ПИСАТЕЛЬ-ГУМАНИСТ

Первый казахский роман «Бақытсыз Жамал» («Несчастная Жамал») Мыржакыпа Дулатова в 2010 году отметил свой 100–летний юбилей. К сожалению, в том году эта дата прошла незамеченной. Поэтому в преддверии 20–летия Независимости Казахстана я посчитала своим долгом вновь вернуться к этому знаменательному событию и рассказать о незаурядном творении писателя широкому кругу читателей.
Небольшой по формату роман читается и сегодня с интересом. Произведение открывается удивительно пророческим эпиграфом:
Қазақтан шыққан талапкер,
Бұл кітапты қарап көр.
Таратуға халыққа оқып,
Боларсыздар себепкер.
С уважением относясь к интуитивному предвидению Мыржакыпа Дулатова, я с большим удовольствием предлагаю вниманию читателей роман, который стал для своего времени явлением, достижением казахской литературы. Основная идея произведения – показать униженное положение казахской женщины через трагическую судьбу Жамал. Меня покорила позиция писателя, которая для своей эпохи звучит очень смело: женщина достойна уважения и свободы выбора. Мне импонирует сочувствие автора, его широкий взгляд по вопросам равноправия женщин. Этот роман не только отражает прогрессивные взгляды писателя–гуманиста, но и раскрывает человеческую сущность автора, его благородную душу и большое сердце.
Сюжет романа трагичен. Образованную, обаятельную девушку по имени Жамал за хороший калым выдают замуж за недостойного невежественного сына бая Байжана. Большая любовь толкает ее на смелый шаг. Жамал осмеливается противостоять старинным обычаям и соединяется со своим любимым. Но счастье ее длится недолго: возлюбленный ее погибает. Жамал приходится вернуться в ненавистный дом мужа. Здесь девушка влачит жалкое существование. Побои и издевательства мужа вынуждают ее решиться на побег. В конце романа опустошенная, разочарованная, потерявшая веру в себя Жамал не может противостоять разрушительным силам природы, людей и погибает. Людское коварство, интриги, жестокость, насилие, пренебрежительное отношение к женщине не дают влюбленным надежду на счастье.
Мастерски передано писателем душевное смятение, мучительное состояние девушки перед смертью. Сильное впечатление производит предсмертное письмо Жамал Всевышнему, полное скорби:
Тоты құс едім бақшада,
Қарақұсқа жем еттің,
Хан қызындай басымды
Бір жаманға тең еттің,
Ботасыз нардай боздаттың
Мінекей, мені еңіреттің.
Мыржакып Дулатов с большим мастерством раскрывает характеры своих героев, их поступки, манеру разговора. Особенно удался образ Жамал. Девушка отличается от своих сверстниц: она умна, смела, обладает поэтическим даром. Писатель не случайно перечисляет названия книг, которые она прочитала. Этот штрих дополняет образ нашей героини и говорит о богатом внутреннем мире целеустремленной девушки.
Хотя Дулатов и не дает внешнее описание облика Жамал, читатель легко представляет ее образ по дополнительным сведениям о ее семье и особенно по письмам возлюбленного Гали, который восхищается своей любимой:
Сипатыңа қызықпас қандай жігіт,
Хор қызындай нұрлы жүз, қолаң шашқа,
Сөзің бұлбұл секілді, жүзің айдай,
Сені сөккен пенде де һеш оңбасқа.
Я думаю, что автор намеренно не акцентирует внимание на описании ее внешности, для него важен ее внутренний мир, духовное наполнение. Поэтому отвергнутая, осужденная обывателями, несчастная женщина вызывает глубокую симпатию читателя. Она привлекает мужеством, жаждой любви, верностью. Несмотря на внешнюю силу недалекого Жумана, Жамал несравнимо сильнее внутренне, эмоционально, духовно богаче.
Автор трепетно и с симпатией рассказывает о зарождении чувств между Гали и Жамал. Во время айтыса молодые сразу почувствовали родство душ, и их любовь вспыхнула в одно мгновение.
Одним из интригующих сюжетных мотивов романа является вкрапление в действие произведения стихотворных творений. Это своеобразное авторское видение придает романтичность и поэтичность. Например, письма влюбленных друг к другу в стихотворной форме отличаются лиризмом, художественными находками, полнотой чувств.
Внутреннее напряжение, драматизм удерживают внимание на протяжении всего чтения. Как настоящая литература, «Бақытсыз Жамал» взращивает в Человеке истинное человеческое. Читая роман, испытываешь сильные эмоции: сострадание, сопереживание, восхищение, чувство любви. Значит, произведение писателя выполнило свою задачу: вызвало благородные порывы, стремления, обогатило духовно.
Анализируя роман чисто женским взглядом, прихожу к закономерным выводам: сколько времени казахские женщины жили по законам, которые их унижали, сколько веков общество с пренебрежением относилось к ним! Но сейчас наступили для них счастливые времена. Мечта Мыржакыпа Дулатова исполнилась. Сегодня женщины независимого Казахстана вернули себе заслуженное уважение и почет. Перед ними все возможности, все условия для раскрытия своего потенциала. И это прекрасно!
Мыржакып Дулатов — не только прозаик, но и замечательный поэт. Его поэзия впечатляет гражданской позицией, патриотизмом, страстным душевным порывом. Для меня его стихотворение «Елім–ай» является образцом высокого духовного полета, величайшей любви к Родине.
Ем таба алмай дертіңе мен ертеден,
Сол бір қайғың өзегімді өртеген.
Тырп етпейсің бас көтеріп көрпеден,
Еңсең неге түсті мұнша, елім-ай!
Мыржакып Дулатов – выдающийся поэт, писатель, публицист, просветитель–педагог. Он вошел вместе с Алиханом Букейхановым и Ахметом Байтурсыновым в ту тройку, которая обозначила веху возрождения самосознания казахов в ХХ веке. Это были высокодуховные люди, которые интересы народа ставили выше собственных, они служили своему народу. Вся жизнь и творчество Мыржакыпа Дулатова неразрывно связаны с партией «Алаш» и правительством «Алаш Орды». Это были высокообразованные интеллектуальные люди, они стремились пробудить в народе стремление к просвещению, науке, всячески отстаивали права казахского языка и религии. И являлись продолжателями просветителей ХIХ века..
Сегодня, по моему мнению, будущее части нашего общества, ставящего кубышку денег выше духовного богатства, тревожно. Нам нужна такая направленность общественного мышления, которая основывается на прочных духовных началах. И большое значение при этом имеет сила примера. Поэтому повсеместно мы должны знакомить общество с жизнью и творчеством великих представителей казахского народа, которые внесли неоценимый вклад в рост национального самосознания и самоопределения казахов.
Мыржакып Дулатов родился 20 ноября 1885 года в селе Сарыкеп Тургайского уезда, нынешней Костанайской области, в семье аульного мастера. Мать умерла, когда ему было всего два года, отца лишился в 12 лет. Учился в аульной школе, затем в Тургайском двухклассном русско-казахском училище. Окончив педагогические курсы, с 1902 года учительствует в ауле, посвящая свободное время самообразованию, освоению творческого наследия национальных русских и зарубежных писателей. Молодой учитель не мог стоять в стороне от бурлящих событий того времени. Определить форму участия в событиях того времени Мыржакыпу помогла судьбоносная встреча с Ахметом Байтурсыновым, Алиханом Букейхановым, которые в то время активно занимались просветительской и общественной деятельностью. Под влиянием этих двух лидеров он приобрел антиколониальное мировоззрение.
В 1907 году он едет в Санкт-Петербург на Всероссийский съезд кадетов, делегатом от казахской партии конституционных демократов. В Петербурге он создает газету «Серке» и в его единственном выпуске публикует поэму «Жастарға». После этого издание этой газеты было запрещено.
Царским указом от 3 июля 1907 года казахи, как и все коренные народы Сибири и Средней Азии, были лишены права участия в Государственной Думе России, чем в корне подрывалась сама возможность самоуправления. В своей статье «Закон от 3 июля и казахи» Дулатов подверг критике это решение как несправедливое.
Политическое кредо писателя определилось, когда он в 1909 году выпустил свой первый поэтический сборник «Оян, қазақ» («Проснись, казах»).
Қөзіңді аш, оян, қазақ, көтер басты,
Өткізбей қараңғыда бекер жасты
Жер кетті, дін нашарлап, хал харам боп,
Қазағым, енді жату жарамасты.
Книга была немедленно конфискована. Он сумел переиздать ее в 1911 году и вернулся в Тургай. В промежутке Мыржакып опубликовал в 1910 году книгу «Бақытсыз Жамал».
Одновременно Дулатов становится одним из лидеров казахского реформизма и национально–освободительного движения. Из-за своих публикаций он попадает под наблюдение полиции и в поле зрения царской охранки. А в 1911 году его арестовывают, и он проводит год и восемь месяцев в заключении. После освобождения Мыржакып начинает регулярно печататься в журнале «Айқап» и газете «Казах», которую основал с А.Байтурсыновым и А.Букейхановым в 1913 году, пока она не была закрыта осенью 1917 года правительством Керенского. В своих стихах он критикует социально-экономическое и политическое положение казахского народа, оказавшегося под гнетом имперской администрации. В 1913 году публикует патриотическую поэму «Азамат».
В 1916 году он, а также Байтурсынов и Букейханов, выступили против царского указа от 25 июня о призыве казахов на фронтовые работы, которые, по их мнению, могут довести народ, находящийся и без того на грани вымирания, до самого настоящего голода. Мыржакып стал тогда создателем первого в истории народа фонда в помощь голодающим.
Летом 1917 года Дулатов становится одним из организаторов Первого всекиргизского съезда в Оренбурге, где фактически оформляется первая казахская политическая партия «Алаш». В декабря 1917 года после Октябрьского переворота снова в Оренбурге собирается Второй общекиргизский съезд, который провозглашает Киргизскую (Казахскую) автономию. Дулатов становится членом правительства «Алаш Орда» вместе с его руководителями А.Букейхановым и А.Байтурсыновым. Но ее не признали ни белые, ни красные. Верховный правитель России адмирал Колчак отказался от переговоров, а пришедшие к власти большевики упразднили автономию «Алаш Орды» в феврале 1920 года.
Вскоре Мыржакып отошел от партии «Алаш» и занялся журналистикой, научно-педагогической работой. В 1928 году он резко выступил против отмены арабского алфавита, считая языковую реформу средством разорвать связи народа с письменной историей, которая положит начало потере родного языка, отчуждению от собственной истории.
В конце 1928 года в Казахстане началось преследование деятельности дореволюционной интеллигенции. Дулатову было предъявлено обвинение в нелегальной деятельности по возрождению буржуазно-националистического движения. На допросе в ответ на обвинение в национализме Мыржакып ответил: «Мы хотим, чтобы наше отечество принадлежало нам». Даже перед неправедным судом он не склонил головы и заявил в своем последнем официальном слове: «Ради будущего своего народа я обязан делать все возможное. Если я заблуждаюсь, то вместе с народом. Рано или поздно истина восторжествует».
Дулатов был приговорен к расстрелу, которой впоследствии был заменен заключением на 10 лет. Мустафа Шокай пытался устроить ему побег из Соловков, когда туда зашло торговое судно из Франции, но он отказался, боясь за судьбу семьи. 5 октября 1935 года Мыржакып Дулатов скончался в центральном лазарете лагеря.
Сегодня честное имя Мыржакыпа Дулатова возвращено из небытия. Его именем названы улицы в Астане, Алматы, Костанае и других городах нашей страны. Правда восторжествовала. Весь народ узнал имя одного из славных своих сыновей. И теперь слава писателя, просветителя, драматурга, публициста, педагога Мыржакыпа Дулатова не померкнет в веках. А о его бессмертных делах во имя родного народа, во имя своего Отечества будут узнавать все новые и новые поколения нашего государства.
Союз писателей Казахстана каждый год присуждает литературную премию имени М.Дулатова. С 2003 года Костанайский инженерно-экономический университет с гордостью носит его имя.
В 2005 году в Казахском национальном университете им.аль-Фараби в Алматы был открыт памятный барельеф основателям казахской журналистики и печати Алихану Букейханову, Ахмету Байтурсынову и Мыржакыпу Дулатову. Он снова пришел к нам. Изданы и переизданы его книги, о нем поставлены фильмы. Мыржакып Дулатов шагнул в бессмертие.

Гуляим БАЙМУРЗИНА,
директор областной
детской библиотеки

One thought on “ПИСАТЕЛЬ-ГУМАНИСТ”

  1. Спасибо за замечательную статью! Хотелось бы прочитать произведение «Бакытсыз Жамал», ведь действительно, это такое счастье когда выбор за тобой, когда решаешь сама, хоть это и не всегда легко.

Comments are closed.