Традиционно у нашего народа большое внимание уделялось воспитанию девочек, поскольку, повзрослев, каждая из них должна была стать хранительницей очага. И, конечно, огромная ответственность в этом вопросе ложится на мам. Но готовы ли они к ней?
…Смеркается. Тороплюсь домой, но меня останавливает девушка, робко спрашивая: «Апай, где здесь можно снять квартиру?» Машинально, не сбавляя шаг, отвечаю: «Откуда я знаю, тебе надо газету купить и посмотреть там объявления». Но женщина не унимается: «А где ее можно купить?». Что делать-то, пришлось остановиться. Присмотрелась. Молодая девчушка, лет 20-23, большие глазки, а тоненькие ручки любовно прижимают к себе трехлетнего на вид сыночка. В ногах стоит большущий пакет. И тут до меня дошло, что стоящей передо мной особе, видимо, некуда пойти.
– Ты откуда приехала? Скоро стемнеет, ты куда пойдешь с ребенком? У тебя есть где остановиться? – устроила я ей допрос. И узнала, что приехала она из Индерского района, жила здесь у сестры, а у той большая семья, свекровь и… поэтому она на улице. Денег у нее нет, работы тоже, домой, в Индер, говорит, не поеду…
– Боже мой, какое безрассудство, как можно уехать в город, не раздумывая? И кто вас здесь ждет? – выговаривала я ей, соображая, как ей помочь. И тут вспомнила про наш Дом мамы, который я когда-то посещала по долгу службы. Поймав такси, посадила свою новоиспеченную знакомую с пожитками и поехала туда. К моей радости, директор Дома мамы Гульфариза Кубашева была на месте, и я, рассказав историю женщины, уехала.
На следующий день я снова позвонила, оказалось, что женщину все-таки уговорили вернуться в район, туда, где она проживала с мужем. Вот такая история. Прошел уже не один десяток дней, но образ этой женщины с ребенком так и не выходит из головы. Телефона, как и адреса этой женщины, у меня нет. А сколько девушек, молодых женщин вот так мотаются в наших городах и селах? И как хорошо, что есть такие дома мам, где женщинам могут оказать реальную помощь. Предполагаю, что иные критики могут возмутиться: «Зачем развращать нашу молодежь, способствовать подобным случаям?». Все понимаю, но считаю, что если факт уже имеет место, то тут просто воспитательной мерой не обойтись. Вне зависимости от ситуации, ребенок, который должен родиться или уже родился, должен иметь нормальные условия жизни, пока мама отходит от стресса.
И тому доказательство – судьбы проживающих в этом учреждении женщин. Эльмира (имя изменено) в данное время учится в одном из колледжей, подрабатывает в центре сотовой связи. Воспитывалась она у бабушки, мама родила ее вне брака. Приехав в город из района, она влюбилась, забеременела, а молодой человек, услышав новость, что станет папой, предпочел уехать из Атырау. Девушка решается на аборт, но врачи отказывают по причине позднего срока. Она рожает дочку и отдает ее приемным родителям. Но через месяц специалист по опеке в районе отговаривает Эльмиру от поспешного шага и определяет ее в Дом мамы. Жизнь идет своим чередом, по окончании колледжа девушка намерена работать, а с родными поддерживает хорошие отношения. Сейчас она жалеет о своем опрометчивом шаге, благо, все устроилось.
А бывшая студентка гос-университета имени Х. Дос-мухамедова вышла замуж. Ее возлюбленный дважды до этого состоял в браке, но этот факт девушку не насторожил. Брак был недолгим, и после рождения ребенка женщина решает вернуться домой. Но родители ее не принимают, так она оказалась в Доме мамы. Сейчас она проживает здесь, жизнь налаживается, но есть проблемы со здоровьем – временами теряет сознание (следствие побоев мужа). Специалисты помогли ей оформить алименты на дочку, сама она работает в одном из супермаркетов. Надеется, что семья когда-нибудь примет ее снова, ведь она уже может себя обеспечивать.
Семнадцатилетняя Индира говорит, что только здесь она почувствовала заботу о себе: «Моя мама пьянствовала, и когда мне было два года, вовсе оставила нас с сестрой на отца. Но у нас не было своего дома, и отец тоже начал бродяжничать. Нам пришлось уйти к бабушке. Когда я окончила 9-й класс, влюбилась в соседского мальчишку, чувства были взаимными. Но когда я забеременела, он сказал, что его родители против свадьбы. Наверное, они не захотели связываться с сиротой», – считает Индира.
Слушаю эти истории, переживаю, как сложится судьба этих молодых мам. Понимают ли они весь груз ответственности, который они на себя взвалили, став мамами? Как они воспитают своих детей? Хочется верить в лучшее и в то, что рядом с ними в нужный момент окажутся люди, которые поделятся с ними жизненным опытом, дадут совет и не бросят их в беде.
Гульжан ЕЛЕШЕВА
Фото: derzhava.today