Спой, светик…
Кто ответит – каков оборот детского шоу-бизнеса в нашей стране? Какие суммы крутятся в этой сфере? Думаю, никто.
Эксплуатация детского труда у нас, как и в любой другой стране, запрещена, а между тем интернет-страницы переполнены видеороликами поющих мальчиков и девочек на всевозможных тоях. Я как-то не задумывался по этому поводу, пока недавно совершенно случайно не услышал фразу знакомого преподавателя школы искусств. «Раньше на домбру ходили единицы, – с какой-то скрытой горечью сказал он, – а сейчас толпами идут». Я удивился, что в этом плохого, люди тянутся к национальному искусству, ищут и находят корни.
Но мой собеседник был менее оптимистичен: «Походит с полгодика, научится бренчать, а потом будет на тоях петь и играть, наши казахи – народ не жадный, детей на тоях прямо забрасывают деньгами, главное, чтобы шустрые были», – оказывается, вот такая мотивация у многих родителей в обучении своих чад искусству. Но самим искусством там даже не пахнет.
Так и получается, что где-то за полночь, после очередного долгого спича выходит 8-10-летний ребенок и бодро исполняет очередной свадебный хит или что-нибудь патриотическое перед не совсем трезвыми гостями, и умиленные шустростью «вундеркинда» (впрочем, слово «вундеркинд» можно писать и без кавычек) гости, соревнуясь в щедрости, заваливают его купюрами разного достоинства. А через неделю уже на другом торжестве тот же ребенок стоит перед публикой в концертном костюме, с модной прической, при часах и перстне.
Вроде все довольны: ребенок практикуется в выступлениях перед публикой, родители нашли дополнительный источник дохода, гости потешили свое самолюбие и тщеславие.
А о моральной стороне дела кто-нибудь задумывался? А как успевает этот ребенок в школе? Остается у него время на домашнее задание? Так ли он бодр на занятиях, как накануне ночью? Не превратят ли юное дитя в денежную копилку ранние деньги?
Я не психолог, возможно, в силу своего возраста старомоден, но ответы на эти вопросы мне хотелось бы знать. Поделимся мнениями?
Кайрат САТАЕВ