Комфортный город – дело урбанистов

komfortnyj gorod – delo urbanistov Город

Ежегодно прирост городского населения в Казахстане составляет 240 тыс. человек. Очень важно успевать за этим ростом, так как только на содержание такого количества людей требуется более 110 млрд тенге. А если к этому добавить еще инфраструктурные расходы: детские сады, школы, больницы и прочее, то цифра составляет уже 1,1 трлн тенге. Это цена давления на города. Об этом говорилось на состоявшемся в Атырау форуме урбанистов Казахстана «URBATHON Atyrau».

Прошедший форум организовали АО «Казахстанская Жилищная Компания», ассоциация урбанистов Казахстана «Q88» и Атырауский университет нефти и газа им. Сафи Утебаева, при поддержке министерства индустрии и инфраструктурного развития РК. В ходе форума спикеры из Казахстана и России, среди которых урбанисты, архитекторы, крупные застройщики и представители акиматов, затронули важные вопросы городского планирования, концепции комплексной застройки городов, экологии, социального сектора и транспортной безопасности. От имени акима области участников форума приветствовал его заместитель Кайрат Бекенов.

— Атырауская область формирует треть дохода всей страны, здесь сосредоточены важнейшие экономические, транспортные и торговые узлы. Край стремительно развивается, растет население, и городу необходима трансформация, правильное развитие и рост. Атырау является центром делового туризма. К нам приезжают нефтяники, бизнесмены, а также работники других сфер со всего мира. По нашему административному центру они судят о Казахстане в целом. Наша задача — сделать город комфортным и дружелюбным для проживания, как для местных, так и для иностранцев. Мы нацелены на сотрудничество с урбанистами —  профессионалами, так как заинтересованы в правильном, гармоничном и здоровом развитии нашего города, — отметил К. Бекенов.

-Вклад университета в устойчивое развитие региона должен заключаться не только в передаче новых знаний и подготовке необходимых кадров по запросу индустрии, но и, прежде всего, в привлечении талантливой молодежи в регион и обеспечение качества человеческих ресурсов в регионе, —  отметила на пленарном заседании ректор Атырауского университета нефти и газа имени Сафи Утебаева Гульзада Шакуликова.

Как отметил в своем выступлении председатель правления АО «Казахстанская Жилищная Компания» Рустам Исаев, сегодня мы стоим на пороге создания новых стандартов в развитии комфортной городской среды. Урбанисты всего мира солидарны в одном: комплексный подход к застройке городов — это ключ к созданию такого места, в котором люди будут счастливы. Строительство продуманных, экологичных и комфортабельных микрорайонов в Казахстане откроет новую главу в жизни горожан.

 — Атырау является одним из крупных городов, который стремительно растет и развивается. В нашем городе большие возможности для развития бизнес структур, производства. Уже сейчас здесь базируется множество иностранных компаний. В связи со стремительным ростом, требуются правильные направления для гармоничного развития, — отметил, открывая пленарное заседание «Города для людей. Доступное городское жилье» первый заместитель акима области Серик Айдарбеков.

Директор института урбанистики QazUrban Асхат Садуов выступил на пленарном заседании с докладом «Концепция развития Атырау».

Он назвал проблемы города — это низкий процент озеленения, отсутствие дренажной системы, неправильное освещение, и т.д. По его словам, у нас недостаточно построено мостов через реку (!), по стандарту расстояние между мостами для удобства жителей должно составлять не менее 800 метров. Также он отметил огромный потенциал региона в вопросе развития туризма. Сам факт того, что здесь похоронен Касым хан и находится столица Алтын Орды — Сарайшык при грамотном подходе способен сделать Атырау туристическим центром страны. «Атырау исторически значимый регион. Здесь очень много мест, где можно соприкоснуться с историей. И нужно грамотно все сохранить, и развивать огромный туристический потенциал региона», высказался А.Садуов.

В ходе форума теорией разбитых окон поделилась собственник компании «Jardin Design&Production» Гульнара Оспанова.

— Если окно разбито, то проходящие мимо решают, что всем всё равно, и никто за это не отвечает. Вскоре будут разбиты другие окна, затем под ними начнут появляться граффити, далее люди начинают там мусорить. Чтобы этого не допустить, нужно облагораживать городские пространства, делать города красивее, чтобы хотелось в них жить и беречь то место, где живешь!- сказала Г.Оспанова.

Ландшафтный архитектор, гендиректор  «Envicon-A» Роман Шнайдерман рассказал о ландшафтном дизайне: «Наши проекты отличает понимание пространственной среды и обширные знания в области урбанистики и дендрологии. Это позволяет нам создавать гармоничный антропогенный ландшафт на наших многочисленных объектах, превращая территорию в цветущие сады, где соседствуют открытые пространства и скрытые участки, газоны и тенистая растительность, склоны и ровные площадки».

Эксперт транспортного планирования Елена Ерзакович, в свою очередь, проинформировала о современных трендах в развитии городской мобильности: «Реорганизация дорожного пространства с целью выделения места для автобусов/троллейбусов (выделенные полосы), пешеходов (тротуары или пешеходные зоны) и велосипедистов (велосипедные дорожки) позволит перемещать в 4-10 раз больше людей, чем в автомобилях, по той же самой полосе шириной 3,5 метра».

О городе, в котором удобно жить

Рассказал Ерлан Аукенов, председатель Ассоциации урбанистов Казахстана «Q88»:

— Не нужно, чтобы город был богатым, важно, чтобы он был удобным для жителей. Сегодня урбанистика – это наука о том, как создать комфортную жизнь горожанам. Во всем мире количество населения городов растет с каждым годом, эта тенденция характерна и для Казахстана. Так, к 2050 году население городов сделает скачок от 50 до 75 процентов. Причем в Казахстане 75 процентов неумолимо движется к 2035 году. Для сравнения, в РФ уже сегодня в городах проживает 73 процента населения. В аграрной стране Беларусь в городах проживает 75 процентов людей. Поэтому этот процесс неизбежно придет и к нам. Это значит, что число населения в городах будет расти. В результате анализа стало известно, что ежегодный прирост городского населения составит 240 тысяч человек. То есть, каждый день в городе будут появляться новые жители. Между тем, на содержание 240 тысяч человек необходимо 110 млрд. тенге. Если к этому добавить строительство инфраструктуры — школ, больниц, поликлиники, дорог и т.д. для новых жителей, то содержание возрастает 1,1 трл тенге в год. Это цена — нагрузка на города. Если говорить об обеспечение их жильем, то требуется уже 1,7 трл тенге ежегодно. Бюджет нашей страны составляет 15 трлн тенге, давление на бюджет будет расти с каждым годом. А города станут некомфортными для проживания, — отметил Ерлан Аукенов.

По его словам, ни одна страна мира не способна противостоять эволюционному давлению. Поэтому для обеспечения комфортного проживания в городах нужно использовать научный подход, чтобы с минимальными затратами добиться максимально комфортных условий для жителей. К примеру, можно построить ледовый дворец за 30 млрд тенге, который будут посещать 1000 человек, а можно построить за 100 млн тенге, куда будет ходить такое же количество человек. Такая трансформационная работа уже проводится в городе Нур-Султан.

Урбанистика — это наука о городах, об их развитии. Сегодня разрабатываются новые стандарты комфортного проживания людей, начиная с архитектуры и заканчивая ландшафтным дизайном. Урбанистика имеет несколько направлений развития городов: транспорт, освещение, озеленение, организация общественного пространства и многое другое.

Пересесть с джипов на велосипед

Сегодня улицы и дороги в наших городах ориентированы на пропускную способность транспорта, а не на повышение мобильности горожан. К примеру, основными индикаторами комфортности проживания в городах мира является то количество времени, которое проводит житель в пути в течение дня. И чем больше времени человек затрачивает на дорогу, тем меньше в ней присутствие науки урбанистики. К примеру, в Берлине — это время составляет полчаса, а в Атланте (США) — 2 часа в сутки. Житель тратит полтора часа в дороге, когда мог бы провести их со своей семьей. От этого он несчастлив. То есть, стоит задача — сделать минимальным его нахождение в пути. Эти принципы, к сожалению, не используются при планировании наших дорог. А мировые тренды – это общественный транспорт в виде ЛРТ, БРТ, метро, развитие велосипедного движения, сокращение скорости движения за счет сужения дорог и повышение мобильности людей. К примеру, в Лондоне 11 видов общественного транспорта, в Нью-Йорке — 8. В Казахстане же приоритет отдан на индивидуальный транспорт, а велосипедное движение относится к досугу. Дороги в наших городах расширяются для увеличения скорости автомобилей, а мобильность граждан снижается из-за большой миграции людей с окраин в центр города. Но этот тренд со временем будет меняться. Весь развитый мир ориентирован на общественный транспорт, а альтернативой ему является велосипед. Почему для городских властей очень важно развивать пешеходные и велосипедные зоны? Потому что микромобильность – эта лучшая система мониторинга городского хозяйства, пешеходы или велосипедисты будут выявлять и сигнализировать о проблемах города.

Европейские страны еще 20 лет назад отказались от навязанной производителями автомобилей парадигмы, что автомобиль — это признак благополучия человека. Богатые страны, богатые города сегодня ориентированы на комфортную жизнь и выбирают общественный транспорт. У нас нет парковок, специальных зон для стоянки автомобилей.

Ночное освещение должно успокаивать

В Казахстане во всех городах существуют неосвещенные зоны, соответственно они небезопасны. Между тем, мировой тренд в этих вопросах ориентирован, прежде всего, на здоровье жителей, их безопасность, и к уличному освещению относятся как к искусству. В Казахстане, к сожалению, нет ни одного города, где есть правильный подход в этом вопросе. К примеру, во всех без исключения городах на уличном освещении используют светодиоды. Между тем в ночное время для здоровья людей необходимо теплое освещение, успокаивающее зрение, а при светодиоде люди чувствуют себя некомфортно, будто находятся в хирургической палате. Также из-за воздействия такого освещения погибают насекомые, в результате, во многих городах пропали ласточки из-за отсутствия кормовой цепочки. Кроме того, есть такая статистика, что в осенне-зимний период в городах страны в два раза увеличиваются количество травм из-за ДТП, так как отключение и включение освещения задерживается на полчаса. 

Лесу не нужна брусчатка

100 лет назад во многих регионах Казахстана сажали разные деревья, от дубов до многолетних кустарников. Сейчас в основном карагачи. Также, к сожалению, в наших городах продолжают сажать дешевые однолетние цветы, когда многолетние давно оправдали себя и экономически, и по эстетике. Выезжая за рубеж, мы восхищаемся разноцветной палитрой растительности, забывая, что все это можно сделать и у нас. Еще один минус наших реалий — это отсутствие городских парков. Именуемые сегодня парками зоны лишены своей основной функции. Во-первых, в наших городах парки строго ориентированы на линейность, людям приходится шагать по 1,5- 2 км. Между тем человек, зашедший в парк, должен наслаждаться не повторяющимся видом, ему должно быть интересно все: витиеватые парковые дорожки, богатая растительность без  брусчатки, асфальта, бетона и железных кованых изделий. Человек, пришедший в парк, должен быть уверен, что через 10 метров он очутится в лесу. Почему наши парки сегодня так не выглядят? Потому что проекты парков разрабатывают и строят сами же строители. Говорят, у нас не хватает денег на строительство парков. Между тем для парка не нужно много денег, не к чему прокладывать километры асфальта, брусчатки, бетона. Там должен быть минимум посторонних предметов, надо просто подчеркнуть естественную природу. А сегодня наши парки неинтересны. Напрмер, в гайд-парке (Лондон) нет брусчатки, скамеек, а возможные предметы изготовлены из экоматериалов.

Можно построить парк за 3 млрд. тенге, а можно возвести за 300 млн. тенге, куда люди будут ходить с удовольствием. Тут важно, кто этим будет заниматься. Еще одной ошибкой является размещение в парках атракционов, значит не стоит говорить о тихом, спокойном отдыхе. Даже в советское время их устанавливали временно. Лучший вариант: атракционы и аквапарки выносить за городскую территорию, они будут вытягивать горожан, не создавая автомобильных заторов. Хороший пример — Диснейленд.

Пустые площади

Еще с советских времен городские площади являются мертвыми зонами, где народ собирается только по большим праздникам на 2-3 часа. Эффективность этих пространств составляет менее 1 процента. В Европе такие пространства заполнены на 99 процентов днем и ночью и являются так называемыми точками социального притяжения. Здесь формируется душа города — люди объединяются и общаются, им нравится быть на площадях. Такой точкой в Алматы после проведенной трансформации стала улица Панфилова. Сегодня это уютное, красивое место встречи горожан. В таких местах людям неважно, что ты олигарх, обычный служащий, студент или даже человек без определенного места жительства. Все равны и не существет социального неравенства. Здесь все уверены и чувствуют: это моя улица, мой город, я алматинец. Трансформация обошлась бюджету города в 10 млрд тенге, но деньги окупились за счет поступлений от открытых здесь объектов предпринимательства. Такие площади должны сплачивать жителей, и каждый должен чувствовать себя, что я карагандинец или атыраусец и т.д. Также проведена трансформация в Нур-Султане — «мертвая» зона впереди здания бывшей администрации президента была засажена деревьями, многолетними кустарниками, убрали парковку, и сразу участок стал дружелюбным, появилась точка социального притяжения.

Также во всех казахстанских городах используется такой принцип, когда в каждом жилом квадрате своя игровая площадка, что никак не служит объединению детей города. Со временем, дети с разных районов в подростковом возрасте начинают враждовать между собой, начинает проявляться преступность. Такая ситуация наблюдается во многих городах. А в Европейских странах делают специальные огромные зоны для игр, где собираются дети со всего города, там они знакомятся, вместе играют и вместе растут. Они чувствуют себя единым целым. Также у нас вообще выпали из поля зрения площадки досуга для  детей 16 лет.

В ходе Форума «Urbathon Atyrau», Ассоциация урбанистов Q88 подписала два меморандума о сотрудничестве с Атырауским университетом нефти и газа имени Сафи Утебаева.

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна
Добавить комментарий