Наследники культуры Золотой Орды
Одним из интереснейших аспектов истории является интеллектуальная эпопея тюрко-татарских народов – Казанского, Касимовского, Казахского ханств и Ногайской Орды.
Сигизмунд Герберштейн отмечал высокий культурный уровень казанских татар. В 1508 году в Казани был издан «Тафсир Корана», а в 1552 году – «Сборник Хадисов».
В каждом татарском селе была мечеть. При мечетях существовали мектеб и медресе, где дети и молодежь получали образование. Высшим признаком профессионализма было образование за границами ханства, в ведущих научных центрах мусульманского Востока. Кроме татарского, как правило, ученый человек знал арабский и фарси.
Также высокий культурный уровень был у элиты. Хан-заде воспитывались аталыками и сейидами. Проблемы педагогики и дидактики затрагивал в своем произведении «Свет сердец» Махмуд Мухаммедьяр. Он родился в 1496 или 1497 г., а умер в 1552 г. Написал «Дары мужей» и «Свет сердец».
В 1501-1510 гг. Гали Эфенди (Шариф Гамиди) создал в Мамлюкском султанате в Египте «Тюркское Шах-наме». Героями произведений татарских ученых были персидские шахиншахи и арабские халифы, что было общим для всего мусульманского мира. В самом ханстве татарский язык был языком общения между мокшанами, марийцами, удмуртами и башкирами. Существовало обученное чиновничество. О его структуре мы знаем из ярлыков казанских ханов. Канцелярию возглавлял бахши. На могилах умерших были многочисленные эпитафии, что позволяет нам судить о распространении письменной культуры в Казанском ханстве. Мухийтдин Мухаммед б. ал-Хаджи Атмаджи в 1542 г. написал «Сборник правил науки арифметики». Представление о географии мира имелось в сочинениях Мухаммедьяра и Шерифи.
Татары были сторонниками арабской теории о разделении мира на климаты. Астрономические сюжеты имелись в сочинении Мухаммедьяра. Если касательно медицины, то в Казани была популярна арабская книга «Шифа» («Исцеление»), комментарии к которой написал Мухаммед-Амин ал-Булгари. Также переписывалось и неоднократно издавалось среди татар произведение Ибн Сины «Каноны врачебной науки».
Если говорить об исторических произведениях, то можно назвать «Наказание» Мухаммеда-Амина, в котором он описал опустошение золотоордынских городов Тимуром. В этом сочинении осуждалась политика великого эмира Тимура. Одним из исторических произведений было «Сочинение о победе Казанского ханства», где описана неудачная осада русскими Казани в 1549 г. Это сочинение вышло в свет в 1550 г. Оно было ценно не только как исторический источник, но и как художественное произведение. Там есть и изысканные стихи, и исторические сведения.
После падения Казани центр культурной жизни татар перебрался в Касимов. В этом городе 20 июля 1602 г. был издан «Сборник летописей» Кадыр Али-бека Джалаири. Его своим историком считают и татары, и казахи. «Собрание летописей» дошло до нас в двух списках. Это так называемые хальфинский и барудинский списки. Сочинение состояло из введения (мукаддимы), перевода сочинения Рашид ад-Дина и оригинального текста самого Кадыр Али-бека Джалаири. Оригинальная часть была составлена из девяти дастанов – от Урус хана до Ураз-Мухаммеда. Один из дастанов посвящен Идегею, а восемь других – чингизидам. Только один из чингизидов, упомянутых в сочинении Кадыр Али-бека Джалаири, был Хаджи-Гирей из крымских ханов. Также было два золотоордынских хана – Токтамыш и Тимур-Кутлуг. Все другие чингизиды были с территории нынешних казахских степей. Последним из чингизидов упомянут Ураз-Мухаммед, который был казахом по происхождению и ханом Касимова.
М. Усманов предполагал, что Кадыр Али-бек Джалаири, прежде чем переехать в Касимов, был сибирским карачи-беком при Тайбугиде Сейдяке. Своим отцом он называл Хушума, а родоначальником – Сартак-нойона, жившего при Чингисхане. Ураз-Мухаммед попал в плен к Сейдяку, и то, что его взяли в плен уже русские, по сути было избавлением. Русские сделали Ураз-Мухаммеда б. Ондана ханом Касимова.
Источниками произведения Кадыр Али-бека Джалаири были сочинения Рашид ад-Дина, Шараф ад-Дина Йазди, Низам ад-Дина Шами, а также узбекские, татарские и крымско-татарские рукописи, которые находились в Касимове. В «Сборнике летописей» ощущается влияние сочинений узбекских историков шибанидского круга. И. Березин, В. Вельяминов-Зернов, А. Самойлович считали язык сочинения Кадыр Али-бека Джалаири татарским. Ч. Валиханов называл его джагатайским. А. Маргулан и Э. Масанов называли его казахско-джагатайским.
М. Ауэзов отмечал, что язык, на котором творил Кадыр Али-бек Джалаири, отличался от традиционного джагатайского. М. Усманов объяснял это влиянием золотоордынской письменной традиции. В конце XVII в. был написан «Дафтар-и Чингиз-наме». Это сочинение состояло из вступления и шести глав-дастанов. Первый дастан посвящен Чингисхану, второй – эмиру Тимуру, третий – Амату – сыну Исы, четвертый – Идегею, два последних не посвящены конкретным персоналиям, а говорят о местопребываниях и событиях. Впервые сочинение было издано И. Хальфиным в 1822 г.
Известно несколько списков «Дафтар-и Чингиз-наме». В этом сочинении рассказана история Золотой Орды, Казанского ханства и история казанских татар после падения Казани. В конце сочинения сказано о башкиро-татарском восстании 1681-1683 гг. под руководством Сейид Джафара.
Искусство стихосложения
Казахская и ногайская литература преимущественно существовала в устной форме и имела корни в золотоордынской литературе. Жырау исполняли свои сочинения, играя на кобызе. Акыны играли на домбре. Благодаря жырау и акынам фольклор тюркских народов был известен практически всем людям. На айтысах соревновались в искусстве стихосложения аксакалы с аксакалами, девушки с девушками. Также были мастера драматического искусства – салы и сери. Сери исполняли стихи трагического содержания, а салы были веселы. Жырау были песенниками, которые творили при чингизидах. Они состояли при ханах советниками и чиновниками. В золотоордынскую эпоху такими жырау были Китбука и Сыпыр.
Особое значение имела деятельность Асан-Кайгы. Он был рожден в период 1361-1370 гг. Его настоящее имя было Хасан. Отцом Хасана был Сабит. Асан-Кайгы был придворным Хаджи-Мухаммеда хана, потом поддержал политику казахских ханов Керея и Жанибека и перешел в их орду. Умер Асан-Кайгы в 60-е гг. XV в.
Говоря об искусстве жырау, необходимо отметить, что многие постордынские сказители считаются общими для казахов, ногаев, каракалпаков, татар, башкиров. Самым древним из известных считается Сыбыр (Сыпыра в казахском варианте). Общими для казахской и ногайской литературы были Досмамбет Азавлы, Шалкииз Тленшиулы.
Шалкииз Тленшиулы был мангытом и приближенным бия Темира, который возглавлял Мангытский юрт. В его свите он побывал в Стамбуле, Крымском ханстве и на Кавказе. Сочинил около 30 стихов. Это были как панегерики, так и дидактические толгау о добре и зле, хорошем и плохом, дружбе и вражде. Написал несколько толгау о себе. В его стихах сформирован идеал батыра. В толгау о Темире он говорит об испытанном унижении, когда его отлучили от двора, но отговаривает Темира от хаджа в Мекку. Он восхваляет Темира, но указывает ему, что плохое может произойти с его страной, если он отлучится в хадж.
Досмамбет Азавлы, как видно из нисбы, жил в Азаке. По мнению одних исследователей, он жил в 1490-1523 гг. Иные относят его жизнь к 1525-1596 гг. Он вырос в Азове. По мнению третьих, он умер до 1549 г., поскольку сказано, что он пал до Мамая (Шейх-Мамая, который умер в 1549 г.). Досмамбет Азавлы был талантливым поэтом-воином. Будучи взрослым, Досмамбет Азавлы побывал в Стамбуле и Бахчисарае. Идеалом поэта был воин, который умирает, сражаясь в Сарыарке. Поет от первого лица. Он прославляет боевые качества джигита. Досмамбет жырау был советником ногайских биев.
Касательно же ногайской литературы в Крымском ханстве стоит упомянуть Эльбургана Найманулы, который жил на Кубани в ауле Эльбурган. Он родился в конце XVII в. в Кубанской Орде. Умер же он в Астрахани. Его самым известным сочинением стала поэма «Бекмурза», которая состояла из прозаической и поэтической частей. В ней Эльбурган Найман улы критиковал существовавшие общественные порядки.
О Казтугане-йырау известно крайне мало. Сохранились лишь отдельные его стихи. По мнению ученых, Казтуган был сыном едисанского мирзы Сююнчи Абдуллова. О Казтугане первые известия встречаются под 1673 г. – во время переговоров между русскими и калмыками. Аюка хан хлопотал об освобождении из аманатства Казтугана. Далее он принимал участие в военных действиях в русско-крымском пограничье в 80-90-х гг. XVII в.
Уже чисто казахским поэтом был Жиембет жырау Бортогашулы. Он был из рода Тана племени Байулы Младшего жуза Казахского ханства и наместником хана Есима в Младшем жузе. Принял участие в столкновении с ойратами в 1620 г., а также в подавлении мятежа Турсуна в Ташкенте в 1627 г. Из наследия Жиембет жырау сохранились лишь три его толгау, в которых он обращался к хану Есиму. Жырау напоминал Есиму о своих деяниях и угрожал мщением за опалу.
Ахтамберды жырау Сарыулы родился в 1675 г. в горах Каратау в знатной семье. Ахтамберды в юношеские годы принимал участие в набегах казахов на Моголистан и джунгар. Он завоевал себе славу отважного воина. В годы актабан шубрынды (то есть годы великого бедствия от вторжений джунгар) он отметился как батыр жырау и был одним из организаторов сопротивления джунгарам в Среднем жузе. После разгрома джунгар он переселился в Старший жуз в 1768 г. Стихи в период юношества отображены минорным тоном и жалобами на судьбу, сетования на одиночество, бедность и слабость. Годы зрелости были проведены в походах. Пламенными песнями он призывал воинов к отваге. В преклонном возрасте он радовался успехам казахов.
Следующим жырау был Умбетей Тлеуулы, который родился в 1697 г. Произведения Умбетея посвящены конкретным людям, а два стиха – Богембаю.
Бухар жырау был сыном Калкамана батыра, он родился в 1693 г. Как талантливый поэт выдвинулся еще при правлении хана Тауке. По неизвестным причинам оказался в опале. Вернулся он ко двору уже в пожилом возрасте и был советником Аблай хана, являлся противником казахских междоусобиц. Умер в 1787 г., пережив Аблай хана. Творчество Бухар жырау делится на доаблаевский и аблаевский периоды. Произведения доаблаевского периода – это толгау о времени изгнания и имеют преимущественно философско-назидательное наполнение. Он задается вопросами смысла жизни и как нужно прожить жизнь достойно. Говорит о добре и зле, о роли личности в истории. Творчество аблаевского периода отличается высоким стилем и посвящено служению государству. Бухар советует казахам перебраться за Сырдарью. Аблая он рисует как идеального правителя и считает, что судьбы правителя и народа связаны между собой.
Особое место в устной казахской литературе занимают и бии-шешены. Для них характерны ораторские толгау, посвящения, песни-поминания, песни-утешения, песни-прощания. Тематика их сочинений: справедливость и произвол, добро и зло, верность и измена, милосердие и жестокость, правдивость и лицемерие, смелость и трусость. Наиболее известными биями-шешенами были Толебий Алибекулы, Казыбек Келдибекулы, Айтеке Байбекулы.
Толе бий Алибекулы родился в местности Жайсан в 1663 г. С детства был знатоком фольклора, а в 20 стал кади. Тауке хан привлек Толе бия к государственному управлению. После смерти Тауке он управлял Старшим жузом и некоторое время Ташкентом. Написал большое количество толгау, благопожеланий, сынау, соболезнований, афоризмов и прозы. Он говорил о взаимоотношениях правителя и народа, также осуждал казахские междоусобицы и призывал народ к единению. Сильно беспокоился за судьбу народа в эпоху акбатан шубрынды. Умер он в 1756 г. в эпоху Аблай хана, когда джунгары терпели поражения от маньчжуров.
Казыбек Кельдебекулы. С юности он был знаком с положениями адата и шариата и отличался острым умом. Казыбек был одним из советников хана Тауке, а потом ханов Самеке, Абу-л-Мамбета и Аблая. Он был одним из авторов свода законов «Жеты жаргы». Казыбек прожил более ста лет и умер в 1765 г., был похоронен в мавзолее Ахмеда Йасави в Туркестане. Сохранились его афоризмы в стихах и проза. Он был одним из дипломатов, отправляемых в Джунгарское ханство, и имел дискуссию с хунтайджи Галдан-Цереном.
Айтеке бий Байбекулы был из рода торткара племени алим Младшего жуза. Родился он в 1682 г. До Абу-л-Хайра управлял всем Младшим жузом. Также он стал советником хана Тауке и был одним из авторов «Жеты жаргы». Айтеке бий писал толгау о смысле жизни, морали, этике. Умер в 1766 г.
Историческая память
Касательно фольклора: у казахов были исторические песни – «Есим», «Тауке», «Аблай хан», «Богенбай батыр», «Кобланды-батыр», «Кабанбай батыр», «Утеген батыр», «Карсай батыр», «Толе бий», «Казы-бек», «Айтеке бий». Существовал особенный жанр – жоктау, в котором в песне поминали умерших. Казахскими эпосами были «Кыз жибек», «Алпамыс», «Шора батыр», «Козы Корпеш – Баян Сулу». Казахский эпос имеет общие произведения с ногайским и башкирским, у которых также имеются эпосы о Чоре батыре, Козы Корпеш и Алпамыше, Копланды. Собственно ногайскими дастанами являются «Тахир и Зухра», «Телеген и Кыз-Йибек». Дастан «Лайла и Мажнун» пришел из персидской и азербайджанской литературы. Также были ногайские поэмы «Суюмбийке» и «Карайдар и Казы-Гуль».
В «Суюмбийке» сказано о судьбе казанской ханши ногайского происхождения Суюмбике. Ногайскими йырау были Сыбра-йырау Шопбасы, Парыздак Шабанулы, Куба-йырау Кыпшак, Кара-баис Канглы, Узын-Айдар, Конграт, Слу-Мамбет, бахши Ширин, Манка-йырау Мангыт. Общими для казахской и ногайской литературы были Сыбра-йырау Шопбасы, Досмамбет Азавлы, Шалкииз Тленшиулы.
Проведя исследование, мы пришли к следующим выводам. Высокая исламская культура существовала в Казанском и Касимовском ханствах. Казанские интеллектуалы писали трактаты по медицине, педагогике, математике. Среди исторических сочинений следует отметить «Наказание» Мухаммед-Амина, «Сочинение о победе Казанского ханства» Кул-Шарифа, «Сборник летописей» Кадыр Али-бека Джалаири, а также «Дафтар-и Чингиз-наме» неизвестного автора, в которых изящная словесность сочеталась с историческим описанием. Наиболее известными же поэтами были Татар Гали Эфенди и Махмуд Мухаммедьяр.
Касательно литературы Ногайской Орды, то она имела более народный характер. Среди ногайских йырау наиболее известны Сыбрау йырау, Досмамбет Азавлы, Шалкииз Тленшиулы. Ногайская литература Крымского ханства представлена сочинением Эльбургана Найман улы с территории Кубанской Орды. Касательно казахской литературы, то она представлена сочинениями жырау и биями шешенами.
Наиболее известными жырау были Асан-Кайгы, Жиембет жырау, Бухар жырау, а биями-шешенами – Толе бий Алибекулы, Казыбек Келдибекулы, Айтеке Байбекулы. Основным жанром, в котором они творили, были толгау. Благодаря их сочинениям мы узнаем некоторые детали истории Казахского ханства, которые не отображены в узбекских и персидских хрониках. Историческая память казахов также представлена историческими песнями и эпосами. Часть эпосов имеют общетюркский характер.
Ярослав ПИЛИПЧУК,
доктор исторических наук, старший преподаватель
кафедры всемирной истории и археологии исторического факультета
Национального педагогического университета им. М.П. Драгоманова
г. Киев, Украина