Культура

ВОЛШЕБНАЯ МУЗЫКА ДИНЫ

В этом году Казахстан отмечает 150-летие со дня рождения выдающегося композитора Дины Нурпеисовой. Когда знакомят с атырауской землей, всегда подчеркивают, что это родина легендарной Дины. Именно поэтому нашу область называют родиной настоящих домбристов, виртуозных исполнителей. Продолжателями дела Дины Нурпеисовой стали молодые композиторы, талантливые исполнители.
Областной историко-краеведческий музей подготовил экспозицию, посвященную жизни и творчеству Дины. Ее называют ученицей Курмангазы и продолжательницей лучших традиций казахской народной музыки. Она впитала в себя неукротимый дух и динамику музыки Курмангазы, совместив ее с виртуозностью и нежной лирикой Даулеткерея. Все это нашло в ее творчестве своеобразное сочетание, и кюи Нурпеисовой отличаются редкой самобытностью.
Дина Нурпеисова родилась в 1861 году в Джангалинском районе, в местечке Бекетай-Кум Западно-Казахстанской области. Отец Дины, Кенже, был скотоводом и ничем не отличался от окружающих его кочевников. В молодости он увлекался борьбой, а еще был известен как хороший домбрист.
Мать Дины, Жаниха, тоже была музыкально одаренной женщиной. Она неплохо пела и любила слушать игру на домбре. Поэтому, когда маленькая Дина стала увлекаться музыкой, женщина не стала препятствовать дочери. Особенно искренне радовался увлечению Дины отец, он всячески поощрял ее музыкальные занятия. Уже в 9 лет она неплохо играла на домбре и выучила все, что исполнял ее отец. Игру Дины с интересом слушали друзья Кенже, родственники. Постепенно весть о чудо-девочке распространяется за пределами их аула.
В 1870 году происходит знаменательное событие в жизни Дины. В аул, где проживала ее семья, приезжает знаменитый домбрист-кюйши Курмангазы. Прослушав игру маленькой Дины, он соглашается быть ее учителем. В течение последующих девяти лет, то есть до 18-летнего возраста, Дина часто встречается с Курмангазы, нередко сопровождает его в поездках по аулам, где происходили состязания известных домбристов.
Вскоре имя Дины становится известным по всему Западному Казахстану, она получила признание знаменитых в то время мастеров инструментальной музыки. Пробуя свои силы в сочинении, она создала кюи «Бұлбұл», «Байжұма», «Көген түп».
Дина чутко откликалась на все события, волнующие народ. В 1916 году царское правительство решило мобилизовать на тыловые работы мужчин с 18 до 43 лет из числа жителей национальных окраин, – тех, кого называли тогда «инородцами». Во многих местах страны вспыхнули восстания против такой мобилизации. Детей баев, мулл, волостных правителей, биев, старшин не посылали на тыловые работы. Вместо них, зачастую под своими же фамилиями, баи посылали тех бедняков и батраков, которые не подлежали призыву по своему возрасту и семейному положению. Народные акыны и композиторы не могли остаться безучастными к народному гневу. Они создали многочисленные произведения о тех грозных событиях, всколыхнувших степь.
У Дины был мобилизован сын Журунбай, и она сочиняет кюй, посвященный 1916 году, и называет его «Набор». В народе этот кюй известен под названием «Шестнадцатый год». В отличие от одноименных произведений других народных композиторов в кюе Дины нет ни жалобы, ни плача, ни уныния. В этом кюе как бы слышится топот коней восставших джигитов, песня ликующей толпы, радость людей, услышавших весть о свержении царя. Произведение от начала и до конца отражает силу и непримиримость восставшего народа, и лишь в некоторых местах слышны мотивы раздумья восставших, песня всадников, мужественно наступающих на врага.
В 1922 году Дина перебирается ближе к берегам Каспия. Семья голодает. Дине приходится собирать дикое просо, чтобы прокормить детей в трудные годы неурожая. Она снова разъезжает по аулам, исполняя кюи собственного сочинения. В эту пору она создает кюй под название «Жігер», который как бы спорит с «Жігером» Бапаса. «Жігер» Дины отличается энергией, но не скрытой и подавленной, как у Даулеткерея Бапаса, а действующей, активной. Здесь Дина остается верна своему учителю Курмангазы, продолжая его дело. Она сочиняет кюй «Жігер», вдохновленная теми решающими переменами, которые происходят в степи.
Особенно плодотворным временем для Дины стали годы после установления в Казахстане Советской власти. Несмотря на то, что Дина встретила революцию в возрасте 57 лет, творчество ее не только не ослабевает, а скорее, наоборот. Нурпеисова стремится наверстать упущенные годы. Она много сочиняет, принимает деятельное участие в творческих смотрах народных талантов.
В 1937 году на II республиканской олимпиаде в Алма-Ате произошла ее встреча с Жамбылом Жабаевым, между ними устанавливаются дружеские отношения. На этой олимпиаде Дина сочиняет свой кюй «Әсем коңыр» о советской молодежи. В 1939 году Нурпеисова участвует во Всенародном смотре исполнителей. Игра ее была отмечена первой премией. А известный советский музыковед В.Беляев писал о выступлении Дины Нурпеисовой в журнале «Советская музыка» (1939 г., №11) следующее: «Смотр поднял значение народных музыкальных инструментов как средства для развития музыкальной культуры широких масс. То высокое мастерство на казахской домбре, которое показала Дина Нурпеисова, — этот «Жамбыл домбырасы», является лучшим способом художественной агитации за сохранение и развитие этого и аналогичных ему инструментов».
Когда грянула Великая Отечественная война, Дине Нурпеисовой было 80 лет, но она с юношеской энергией сочиняла, выступала на концертах, призывала бороться с ненавистным врагом.
В кюе «Тойбастар» Дина передает ликование народа, обретшего впервые истинную свободу, свою государственность, страну, где развивается экономика и культура. «Тойбастар» своего рода торжественный марш. Этот кюй в исполнении оркестра имени Курмангазы записан на пластинку.
В 1941 году Дина сочиняет кюй «Ана бұйрығы» («Наказ матери»), создает еще ряд кюев. В послевоенные годы сочиняет кюи «8 Марта», «Еңбек Ері» («Герой Труда»), «Сауыншы» («Доярка»). Музыка проникнута энергией и динамикой.
Дина, начав свою деятельность в окружении любимых учителей и наставников, прошла через все эти испытания и в мирное послевоенное время передала великое достижение классиков домбрового искусства. В своих интерпретациях Дина точно сохраняла темы кюев, все особенности формы, но в то же время она исполняла их в присущей ей яркой, виртуозной, психологически напряженной манере, ломая свойственную кюям уравновешенность, делая их ритмически-обостренными.
Долгую и трудную жизнь прожила Дина. Но никакие лишения не могли сломить эту гордую и мужественную женщину. Несмотря на трудности, Дина никогда не оставляла домбру. Всю жизнь она совершенствовала свою игру, достигнув того высочайшего мастерства, которое позволяет, по словам очевидцев, говорить о ее непревзойденной домбровой технике.
Умерла Дина Нурпеисова 31 января 1955 года в Алма-Ате на 94 году своей жизни. Ее жизнь — это долгий и славный путь, посвященный служению искусству. Дина Нурпеисова воплотила в себе лучшие черты народного гения.
В нашем музее хранятся воспоминания известных людей о Дине. Вот что в свое время говорил народный артист СССР Шамгон Кажымгалиев: «Мне посчастливилось увидеть легендарную Дину Нурпеисову. Еще в годы войны мальчишкой я ходил к ней в гости с Ахметом Жубановым. Она жила в двухкомнатной квартире в Алма-Ате. Дина попросила меня что-нибудь сыграть. Я исполнил на домбре кюй «Әсем коңыр». Она меня похвалила, погладила по голове. А потом сама сыграла кюй. Это было восхитительно. У нее действительно были удивительные пальцы, во время игры их не было видно. Даже непонятно, как ее домбра издает звук. Всегда, когда репетирую, стараюсь вспоминать, как она играла. Это было настолько виртуозно, что было похоже на волшебство».
А вот воспоминания народного артиста Казахстана Рысбая Габдиева: «У меня была возможность встретиться и познакомиться с Диной, но я не воспользовался этим. Тому виной были разные обстоятельства. Много лет назад я играл на республиканском слете. Услышав мою игру, она просила привести меня к ней. Дина к тому времени из дома почти не выходила. Но так сложились обстоятельства, что нам не суждено было встретиться. Говорят, перед смертью она несколько раз произнесла мое имя. В моей жизни есть лишь одно сожаление – о той несостоявшейся встрече».
Позже сила духа (аруақ) Дины всегда будет сопутствовать Рысбаю Габдиеву. Его будет ждать блестящий успех на сцене. Самодеятельный оркестр, который он создал, завоевал все награды, которые существовали в 60-70-е годы. А профессиональный коллектив музыкантов, созданный в 1990 году, стал академическим оркестром и был назван в честь Дины Нурпеисовой. Сегодня это один из лучших коллективов республики.
В музее хранятся 45 экспонатов, связанных с именем Дины Нурпеисовой. Один из них – Грамота Красноярского района Астраханской области, полученная Диной в 1937 году.
В нашем городе именем Дины Нурпеисовой назван академический оркестр, старейший Дом культуры, построенный еще до войны, площадь и Академия народной музыки, музыкальные школы районов области и многие другие объекты. Наследие Дины бесценно, ее творения — на века.

Светлана НУРПЕИСОВА,
заведующая экспозиционным и культурно-просветительским отделом областного историко-краеведческого музея

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Проверьте также
Close
Back to top button