27 марта уже много лет подряд отмечается Международный день театра. Накануне праздника мы побеседовали с главным режиссером Академического Казахского драматического театра имени Махамбета Мухангали Томановым.
Первый вопрос, который мы задали ему, был классическим:
– Мухангали Хамидоллаевич, правда ли, что театр начинается с вешалки?
– Я бы перефразировал эту известную цитату Станиславского. Театр начинается с афиши. Увидев афишу, начало премьеры, человек должен настроиться на показ, прийти в театр подготовленным, по возможности прочитать произведение, по которому будет поставлен спектакль. И не ждите отдыха на спектакле, не в этом предназначение театра. Он направлен на то, чтобы заставить человека размышлять, анализировать, сопоставлять. Если хотите отдыха, досуга, то вам лучше пойти на концерт. Повторюсь, у театра другое предназначение. Спектакль должен посеять зерно в вашей голове, проще говоря, заставить шевелить извилинами. Театр – это зеркало общества. Что есть в жизни, то будет на сцене, это действительность.
– Мы часто бываем на спектаклях нашего театра и замечаем, что в финале постановок нередко присутствует некая недосказанность, своеобразное многоточие. То есть не просто конец, а когда можно поставить многоточие. Это легкий выход для режиссера – пускай каждый домысливает сам. Правильно ли это?
– А в жизни вы можете найти ответы на все вопросы? Нет, конечно. Сразу не получится, со временем, возможно. А иной раз и всю жизнь человек не может расплести клубок. Также и в театре – готовых рецептов не будет. Театр дает человеку возможность выйти из себя, из своего образа, а если сказать точнее, из собственной шкуры, и посмотреть на себя со стороны – правильно ли я поступил, верное ли решение принял. Поэтому и остается, как вы сказали, недосказанность. И сам театр должен быть выше обыденности хотя бы на одну ступень, то есть должен тянуть человека вверх.
Я учился на курсах у известного в России режиссера Камы Гинкаса. Так вот, он всегда повторял: «Бойтесь местных мышлений». То есть надо быть выше рутины, повседневности и житейской серости. И вам никто в театре готовых рецептов не даст.
– А что вам самому нравится ставить – комедию или драму?
– Я влюблен в свою работу. Бывало, месяцами не получал зарплату, ходил по семь километров от дома до театра пешком, лишь бы творить на сцене с актерами. Поэтому мне все интересно. Думаете, комедию ставить легко? Нет. В театре нет ничего легкого. Вот сейчас попрошу вас сыграть душевно больную женщину. Как выйдете из ситуации?
– Распущу волосы, надену лохмотья, буду громко кричать…
– Так. А пьяницу как сыграете?
– Размажу помаду по лицу, тушь потекла, одежда «поехала», бутылка или бокал вина в руке…
– Все правильно. Только это типичный классический вариант. А на самом деле и хорошо одетые люди могут быть душевно больными. При этом громко кричать необязательно. Поэтому, что драма, что комедия – мне все интересно, все нравится. Главное – найти хороший сценарий и присмотреться к актеру.
– А как актеров подбираете для роли?
– Могу сказать уверенно, в нашем театре много талантливых, интересных и способных актеров, которые могут сыграть любую роль. И это вполне объективная оценка многих казахстанских режиссеров. У нас есть преемственность поколений, три поколения актеров, чего нет во многих театрах страны. И это моя самая большая гордость. Мне очень легко работать с нашими актерами, я горжусь своим театром. Когда подбираю актеров для роли, наблюдаю за ними, разговариваю, предлагаю сыграть что-либо. Каждый может справиться. Мы стараемся работать сбалансированно, чтобы все актеры были задействованы.
– Мухангали Хамидоллаевич, к сожалению, пока у нас не наблюдается такого, чтобы спектакли проходили при полном аншлаге.
– Увы, это так. Тем более для небольших городов это актуально. Чаще всего это происходит по неосведомленности людей. И дело не в стоимости билета в тысячу тенге. Надо поставить на хороший уровень менеджмент театра, администраторскую работу. В Уральске, например, при театре есть два автобуса, которые курсируют в день спектакля по определенному маршруту, где больше всего скапливается людей. Если брать наш город, то это может быть остановка «Академия», куда приезжают люди из Лесхоза, Еркинкалы, Жумыскера, Нурсаи и других близлежащих микрорайонов. Или в Привокзальном, куда стягиваются жители Геолога, Аксая, Акжара, Томарлы и других сел. Было бы замечательно, если бы в день спектакля на определенном месте зрителей ждал автобус и прямиком довозил до театра.
– Еще я обратила внимание, что после спектакля зрители бегут на сцену вручать букеты.
– Это неправильно, это проблема для нас. Сцена – это святое место, и топтать его уличными ботинками нельзя. У нас срабатывает менталитет. Актеры сообщают родственникам, что будет спектакль. Многочисленная казахская родня идет в театр с цветами, подарками, детьми. Набирается такая большая группа поддержки. И они считают своим долгом вручить цветы на сцене своему артисту. Это неправильно. Артисты выходят на поклон, и в это время можно с зала подойти к подножию сцены и вручить им цветы.
Совсем недавно наш театр получил статус академического. Я думаю, со всем этим придут хорошие перемены.
Марина КУАНЫШЕВА
Фото: atyrau.cityshow.me