Их объединяют не только краски и мольберт. Они дарят нам живопись, которую можно смело назвать высоким искусством.
Рафаэль представляет…
В Атырау впервые открылась галерея современного искусства «Tengri Art», организованная известным художником Рафаэлем Слекеновым.
Здесь могут выставить свои картины художники из разных городов и стран, профессионалы и любители — словом, все, кто ценит изобразительное искусство. Кроме того, желающие попробовать себя в живописи могут получить и уроки. Причем, это касается не только детей, но и всех, кого притянул прекрасный мир живописи.
— Идея открыть галерею родилась давно, — рассказывает Рафаэль Слекенов. – Но, порой, художники бывают далеки от реального мира. Организовать нечто подобное, создать возможность и условия для работы никак не входит в прямое предназначение живописцев. Но кто-то же должен был это сделать, причем, собственными руками и на собственные средства. Пришлось вместо кисти взять в руки мастерок и смешивать цемент с песком. И мы открыли-таки галерею! Здесь каждый, кто ценит высокое искусство, сопричастен к культуре, желает получить эстетическое наслаждение, может открыть наши двери. Для посетителей это просто форма досуга, куда можно пойти отдохнуть, насладиться живописью. А для художников — возможность продемонстрировать свои картины, рассказать о себе, поделиться новыми идеями.
Как признается Рафаэль Слекенов, более 20 лет профессионально занимающийся живописью, в те года, когда он только начинал работать, зритель был совсем другим. Сейчас люди всматриваются в те предметы, на которые раньше не обращали внимание. Они уже по-другому оценивают картины, ибо у них изменился взгляд. Правда, о подобном массовом явлении говорить пока не приходится. Сейчас немало ценителей искусства как среди атыраусцев, так и среди приезжих и иностранцев.
— У нас постепенно меняется менталитет, — продолжает Рафаэль. — Новое поколение, продвинутая молодежь, которая отличается креативным мышлением, нуждается в эстетическом воспитании. Подобное может представить и наша галерея.
— До открытия галереи современного искусства я мог видеть многие работы художников только в Интернете, — рассказывает молодой талантливый художник Берик Уразгалиев. — По сути, Интернет стал единственной возможностью связаться с внешним миром. Только там я мог разместить свои картины, познакомиться с работами других художников. Теперь появилась возможность выставиться в галерее «Tengri Art». На досуге люди куда обычно идут? В гости, в рестораны. Теперь они могут посетить и настоящую галерею, где представлены глубинные работы. Я очень рад этому событию! Здесь отличное место для знакомств с ценителями прекрасного.
Кстати, Берика Рафаэль Слекенов искал долго, увидел однажды его работы и понял, что нашел своего единомышленника, интересного человека с богатым внутренним миром.
По словам Рафаэля, молодой художник по-своему видит мир, космос. Допустим, он смотрит на то же окно, что и мы, но представляет не вид на местность, как многие, а именно Вселенную, где самой большой загадкой был и остается человек. И первый вернисаж в галерее будет посвящен работам Берика Уразгалиева.
А пока посетители могут познакомиться с работами мексиканского художника Рауля Говеа Перальта, австралийки Стефани Шеппард, казахстанских мастеров кисти Ерсаина Жапак, Берика Уразгалиева и самого Рафаэля. Он представил свои новые работы, которые пишет тут же, в студии.
И если вы считаете, что в Атырау по-прежнему некуда пойти, то глубоко ошибаетесь!
Легенда на полотне
Атырауский художник Адилхаир Жантасов готовится к республиканской выставке «Эпос. Воспитание потомков», организованной национальным музеем имени Кастеева. На суд зрителей и поклонников изобразительного искусства он представит картину «Коркыт-ата».
— На моем полотне — собирательный образ музыканта и целителя, — рассказывает художник. — Существует множество версий о его жизни и творении. Мне пришлось перечитать не одну книгу, чтобы представить его образ и изобразить на полотне.
А сделать это действительно очень непросто. Существует несколько версий о Коркыте, имеющихся в Казахстане, Азербайджане и Турции. Еще больше загадочности прибавили к образу Коркыта две рукописи на чагатайском языке, найденные в разные века в Германии и Ватикане. Коркыт родился предположительно в VII–VIII веках на территории современной Кызылординской области, но его могила, по разным версиям, может быть и в Турции, и в Азербайджане, и в Казахстане. По этому поводу хорошо сказал народный поэт Азербайджана Вахабзаде: «Великие рождаются в одном месте, а умирают во многих».
У нас по-разному воспринимается личность Коркыта. Но для некоторых это мифический дух, которому поклоняются как святому. Но для большинства он все же реальный человек, музыкант, создатель кобыза — самого древнего музыкального струнного инструмента, обладающего лечебным свойством.
Об всем этом подробно рассказал Адилхаир Жантасов, бережно собрав данные о легендарном музыканте и передав все, что для него связано с его именем, на полотне.
— Здесь не только Коркыт и его кобыз, — рассказывает он. — На переднем плане образы отца и матери, которые бережно держат сына, будущего всадника, защитника. Корабль пустыни — верблюд — тоже присутствует в моей работе, как персонаж нашей национальной истории. Кстати, готовясь к работе, я узнал, что один из кульпытасов, найденных на территории Мангистауской области, стал своего рода основанием для создания английского Биг-Бена — знаменитых часов Лондона. Кроме того, я счел важным разместить на картине книгу, так как будущее страны — за образованными людьми. Дополнительные детали — это курак-корпе, камша, как элементы народного искусства. Работать над картиной я начал всего лишь около месяца назад. А вот создать в голове образ оказалось делом непростым. Надо было на полотне передать эпос, имеющий воспитательное значение для молодого поколения.
Итоги республиканского конкурса будут подведены ко Дню независимости Республики Казахстан. Адилхаир Жантасов стал единственным участником из Атырау.
Мир Надежды
В областном музее искусств состоялась необычная выставка художницы, которая пишет картины исключительно под звуки музыки. Мелодии абсолютно любого направления — от классики до казахских народных мотивов — подсказывают Надежде Эксузьян образы, видение, сюжет произведения.
— Я пишу картины под спокойную музыку, лучше без слов, — говорит Надежда, представившая на выставке 40 полотен и более 50 иллюстрированных работ. — Слушаю Энио, Энигму. Музыка подсказывает, что надо писать. А чтобы лучше лицезреть работы, я подбираю для каждой картины подходящие стихи.
Между тем, ее картины очень разные. Вот девушка в казахской национальной одежде с прекрасными живыми глазами. Ее можно назвать Девушка-Солнце. А вот свеча, которая горит как живая. Пламя ее будто дает тепло, если стоять рядом. Художница воспроизвела точный портрет известного казахского певца Нурлана Абдуллина, слушая один из его хитов. Трудно определить главное направление работы Надежды Эксузьян. У нее настолько богат и разнообразен внутренний мир, что порой потрясает воображение!
Но больше всего восхитили сделанные один в один копии с классических картин. К примеру, сходство с легендарным полотном «Девятый вал» Айвазовского, портретом Лопахиной поразительное!
— Я решила попробовать, получится ли сделать копии, смогу ли я передать выражение глаз, цветовые гаммы. Оказывается, это возможно, — говорит художница.
— Надежда — многогранная личность, — рассказывает одна из ее поклонниц Наталья Ковалева. — У нее богатый, глубокий и загадочный внутренний мир. При этом, она кристально чистая. К ней как будто не прилипает негатив и все отрицательные эмоции, которые вокруг нас. Она чистая и удивительная. После встречи с ней на многие вещи я взглянула по-иному, нашла ответы на простые жизненные вопросы. Для меня беседа с ней, общение дает много позитива.
Вместе с Надеждой на выставке принимала участие ее дочь Марианна, инвалид с детства по зрению. Несмотря на свой недуг, девушка активно помогает маме, рисует, сочиняет стихи, пишет сказки и даже вяжет. Часть ее работ была также представлена на выставке.
Персональная выставка выпускницы Московского университета народного творчества Надежды Эксузьян, чьи работы хранятся в частных коллекциях в Калининграде, Казани, Мурманске, Саратове, и ее дочери Марианны под названием «Может, я та птица», продлится в Атырау до конца ноября.
Марина КУАНЫШЕВА,
фото Ануара АБИЛГАЗИЕВА