию деятельности Атырауского и Западно-Казахстанского филиалов Ассоциации.

К 10 ноября 1994 года проект «Программы развития нефтегазового комплекса» был готов. Состоял он всего из 18 страниц и включал в себя: 1) Введение, 2) Анализ состояния отрасли с выводами, 3) Цели и действия Министерства и 4) Экономическую оценку Программы.
Нурлан Утепович по согласованию с тогдашним Премьер-министром А.М. Кажегельдиным представил 17 ноября 1994 года эту программу на заседании Правительства. Правительство в то время было многочисленным (около 40 человек), кроме того, на заседания приглашались заместители министров, начальники управлений министерств и ведомств, если в повестке дня были вопросы их компетенции. Члены Правительства располагались за столами, расположенными в виде буквы «Ш», у основания которой на некотором возвышении сидел Премьер-министр, остальные вдоль трех параллельных столов. Приглашенные, числом до 100 человек, сидели рядами в креслах театрального типа. Привожу эти подробности, чтобы показать, сколько человек было свидетелями представления нового видения роли нефтяной отрасли.
Реакцию членов Правительства и зала можно сравнить с реакцией публики во время презентации Стивом Джобсом первого айфона в 2007 году. Во-первых, за время независимости Республики (а прошло уже три года) ни по одной отрасли не было столь масштабной программы, причем представленной ее руководителем, что подразумевало его персональную ответственность. Во-вторых, сама программа была краткой и доступной для понимания любым человеком, но не популистской, т.к. основывалась на реальных базисных исходных пунктах, а также определяла цели, пути их достижения, плюс выделяла очередность их реализации. Завершала все это экономическая оценка, что доказывало реальность данной программы. В-третьих, впервые на заседаниях такого уровня был применен метод презентации, т.е. слова докладчика сопровождались демонстрацией диаграмм, кратких тезисов и др. В те годы государственные учреждения уже широко использовали в работе компьютеры, но практика их применения ограничивалась текстовым редактором «LEXICON» и, в лучшем случае, электронными таблицами «SuperCalc». Мы же для подготовки текста Программы и презентации использовали только что появившийся Windows с его приложениями. К сожалению, в аппарате Правительства не нашлось проектора для соединения с нашим компьютером, поэтому пришлось изготовить черно-белые слайды на прозрачном пластике для диаскопа. Слайды демонстрировались на стене за спиной Премьера, поэтому он сидел вполоборота к залу, но лицом к трибуне, с которой выступал Нурлан Утепович.
Были заданы вопросы, но они были уточняющего или справочного характера. Никто не оспорил ни концепцию программы, ни предложенную стратегию развития отрасли, ни формат документа. Единственное существенное замечание организационного характера сделал первый вице-премьер В. Метте. Виталий Леонидович, как куратор промышленности в целом, отметил, что Балгимбаев не согласовал с ним предварительно этот документ. Но этому, я думаю, было свое объяснение. Если бы министр пошел согласовывать, то, как водится, собрали бы группу по изучению, раздали бы для экспертизы по министерствам, растянули бы это на пару месяцев, в итоге похоронили бы саму идею осмысления роли отрасли в экономике страны, определения основных ориентиров ее развития. Время же не ждало.
Надо отметить, что практически все положения Программы 1994 года были затем отражены во многих программных документах Правительства, все идеи Нурлана Утеповича были взяты на вооружение.
Сама процедура обсуждения Программы на весьма представительном заседании Правительства создала Балгимбаеву имидж масштабного руководителя, владеющего рыночным языком экономики, знающего мировую конъюнктуру. Впрочем, это было недалеко от истины.

1995 ГОДГОД ИСПЫТАНИЙ

Имидж имиджем, но отрасль надо было поднимать. Главные показатели отрасли — уровень добычи нефти, степень обеспеченности внутреннего рынка нефтепродуктами и газом, а они были падающими. 1995 год стал первым полным годом работы Нурлана Утеповича Балгимбаева в качестве министра нефтегазовой промышленности, поэтому его можно оценить как испытательный срок. Думаю, со стороны это смотрелось именно так. Экономика молодой Республики была предметом пристального анализа как внутри страны, так и со стороны соседних стран и международных организаций. Многие понимали, что нефть является ведущим ресурсом страны, но тогдашнее состояние отрасли мало в кого вселяло оптимизм.
В этих условиях Н. Балгимбаев сконцентрировал усилия аппарата на решении им же сформулированных задач. К примеру, для укрепления финансового положения провел ревизии схем реализации нефти и нефтепродуктов. Обнаружились любопытные факты. Так, между ПО «Южнефтегаз», добывавшим нефть на месторождении Кумколь, и Шымкентским НПЗ выявилось более 120 посредников. И это при том, что месторождение и завод соединены единственной трубой и никаких перевалок не предусматривалось. Нурлан Утепович решительно взялся за ликвидацию подобных и других каналов утечки дохода государственных предприятий.
Другим шагом был запрет на отпуск нефтепродуктов без предоплаты или финансовой гарантии, а также ликвидация посредников из схем снабжения сельского хозяйства дизельным топливом в посевную и уборочную кампании. Этому предшествовала докладная на имя Премьер-министра.
«…нефтедобыча, являясь фондоемкой отраслью, требует нормированных объемов подготовительных работ. Сворачивание их привело к снижению фондоотдачи, т.е. к падению уровня добычи нефти и газа, особенно на месторождениях со сложными горно-геологическими условиями (Узень, Жетыбай). Дальнейшее развитие ситуации грозит массовыми аварийными ситуациями на промыслах. Отсутствие средств у предприятий вызвало также социальную напряженность в нефтедобывающих регионах. Для экстренного выправления финансового положения отрасли необходимо:
принять решительные меры по взыскиванию задолженности, включая предоставление предприятиям нефтегазового комплекса права на безакцептное изъятие долгов за нефтепродукты и, в случае неуплаты, прекращение поставок их;
решительно отказаться от директивного распределения нефти и нефтепродуктов, введение принципа предоплаты за поставляемую продукцию;
исключить практику волюнтаристского вмешательства местных органов власти в производственную деятельность предприятий, изъятия ими продукции предприятий;
разрешить нефтедобывающим предприятиям в качестве переходной меры самостоятельно реализовывать часть продукции внутри Республики».
Конечно, на этой почве он нажил немало недругов. Но в целом положение стало улучшаться. Для скорейшего финансового выздоровления предприятий отрасли и поднятия духа в трудовых коллективах Нурлан Утепович добился у Премьера и министра финансов принятия постановления, получившего в народе название «50 на 50». Суть заключалась в том, что из поступивших на предприятие денег первоочередными платежами были долги перед бюджетом. Это сразу «выметало» из кассы предприятия все средства. Постановлением же было разрешено предприятиям в первоочередном порядке 50 процентов поступивших средств направлять на выплату заработной платы. Данная мера существенно подняла настроение работников отрасли, к тому же незамедлительно сказалась на выполнении кассового плана регионов. К слову, к этой мере Нурлан Утепович прибег еще раз в 1998 году, будучи Премьер-министром, когда мировой кризис обрушил цены на нефть до 9 долларов за баррель сорта Юралс, и предприятия оказались в плачевном состоянии.
В техническом и технологическом плане усилия министерства были направлены на эффективное использование спецтехники по обслуживанию скважин, повышение производительности труда бригад подземного и капитального ремонта скважин и, в конечном счете, на сокращение числа простаивающих и бездействующих скважин. Все это происходило на фоне практического отсутствия запасных частей, труб нефтяного сортамента, запорной арматуры. Учет и рациональное использование ресурсов стали в центре внимания руководителей всех уровней. В итоге напряженной работы коллективов прекратилось выбытие скважин из действующего фонда, сократилось число простаивающих скважин. К концу года показатели использования фонда скважин даже пошли в рост. Были введены в эксплуатацию новые, пусть и небольшие, месторождения нефти Матин, Аккудук, Южный Танатар. Как результат, уровень добычи нефти и газового конденсата, падавший до этого ежегодно на 1-1,5 млн. тонн в год, в 1995 году вырос на 0,3 млн. тонн.
Для обеспечения внутреннего рынка нефтепродуктами по заданию министра был составлен график поставок нефти на три имевшихся завода. Такие графики были и раньше, но теперь был установлен посуточный контроль, который осуществлял Первый заместитель министра Мурат Газизович Саламатов, человек с богатейшим профессиональным опытом, выдающийся организатор производства. Выполнение графика еженедельно докладывалось на совещаниях у министра.
К проблеме загрузки заводов Нурлан Утепович подключил вышестоящие инстанции. Вот выдержка из его докладной записки в Правительство:
«Из-за отсутствия магистрального трубопровода между районами добычи и НПЗ в 1992-1993 гг. была принята концепция равных взаимных поставок нефти между Россией и Казахстаном, что было закреплено межправительственными Соглашениями. При этом в объем поставок нефти, поставляемой из Казахстана, включалась вся продукция, направляемая в Россию:
нефть, направляемая по нефтепроводу Узень — Атырау — Самара;
нефть, добываемая в ПО «Актюбинскнефть» и направляемая по нефтепроводу Кенкияк — Орск;
газовый конденсат месторождения Карачаганак, подаваемый в Оренбург и далее в Башкортостан.
Взамен в Казахстан поступала сибирская нефть. В соответствии с этим принципом удалось удовлетворить основные потребности экономики Республики в нефтепродуктах.
Однако с сентября 1993 года поставки сибирской нефти резко сократились, а действие межправительственного Соглашения было практически аннулировано в одностороннем порядке со ссылкой на неплатежи казахстанских получателей сибирской нефти, хотя долги российских и казахстанских потребителей были паритетны.
Эти действия привели к острому кризису в снабжении нефтепродуктами предприятий Казахстана в осенне-зимний период 1993-1994 гг. Несколько смягчило ситуацию разрешение коммерческим структурам перерабатывать на казахстанских НПЗ давальческую нефть, однако и этот канал был перекрыт в марте 1994 года непомерно высокой таможенной пошлиной (30 ЭКЮ за тонну), введенной Правительством России.
Полная остановка нефтеперерабатывающих заводов из-за отсутствия сырья, обстоятельства зимнего периода и надвигающаяся посевная кампания вынудили бывшее Министерство энергетики и топливных ресурсов Казахстана согласиться на российские условия взаимопоставок нефти, суть которых сводится к следующему:
из баланса обмена исключалась актюбинская нефть и карачаганакский газовый конденсат;
поставка указанной продукции на российские заводы предусматривалась на давальческой основе;
введен поправочный коэффициент 1,073 из-за худшего качества казахстанской нефти.
Исключение из обменного баланса актюбинской и карачаганакской продукции (соответственно 2,7 и 4,5 млн. тонн в год) явилось невосполнимой потерей для Казахстана, т.к. общий объем баланса упал с 11 млн. тонн в 1992 году до 4 млн. тонн в т.г. Условия переработки продукции ПО «Актюбинскнефть» с возвратом 55% выработанной продукции и, соответственно, ГХК «Казахгаз» 30% являются воистину кабальными.
Отсюда явствует, что для насыщения казахстанского рынка нефтепродуктами необходимо учитывать весь объем взаимных поставок. Данное предложение не связано с экономическими потерями для России и сравнительно легко осуществимы при наличии доброй воли. Учитывая проведенную Министерством работу с соответствующими органами Российской Федерации, считаем необходимым проведение переговоров уже на уровне Правительств и заключение межгосударственного Соглашения».
Получив одобрение, Нурлан Утепович активизировал связи с Министерством энергетики и нефтяными компаниями Российской Федерации, в итоге добился более справедливых условий взаимных поставок нефти.
Помимо графика поставок нефти на нефтеперерабатывающие заводы, были разработаны планы мероприятий по увеличению выхода светлых нефтепродуктов, сокращению потерь нефти и др. Большой вклад во внедрение технологических новшеств на заводах внес Садуахас Мералиев, приглашенный в аппарат министерства с должности главного инженера Атырауского НПЗ. Инициативность проявили тогда директор Атырауского завода Владимир Викторович Гафнер и его главный инженер Амантурлин Галымжан Жыршибекович, директор Шымкентского НПЗ Бауман Артур Эрихович, главный технолог завода Мурат Досмуратов. Павлодарцев же приходилось периодически «подбадривать». В течение 2005 года на нефтеперерабатывающих заводах были проведены собственными силами серьезные технологические и организационные улучшения. В разрезе заводов это выглядело так:
Атырауский НПЗ:
Пущен в эксплуатацию блок печей и котлов-утилизаторов на установке первичной переработки нефти ЭЛОУ-АТ-2, что увеличило выход светлых нефтепродуктов и повысило устойчивость работы установки;
Произведена модернизация установки каталитического риформинга, за счет чего освоен выпуск неэтилированных высокооктановых бензинов;
Освоен выпуск авиационного топлива ТС-1;
Освоен выпуск промышленного деэмульгатора, который был испытан на 8 НПЗ СНГ;
Расширен ассортимент выпускаемых моющих средств.
Шымкентский НПЗ:
Испытана и внедрена технология переработки смеси казахстанской нефти без смешивания с западно-сибирской нефтью. При этом трубопроводной компанией было освоено применение депрессаторов для транспортировки кумкольской нефти, что позволило отказаться от подмешивания западно-сибирской нефти и получить технологическую независимость;
Произведена модернизация установки каталитического риформинга, позволившая довести октановое число автобензинов до 93;
Освоена технология производства авиационного топлива марки РТ из казахстанской нефти;
Введена в эксплуатацию установка вакуумной перегонки мазута, что существенно увеличило глубину переработки, т.е. выход светлых нефтепродуктов;
Подготовлена к пуску установка замедленного коксования мощностью 100 тыс. тонн кокса в год с экономическим эффектом 8 млн. долларов США в год.

(Продолжение следует)
Галиаусат Кешубаев,
зам. генерального директора ТОО «Дирекция строящихся предприятий КМГ»

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button