Судить о хозяйке можно по посуде
Казахи всегда славились своим гостеприимством. Гостю стараются угодить, накрывают хороший стол, получают его благословение. В давние времена путники, странствующие из аула в аул, приносили с собой последние новости, весточки от близких и знакомых, тем самым поддерживая связь между отдаленными аулами. Поэтому для них накрывался самый щедрый дастархан, и посуда на ней играла важное значение. В красивой посуде даже самая простая еда выглядит аппетитно. По этому поводу казахи говорили «Ыдысын көріп асын іш». («Перед тем, как поесть, взгляни на посуду»). В нем скрыт глубокий смысл, огромное воспитательное значение.
Специалист Атырауского областного историко-краеведческого музея Базаргуль ХАНСУЛТАНОВА рассказывает о том, какой была посуда казахов и для чего предназначалась.
-Издревле народные умельцы делали посуду из экологически чистого природного материала, используя дуб, березу и другую крепкую древесину, а также шкуры лошадей, коз. С появлением огня посуду стали изготавливать из металлов – чугуна, золота, серебра. И все-таки, предпочтение отдавалось природным материалам.
Казан занимает одно из важнейших мест среди прочей посуды. Казахи всю еду, кроме кумыса, готовят в казане. В народе его называют не просто казан, а «қара қазан», а слово «қара» в данном случае означает священный. Казан отливают из чугуна в виде полушария с четырьмя ушками для удобства захвата. Его делают разной величины, самый большой называется «тайқазан», названный так в честь стригунка. Мясо целого стригунка в такой казан помещается за раз.
Казан ставят на треногу. Образно говоря, она и называется ошақ или очаг.
Там, где казахи вели оседлый образ жизни, казан устанавливается стационарно, на специальных установках – «қазандық». Для казана специально шьют чехол из кошмы или мешковины – «қазанқап».
Казан – символ сытой, праздной жизни, с его понятием связаны народные приметы. Разбить чужой казан, означало разбить семью, перевернуть казан – к голоду и позору. Даже приговоренный в давние времена к смертной казни человек, мог откупиться, заплатив семь видов штрафа. Первым из них был қара қазан. Қара қазан – священная вещь, дающая начало всему. Немало важное место қара қазан занимал и в решении проблем между народами, на праздниках и торжествах. Қазан оставляли в наследство, сыну давали в надел имущества — енші, дочери в приданное — жасау. Народ верил, что в нем существует добрый дух старца Кыдыра. Свой казан другим не отдавали – это считалось плохой приметой. При переезде қазан аккуратно упаковывали в чехол.
Также наиболее популярной и распространенной у кочевников были торсыки — кожаные сосуды, использовавшиеся для перевозки кумыса в пути вместимостью до 4-5 литров. Они отличались разнообразием форм — круглые, трапецевидные, в форме рога. Украшались тиснением узорами по коже. Разновидностью торсыков были сүйретпе, удобные при перекочевке, имеющие удлиненную трапецевидную форму с узкой горловиной, плавно расширяющейся к основанию. Во многих регионах страны были мастера-кожевенники, которые специализировались на обработке шкур крупного рогатого скота, лошадей, верблюдов. У них были особые помещения -жертеле, приспособленные для окуриванию шкур дымом. Изготовленная из этих шкур кумысная посуда отличалась прочностью, а кумыс в сабе или торсыках просвечивал на солнце и имел особый вкус. Во время движения напиток внутри торсыка взбивался и вкус его становился насыщеннее. Как и многие предметы быта, старинная кожаная посуда из коллекции музея безымянна, не известны имена изготовивших их мастеров.
Из шкуры лошади также делали округленный 5-6 литровый торсык, кожаную фляжку емкостью до 10 литров для перевозки кумыса, айрана и других напитков. Существует несколько видов торсықа: мүйізторсық – в виде рога, өркешторсық в виде горба, жанторсық – при себе. Торсық привязывали к седлу или к теневой части арбы. Во время движения напиток внутри взбивался и вкус его становился лучше.
Также одной из главных предметов быта у кочевников была саба – бурдюк для кумыса из специально обработанных, окрашенных кожурой тальника лошадиных шкур. Дно сабы делают широким, а верхнюю часть более узкой. К горловине пришивают шнурки для подвешивания. Хорошо промыв, сабу заполняют айраном и выдерживают несколько дней для устранения запаха шкуры.
Подставки для бурдюка саба аяқ или саба орындық делают из дерева. Казахи говорили о дородных бәйбіше и степенных женщинах «бес биенің сабасындай» — «как саба, вмещающая в себя молоко пяти кобылиц».
Раньше люди, приглашенные на торжества или поминки, везли с собой қымыз в саба и скот на забой в знак уважения. Размер саба в прямом смысле зависел от социального положения семьи. Между богатыми людьми существовало соперничество в отношении саба.
Выкроить и сшить саба – огромное искусство. Верхнюю часть саба подвязывают к остову юрты — кереге. Каждые 4-5 дней саба чистят и коптят дымом таволги. Труд мастеров ценится очень высоко.
Популярной у кочевников посудой был мес — бурдюк из цельной козлиной шкуры, которую используют для хранения и перевозки жидкой пищи – кумыса, шубата, айрана. Для изготовления меса шкуру обрабатывали, красили краской, полученной из коры тальника, и коптят. Мес очень удобен в дороге. В национальном понимании мес – это воплощение изобилия, наполненности, завершенности. Практически такую же роль играет бұлқыншақ — кожаный сосуд для хранения напитков, который делают из цельной шкуры ляжки лошади. Шкура с ноги животного служит горловиной, которая закрывается деревянной пробкой. Бұлқыншақ подвязывают к седлу, подвешивают к кереге и берут в дорогу пешие путники. Астау — деревянное блюдо продолговатой формы с широкими краями для бешпармака. Своей формой напоминает лодку, сделано из цельного куска дерева.Такая посуда используется еще с древних времен. Ранее у казахов был обычай: глава семьи, в которой скоро родится малыш, шел к мастеру и заказывал ему астау. К моменту рождения малыша посуда уже должна была находиться в доме родителей. А годы спустя, когда повзрослевшие сын или дочь сами создавали семьи, родители вкупе с общим приданым одаривали детей этой посудой. Считалось, что она заряжена магической силой, способной уберечь дом и семью наследника от злых духов и несчастий. В последние годы эта посуда стала очень популярной среди казахов. Подать бешбармак в большим деревянном блюде астау краям считается признаком хорошего тона и уважения к гостям.
Кочевники ничего не оставляли. Сейчас это называется безотходное производство. В быту они использовали даже қарын. Это специально обработанный желудок теленка, овцы, козленка, который используют для хранения сливочного масла. Рубец без повреждений, порезов и т.д. тщательно очищают, моют и чистят, затем 1-2 дня выдерживают в соленой воде, еще день – в кислом айране, через день в қарын заливают хорошо заваренный чай. После этих процедур исчезает сырой привкус. Қарын еще раз промывают в соленой воде. Он становится прочным и мягким, затем его надувают, смазывают маслом и высушивают в тени. Рубцовая сторона должна быть снаружи, удалять ее не стоит. Қарын наполняют солоноватым сливочным маслом, солят снаружи и хранят в прохладном месте. Масло в нем не портится.
Пожалуй, больше всех в музее представлены құмыра — кувшин из глины с узким горлышком и толстыми боками. В кувшине хранят воду, молочные напитки
Гостю обычно подают кумыс в зерене. Глубокая чаша для кумыса и шубата с толстыми и прямыми боками и широким дном. Для прочности зерен делают из твердых пород дерева и украшают орнаментом. Поскольку кумыс у казахов считается главным напитком после коже, то для кумыса наши предки предусмотрели сразу несколько видом посуды. Одни из них называется тегене. Это вместительная посуда для кумыса с прямыми утолщенными краями и круглыми «ушками» для захвата. Выдалбливается из твердых пород дерева, ушки иногда делают из железа или меди. Украшается серебряными и костяными узорами. Узорчатая деревянная крышка придает посуде дополнительную изяшность. Есть еще шара — чаша для кумыса. Перед тем как подать кумыс к дастархану, его переливают из саба в шара, куда вмешается 10-15 л кумыса. Из высохших твердых пород деревьев выдалбливают шара, круглой формы с ровнымии краями. Снаружи она украшается костяными или серебряными пластинами в виде гравированных узоров и накрывается деревянной крышкой, которая также украшается узорами. Желтоватый душистый кумыс в красивой шара – украшение любого дастархана.
Бочка для приготовления курта и ежигея называетсч кеспек. Кеспек делают из реек арчи, дуба, березы, емкостью 150-200 л. Боковая часть выпуклая. Верняя и нижняя части окованы металлическими кольцами. Верх накрывают крышкой. Кеспек используют также для перевозки и хранения питьевой воды. Аяққап, кесеқап — это чехлы для посуды, в настоящее время их можно увидеть в юртах чабанов или в музее. Чехлы шьются из кошмы по размеру посуды. Украшаются различными узорами, разноцветными нитками, монетками, бусинами. Для подвешивания к ним пришивают крепкие шнурки.
Мелкую посуду – аяқ, тостаған, ожау, кесе и другие хранили в теркешах, изготовленных из дерева, конской шкуры, снаружи украшенных узорами. Внутри теркеши обшивали мягкой тканью. Также теркеши могли плести из прутьев.