Время чаепития

Совершенно случайно вчера натолкнулась на новость, что в АО «Пассажирские перевозки» разрабатывается новый Стандарт услуг по повышению прав пассажиров.

В Стандарте будут регламентированы права пассажиров по семи ключевым направлениям, в том числе по продаже билетов, санитарно-техническому состоянию поездов, вокзалов, оказанию сервисных услуг.

О! Вот именно – сервисных услуг. Если читатель не против, позволю себе здесь, на правах обычного пассажира, высказаться. Потому как наболело.

На прошлой неделе довелось съездить на пару дней в соседний с Атырау российский город. На обратную дорогу взяла билеты на поезд сообщением «Атырау-Астрахань» в третьем вагоне, который считается бригадирским и вроде как самым нормальным.

В купе было относительно чисто, вагоновожатая тут же принесла запечатанную постель — по новым правилам, как сообщает пресс-служба «Пассажирских перевозок», проводники не должны вскрывать упаковки комплекта постельного белья, а при выявлении подобных фактов проводникам грозят штрафы.

Итак, поезд тронулся, мы с соседкой разговорились по душам, и просто уже «напрашивалось» чаепитие. Я пошла со своей дежурной командировочной кружкой за кипятком (уж что-что, а кипяток в любом казахстанском поезде всегда!). Однако, похоже, мне «светило» чаевничать одной: моя соседка забыла положить в чемодан стакан для чая.

«А вы не могли бы взять чашку у проводника? — попросила меня попутчица. – Я знаю, у них даже чайник есть!».

Желая угодить соседке по купе и уверенная – чашки дадут! – я заглянула в купе проводника с той самой просьбой.

«Чашку дать?.. Ну, не знаем… — удивила меня проводница, а ее коллега – второй проводник, не замечая разговор, продолжала резать салат. – Ну, может, вот эту возьмете, но потом принесете!» — расщедрилась вагоновожатая и протянула малюсенькую чашку с отколотой ручкой и чайным налетом внутри…
Эта картина всплыла перед глазами как только я прочла ту самую новость о «Стандарте по повышению услуг».

Мне стало смешно. И обидно. Потому что вспомнился еще один случай в поезде. Этим летом я ездила к близким на скоростном поезде, который за пять часов доставил нас из Астрахани до Волгограда. Он был похож на электричку, но места в нем были удобные и мягкие. Кресла можно было откидывать назад и, смотря ТВ, читать газету (предлагали бесплатно) или посидеть, попить чаю. Проводник приносил желающим чай, подливал еще. Мы остались довольны таким сервисом.

А еще я следовала пассажирским поездом «Новосибирск-Махачкала», где также без проблем предлагали чай. Да, за деньги, но у них были хотя бы бесплатные стаканы! И, извините, жидкое мыло и салфетки в туалетах.

Эх, а что у нас?

«Для реализации требований нового Стандарта услуг в настоящее время принимаются меры по устранению нарушений прав граждан. Ужесточаются требования к проводникам. Национальный перевозчик стремится повысить качество предоставляемых услуг, обеспечить комфортность пассажиров», — уточняет пресс-служба АО «Пассажирские перевозки».

Да уж повысьте, пожалуйста. А то не увязывается как-то XXI век с отколотыми чашками и буками-проводниками. Ведь – подумать только! – сто с лишним лет назад, когда поезда только входили в моду, сервис мало чем отличался от современного, кондиционеров не было, к примеру. Но постельное белье и, что немаловажно, чай – всегда.

Надежда ШИЛЬМАН