Культура

Это наш родной театр, и пусть так и будет еще многие годы…

В зале ДК имени Курмангазы как всегда аншлаг, ведь зрителей здесь ожидает встреча с настоящим Искусством. И сегодняшняя встреча зрителей со своими любимыми актерами подарила им не только обещанные в программе произведения, но и еще немало неожиданного и дорогого их сердцу. Потому что сегодня отмечался юбилей театра, который вот уже 70 лет несет людям радость общения с искусством, верными почитателями которого они являются. И мы убеждаемся каждый раз в неослабевающем интересе и тесной дружбе труппы и зрителей.

Залогом этому огромная увлеченность актеров — этих талантливых людей, всей душой влюбленных в театр. Они не считаются со временем, ибо понимают, что очень много земляков , заразившихся от них этой страстью, каждый раз ждут от них чего-то нового, оригинального, увлекательного, отвечающего их чаяниям и интересам. И актеры стараются соответствовать этому вызову, как можно полнее удовлетворять культурные потребности своих земляков. И сохранять традиции зачинателей театра — держать ориентир на вкусы и запросы своих почитателей, друзей. Об этом очень доверительно рассказывает собравшимся режиссер Павел Скляренко (он, по его собственному признанию, в театре чувствует себя как дома. Неудивительно — более 20 лет «творит». И потому позволяет себе весь вечер быть в домашней пижаме. А мы все как бы его близкие люди — к чему официоз?!) Перемежая стихи с напевами, он ведет экскурс в историю своего дома, своей семьи. И в зале звучат так любимые гурьевчанами-атыраусцами имена. С волнением внимают зрители фразам в адрес основателя театра – замечательного профессионала, хореографа Беллы Давыдовны Юнович, которая настойчиво и смело открывала двери многих кабинетов и убеждала, что театр – это не менее важное дело, чем добыча нефти. С 1952 года театр функционирует и радует души зрителей, по мнению которых вполне соответствует званию народного.
Любовь Дмитриевна Широкова — это имя тоже свято для многих. Некоторые из присутствующих именно ею приобщались к хореографии и сценическому искусству. А Юрий Александрович Пастухов заразился от нее не только любовью к театру, но и принял эстафету художественного руководителя театра. Сам и в оформлении участвовал активно и роли исполнял. Отдавался делу всей душой. Рядом были такие же энтузиасты, многие ученики Б.Д. Юнович — теперь уже и его верные друзья. Многие, из них Юрий Ульченков, Люция Каримова сохранили верность театру до самых своих последних дней. То, что придя в театр, из него уже невозможно уйти, говорит известная исполнительница Юлия Курмакаева, подарившая несколько своих замечательных песен. И с нею согласны все зрители. Когда прекрасный организатор и актриса Татьяна Капуова обращается к залу с вопросом, который еще много лет назад поставил в своей статье великий Виссарион Белинский, «Любите ли вы театр?», в ответ звучит дружное «Да!!!» и долгая овация.
Почитатели таланта актеров старейшего самодеятельного коллектива, конечно, помнят многие их работы. Например, «Детектор лжи» драматурга В. Сигарева — автора дерзких, социальных пьес, в которых изображаются тёмные стороны человеческого бытия. Вроде бы частный случай из семейной жизни, но …с фокусами и гипнозом! Вроде банальная история о муже, забывшем, куда спрятал зарплату, и жене, которая его за это пилит, с появлением вызванного для обнаружения заначки гипнотизера, превращается в невероятную историю, в которой за прозаическим существованием героев неожиданно открываются пронзительные и глубокие переживания. Проплутав вместе с подопечными через лабиринты их разума, маг поднимается над условностями пьесы и на свой страх и риск устраивает своим героям настоящее счастье.
Не так давно мы буквально упивались филигранной работой актеров в пьесе-сказке «ЧЕМОДАННОЕ НАСТРОЕНИЕ». Эта история случилась на железнодорожном вокзале. Или на автовокзале? Да нет же, в аэропорту! Или просто в порту? Даже на речном вокзале она могла произойти. Одно точно – там был зал ОЖИДАНИЯ. И в этом зале ожидали своих самолетов, или может быть, пароходов, или может быть, паровозовов пассажиры. Они сидели на твердых пластиковых сидениях. И сидение было ужасно томительным и неудобным. Пассажиры подсовывали себе под головы рюкзаки, складывали ноги на чемоданы, обнимали руками коробки с котомками, вздыхали, стонали и вскрикивали во сне. Каждые пять минут нечеловеческий голос из репродуктора грохотал какие-то объявления. Пассажиры как по команде открывали глаза, трясли головой, смотрели на часы, пожимали плечами и засыпали обратно. А были и другие, вот об их проделках и ведется основная линия.
Знаковыми событиями в театральной жизни стали спектакль по пьесе французского драматурга Жана Ануя «Генералы в юбках» и спектакль по пьесе Олега Богаева «Дорога вниз без остановок» — произведения философские, удивительно глубокие по содержанию, главная мысль в которых выражается не нраво- учениями и положительными примерами, а с явным окарикатуриванием героев. И при всем этом гротеске и фарсе, воссозданном актерами крупными, смелыми мазками, они — жизнеутверждающие. В память просто врезался момент, как в конце «Дороги вниз», когда дьявол, радующийся, что ангел оказался всеми забытым и брошенным, говорит: «Ты по-прежнему уверен, что среди этого сброда найдется хоть один человек?», он звонко, уверенно и истово отвечает: «Да! Да! Да!». Он в нас верит, в то, что человек все-таки останется человеком. Ради того, чтобы и мы помнили, что мы – люди, и ставят спектакли наши актеры.
В своих устремлениях они «замахнулись» даже на Чехова. По признанию главного режиссера, им импонирует его иронично-скрупулезный взгляд на людскую сущность. С большим успехом прошла недавно премьера его «Медведя». А вот сегодня здорово повеселили зрителей «Предложением». Как же хочется отцу выдать, наконец, свою дочуру замуж, но и о богатстве забыть никак невозможно. Вот и идут острые диспуты между ним (Павел Скляренко) и женихом (великолепно вылепил его образ Андрей Лобыкин), а доченька (Дарья Шилина) мечется, не зная, как же все-таки и жениха не упустить, и Воловьи лужки сохранить.
А вот следующий водевиль «Инвалид по жизни» не так уж сильно веселит: очень во многом совпадает с реальной жизнью. Как быстро может наглый манипулятор сломать вроде бы и честную, и, на первый взгляд, даже принципиальную представительницу надзорного медицинского органа. В итоге безногий и безрукий «инвалид», больше похожий на чемпиона по борьбе (дай Бог здоровья Шаттыку Суйеугалиеву), становится получателем максимальной пенсии и пособия, а у нее, как он заверяет, всегда будет полный холодильник. И тут уже не знаешь: то ли смеяться, то ли грустить, вспоминая аналогии.
Совсем другая атмосфера в «Мамаше с лорнетом». Бесподобно ведет себя хронический бабник (Иван Ли) – бокалы шампанского, нескончаемый поток комплиментов. И вот уже тает буквально в его объятиях после двухчасового (!) знакомства на все готовая девица (Дарья Шилина). …Но тут возникает шлагбаум в виде мамаши (как всегда неподражаема Маргарита Фадина). Вроде и больная, но в бигудях и игривом халате. И тут уже ловеласу туго приходится. А и поделом.
Игра каждого из наших юбиляров достойна самого высокого одобрения. Снова они избрали жанр гротеска, добиваясь контрастного сочетания реального и фантастического, правдоподобия и карикатуры, трагического и комичного. Именно гротеск, резко смещая факты самой жизни, создает особый мир, который нельзя понимать буквально или расшифровать однозначно. И стоит задуматься о многом.
В этот вечер ребята вообще были в ударе. Искрометный юмор, а в нужных местах и ирония, даже сарказм, не давали скучать зрителям, которые наслаждались тем, насколько выросло мастерство, уверенность самодеятельных артистов. Ведь они внимательно следят за их «созреванием», не пропуская ни один спектакль. И благодарят актеров за то, что они притягивают их к себе своим талантом. Безусловно, на высоте настоящий человек-театр, режиссер и исполнитель множества ролей Павел Скляренко. Нельзя не отметить хореографический венок из великолепной шестерки — танцевального ансамбля «Камелия», который всегда прекрасно обрамляет и оттеняет тональность и ироничность спектакля (хореограф-постановщик Мадина Нитокшина). Как и в прошлых спектаклях девочки продемонстрировали не только свою грацию и мастерство, но и актерский талант.
Сегодня в связи с юбилейной датой пришли в адрес драматического коллектива многие поздравления. И от официальных организаций, и от общественных. Поздравительное письмо на имя режиссера Павла Скляренко направил заместитель акима области Ж. Бисембиев, отметив большой вклад коллектива в культурное развитие региона. Новых успехов и вдохновения желает народному театру заместитель акима города Е. Умаров. Особые отношения у артистов с ЭКО «Былина», взявшим коллектив под свою эгиду и уже продолжительное время оказывающим театру всестороннюю поддержку. Сегодня вместе с благодарственными письмами и букетами артисты получили от своих добровольных «опекунов» и спонсоров первые экземпляры брошюры «Искусство дарить чудо», в котором раскрывается история Чуда продолжительностью в семь десятилетий. Кроме того, председатель русского объединения «Былина» Андрей Кораблев, высоко оценив роль народного театра, достойно носящего гордое имя народного, в пропаганде русского языка, русской культуры, подчеркивает преемственность в деятельности тетра. Обращается с благодарственными словами к актерам, за то что, не получая зарплаты, они, эти настоящие энтузиасты, беззаветно служат Мельпомене, внося огромный вклад в формирование нравственного облика все новых поколений атыраусцев: «Контакт театра и «Былины» с каждым днем все прочнее. А в начале этого года мы вышли на новый уровень. Русский народный театр официально стал коллективным членом нашего объединения, и это дало новый импульс нашим отношениям», — заключил Кораблев.
Действительно, все поклонники театра и члены «Былины» отмечают, что за текущий год театр очень громко заявил о себе и практически на каждой своей постановке собирает аншлаг. Интересно, что 22 сентября ему даже пришлось конкурировать с московским театром, который именно в этот день давал спектакль в драмтеатре. Часть нашей публики ушла туда, что вполне понятно: интересно же на столичных талантов посмотреть. Но довольно солидная часть зрителей осталась верна народному театру, и это при том, что два водевиля из предложенных сегодня их вниманию артисты уже показывали совсем недавно. Это ли не подтверждение поистине народного признания театра-юбиляра?!
Андрей Александрович вручил благодарственные письма от Генерального консула Российской Федерации в городе Уральске А.К. Батманова активным членам этнокультурного объединения «Былина», режиссеру Павлу Скляренко и хореографу М. Нитокшиной — за многолетнюю работу по нравственно-культурному воспитанию и укреплению связей Казахстана с Россией. Успехов во всех начинаниях и бурных оваций на всех выступлениях желает коллективу вице-консул, руководитель Русского дома в г. Уральске Х.Х. Атмурзаев.
Семь десятилетий несут они радость людям. Многие из собравшихся сегодня в зале с волнением и радостью называют имена самых известных энтузиастов разных поколений, передавших нынешним кудесникам свою преданность творчеству. И сегодняшние актеры показали себя достойными их преемниками. За это им – наша сердечная благодарность и овации. Сегодня – они уже зрелые мастера. И одновременно юные душой, порывистые, талантливые, всегда готовые к новой, интересной работе. А значит, нас всех ждут новые радостные встречи.

Любовь МОНАСТЫРСКАЯ

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button