ГородНовостиОбщество

Куда привезет нас «бриллиантовая» концепция?!

На прошлой неделе, в среду, в областной филармонии им. Н. Жантурина состоялась долгожданная презентация Концепции развития общественного транспорта в г. Атырау на 2017-2022 гг.

Как и ожидалось, на неё собралось совсем немного народу – десяток скромно одетых пенсионеров, чиновники, благоухающие дорогим парфюмом, суровые на вид руководители предприятий-перевозчиков, любопытствующая горстка преподавателей и студентов местных вузов, да и журналис­ты. Вот и вся заинтересованная публика. Удивляться нечему, день-то был рабочий.

 Опять миллиарды

Концепцию развития общест­венного транспорта г. Атырау, стоимостью 23 млн. тенге, разработали научные умы Казахского автодорожного института, а ныне академии им. Л.Б. Гончарова, первого министра автодорог Казахской ССР. Срок её разработки июль – конец октября текущего года. Отрадно отметить, что к разработке документа приложили руку спецы такого уровня. К микрофону был приглашён доктор технических наук, профессор КазАДИ(А) – Жумажан Жанбиров. Диапроектор под его чутким руководством быстро, один за другим выдавал слайды, показывающие как проблемные моменты в сфере общественных перевозок неф­тяной столицы, так и грандиозные планы по улучшению их работы с краткими комментариями спикера.

Важная информация: 20 млрд. тенге. Это ориентировочная стоимость мероприятий в течение 2017-2022 гг., которые должны быть направлены на значительное улучшение работы общественного транспорта в областном центре.

Рулить так рулить

Как мы поняли, из этих 20 млрд. тенге примерно 8 млрд. тенге должны быть направлены собственно на покупку новых автобусов, улучшение ремонтно-восстановительной базы перевозчиков, создание бытовых условий для водителей, кондукторов и линейных диспетчеров на конечных остановках и т.д. Предлагается создать Единый диспетчерский центр движения городских маршрутов на базе коммунального госучреждения «Смарт Атырау», чтобы из одного места регулировать движение всех городских и пригородных автобусов. В планах введение электронного билетирования, аналогично системе «Онай», действующей в южной столице.

 Экспрессам

лучшие салоны

Исходя из темпов застройки города Атырау, предлагается пересматривать схемы автобусных маршрутов каждые 3-5 лет, вводя не более 15-20 процентов новых маршрутов. Новшеством является предлагаемая автодорожной профессурой организация так называемых четырёх пересадочных пунктов (Геолог, Балыкши, Аламан, Аэровокзал) в областном центре. Пересадочный пункт – это место, где массово пересекаются пригородные и городские маршруты. Принцип таков: перебрасывать пассажиропоток из пригородных маршрутов на внутригородские и обратно.

Также в планах строительство на месте пересадочных пунктов – Геолог и Аламан – стационарных мест отдыха или кемпингов для водителей-дальнобойщиков, торгово-развлекательных центров, платных парковок вместимостью на 100 машин. Предлагаемая учеными схема предполагает 24 городских маршрута, в том числе 5 экспресс-маршрутов и 12 пригородных. Сквозные экспресс-маршруты предлагается оснастить крупными комфортабельными низкопольными автобусами с кондиционерами, чтобы они могли в кратчайшее время перевозить большое количество людей из одного конца города в другой. На сегодня, как сообщил профессор Жанбиров, в городе официально имеется 30 маршрутов, но реально функционирует 24.

– Нами в течение июля, августа и сентября были проведены ревизия и анализ работы всех действующих 24 маршрутов. Как выяснилось, средняя скорость движения общественного транспорта в Атырау весьма низкая, около 16-19 км/час, – говорит он. – Причина этого в обилии пешеходных переходов и дорожных знаков, ограничивающих скорость. В некоторых местах пешеходные переходы находятся на расстоянии 40 метров друг от друга, почти все маршруты ездят по центральным улицам. Например, по ул. Баймуханова пролегает путь 14 маршрутов, а по ул. Махамбета – 12 маршрутов. То есть они излишне загружены общественным транспортом. Протяженность самих маршрутов слишком большая, с множеством поворотов, длина некоторых – до 16 км. По пути следования 24 городских маршрутов имеется 1116 автобусных остановок, 450 из которых вообще никак не оборудованы, 140 требуют ремонта. Суточный пассажиропоток по пути следования 15 маршрутов составляет 84 тысячи пассажиропосадок. Если высчитывать по специальной методике, то 22 процента пеших пассажиров передвигаются в Атырау на общественном транспорте, а 78 перемещаются на других видах транспорта (личное авто, ведомственный транспорт, такси). Стоит признать, что огромное количество людей в городе перевозится частным извозом. В наших планах поднять планку перевозки общественным транспортом с 22 до 47-50 процентов. В целом по республике 17 процентов пассажиров, образно выражаясь, пересели из такси обратно в автобусы. Так что ситуацию можно переломить.

Согласно расчетам, на сегодняшний день автобусы и маршрутки перевозят ежедневно 22 тысячи школьников, это 7,4 процента пассажиропотока, 9,4 процента пассажиров – пенсио­неры и 1,2 процента – льготники. Выходит, остальные 82 процента пассажиров вполне платежеспособны.

 Сначала схемы, потом автобусы

Оптимизация маршрутной сети включает в себя изменение ряда маршрутов с целью обеспечения транспортной дос­тупности для жителей некоторых микрорайонов и сельских округов города Атырау. Но новые маршруты предложено вводить постепенно, во избежание неудобств для пассажиров. После обновления схемы автобусных маршрутов следующая глобальная задача – определение потребности городских автобусных маршрутов в подвижном составе, определение режима движения автобусов на маршрутах и резервирования подвижного состава. Общая потребность в автобусах составляет 345 единиц, в том числе в больших – 125, средних – 165, малых – 55. Но более точный расклад покажут детальные расчёты при разработке технико-экономического обос­нования этих проектов и проектно-сметной документации.

А пока о горемычных реалиях

Во время встречи житель города Артур, проживающий в Химпосёлке, выразил возмущение как в целом работой общественного транспорта в городе, так и исчезновением маршрута №7. Как известно, этот маршрут берёт начало в Химпосёлке и заканчивается в мкр. Сарыкамыс, проходя через центральную часть города. В целом Артур огласил целый ряд проблем в сфере работы общественного транспорта: «Не пойму, почему кондукторы обижаются, когда спрашиваешь у них проездной билет? Как можно без билетов узнать, сколько денег поступило, какова выручка? Когда перевозчики закупят для города нормальные и вместительные автобусы? Почему нас постоянно унижают? Почему стараются не сажать детей, учащихся школ? В своё время, где-то в 2013 году, основной перевозчик дал информацию в местную прессу о том, что приобрел в кредит 70 автобусов. Прошло немного времени. А что мы видим сейчас на дорогах? На обслуживаемых ими маршрутах №2, 12, 14 ездят развалюхи, китайские автобусы, дышащие на ладан».

Аналогичное мнение выразила другая жительница Химпосёлка Зияда Каламгалиева. Она сказала, что жители испытывают огромные проблемы из-за отсутствия маршрута №7 уже в течение трёх месяцев.

– Мы 13 сентября т.г. отнесли заявление в горакимат. У меня и у моих детей нет личного автотранспорта. Как нам быть? Как быть в зимние месяцы, когда станет холодно? Почему городской акимат не отвечает на наш запрос? Я вынуждена тратиться на такси из своей скромной пенсии, возя внуков на курсы английского. А ходить пешком долго не могу, ноги болят, возраст. Понимаете?

Как потом выяснилось, представитель перевозчика маршрута №7 сообщил, что этот маршрут стал нерентабельным. Транспорт у перевозчика арендованный, хозяева автотранспортных средств отказались от работы на данном маршруте. Своего транспорта у перевозчика нет вовсе. Он посетовал на подорожавшую стоимость автобусов, бензина, запчастей, повысившиеся налоги и т.д.

Заместитель акима города Мейирим Калауи постарался успокоить наиболее эмоциональных горожан, пообещав, что разработанная концепция – шаг к будущему улучшению работы общественного транспорта в Атырау и то, что гор­акимат более плотно займётся решением проблем общественного транспорта, начиная с начала 2018 года, после утверждения концепции развития общественного транспорта на 2017-2022 гг.

Тимур КАЗИЕВ

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button