КАШАГАН: ДО ДОБЫЧИ ЕЩЕ МИНИМУМ ДВА ГОДА
К морскому месторождению Кашаган проложат два новых трубопровода. Завершатся работы во второй половине 2016 года. В этот период и следует ожидать возобновления добычи на морском месторождении.
Об этом было заявлено на общественных слушаниях по оценке воздействия на окружающую среду программы замены промысловых трубопроводов на Кашагане, в которых принял участие аким Атырауской области Бактыкожа Измухамбетов. Острая дискуссия шла не только о технической стороне прокладки трубопроводов. Представители общественности, специалисты говорили об экологической составляющей проекта: при работах, в первую очередь на морском участке, необходимо минимизировать урон флоре и фауне.
Эта мысль стала главной в выступлении первого заместителя акима области Гумара Дюсембаева. Подчеркнув значимость проекта, он акцентировал внимание представителей нефтяных компаний и общественности на необходимости максимально бережного отношения и к воде, и к почве, и в целом к экологии края.
— Поэтому просьба ко всем присутствующим: не просто критиковать, а вносить свои предложения, чтобы их можно было учесть в процессе реализации программы, — сказал первый заместитель акима области.
Осторожно, труба!
Управляющий директор компании NCOC Стефан де Майё отметил, что в ходе работ будут заменены два трубопровода сернистой нефти и сернистого газа, ведущих с морского месторождения Кашаган в Каспийском море на наземную установку по подготовке сырья «Болашак». Общая протяженность каждого трубопровода — 96 километров. Диаметр — 28 дюймов. Подготовка к реализации проекта уже началась. Предполагается, что прокладка трубопроводов завершится во второй половине 2016 года.
Напомним, добыча нефти, начавшаяся на месторождении Кашаган осенью 2013 года, была приостановлена на неопределенный срок из-за проблем с трубопроводами. Причиной проблем было названо «сульфидное растрескивание труб под напряжением».
На общественных слушаниях под давлением общественности нефтяники, наконец, конкретизировали причины, из-за которых вышли из строя ранее проложенные трубопроводы.
— Анализ того, почему два трубопровода, по которым после начала добычи нефти на месторождении осенью прошлого года транспортировались сернистая нефть и сернистый газ, вышли из строя, занял почти год. В установлении причин принимали участие как казахстанские, так и зарубежные специалисты и целые лаборатории. Основная причина — сульфидное растрескивание труб под напряжением. Если говорить более конкретно, то трубы разрушились под воздействием высоких давлений и сероводорода в тех местах, где сталь имела наибольшую твердость. Разрушения произошли также в местах сварки. Новые трубы будут изготовлены из углеродистой стали с плакированным покрытием. Это сверхпрочный композитный материал, — сообщил Стефан де Майё.
Добыча нефти на морском месторождении Кашаган в Атырауской области может возобновиться в конце 2016 года. К этому времени компания NCOC планирует завершить прокладку новых трубопроводов.
— Начало земляных работ запланировано на первый квартал 2015 года. Новые трубопроводы будут прокладываться в те же траншеи, в которых находились демонтированные. Сварка плетей трубопроводов в переходной зоне будет проводиться на барже-трубоукладчике «Кастаро-12». Плети будут протягиваться к берегу и опускаться на морское дно с последующей засыпкой. Строительство трубопроводов на морском участке глубиной от 1,8 до 4 метров будет выполняться с использованием трубоукладочных барж и специальных судов. Как и морской, так и наземный участки трубопроводов будут иметь наружное покрытие из трехслойного полиэтиленового антикоррозийного покрытия и утяжеляющего бетонного покрытия. Коррозионное покрытие будет дублироваться системой катодной защиты — наложенным током для наземной части и протекторными анодами для морской части трубопроводов, — сообщил в ходе слушаний директор департамента проекта «Кашаган» компании NCOC Джанкарло Руйу.
Компании сливаются
В проекте освоения месторождения Кашаган будет задействована одна объединенная компания, сообщил Стефан де Майё.
— Процесс интеграции и слияния компаний начался. Акции компании «Аджип ККО» были переданы компании NСОС, являющейся действующим оператором Северо-Каспийского проекта в рамках Соглашения о разделе продукции. Компания «Аджип ККО» переименована в «НКОК Н.В.». Ей переданы акции компании «НКПОК Б.В.». Таким образом, теперь NСОС, НКПОК и НКОК Н.В. имеют одну структуру собственности. Это упрощает корпоративное управление, необходимое для постепенного слияния в единую совместную компанию. Юридическое слияние трех компаний намечено на 2015 год, — сказал он.
Концепция проекта включает не только замену трубопроводов, но и модификацию камер приема скребка как на наземном, так и на морском комплексах для очистки трубопровода от всех влагосодержащих компонентов, а также монтаж нового подъемного участка с расширением соответствующих насыпей на острове D, замену 28-дюймовых задвижек на 5 линейных арматурных узлах наземной части трубопровода.
Новые трубопроводы прокладываются в тех же траншеях, что и старые (демонтированные). Подъемные участки на острове D будут изготовлены и собраны в плети на трубоукладочной барже, после чего они будут протянуты на остров по S-образной кривой, аналогично предыдущим трубопроводам.
Как прекрасен этот мир, посмотри!
Но освоение Кашагана, одного из крупнейших и наиболее технически сложных проектов в мире, налагает и особую ответственность за сохранение экосистемы Каспийского моря. Поэтому недопущение негативного воздействия производственных процессов на экологию региона является первоочередной задачей Северо-Каспийского консорциума.
Специалисты нефтяной компании попытались заверить, что ожидаемое воздействие от строительства и эксплуатации трубопроводов в штатном режиме не приведет к необратимым изменениям экосистемы. В ходе строительства промысловых трубопроводов и их эксплуатации будет принят комплекс мер, направленных на предотвращение и смягчение воздействия на окружающую среду. Все необходимые природоохранные мероприятия предусмотрены в проектных решениях и существующих требованиях к охране окружающей среды и технике безопасности.
Но такие заверения, как и следовало ожидать, не убедили атырауских ученых и общественность. Тон разговору задал академик Муфтах Диаров, попросивший сообщить, как будет вестись контроль за трубопроводами. По мнению ученого, тот контроль, что осуществляется, недостаточен. Это подтверждает и то, что на целый ряд вопросов ученого специалисты компании ответа дать не смогли, пообещав подготовиться и сообщить ответы позже.
Совсем не ту информацию, по мнению Бостана Сулейменова, много лет занимающегося исследованиями каспийских тюленей, дают нефтяники по миграционным путям этих животных. По утверждению компании, в секторе, где будут прокладываться трубопроводы, тюленей нет. Ученый считает, что это не совсем точная информация. В теплые зимы, когда льда мало или он начинает неожиданно таять в тот период, когда тюлени только дали потомство, животные начинают мигрировать за льдом, приближаясь, таким образом, к берегу. Были зафиксированы и случаи, когда они из-за отсутствия льда выходили на берег. Это подтверждает и тот факт, что несколько раз тюлени болели собачьей чумкой, подхватить которую они могли только на берегу.
— Это необходимо учитывать в процессе проведения работ. Вести постоянный мониторинг, моментально прекращая работы при приближении тюленей, — внес свое предложение известный ихтиолог.
Дорогой мой проект
Местные специалисты внесли также предложение привлечь к реализации проекта российских ученых, имеющих большой опыт работы над проблемой коррозии металла. Из-за чего, собственно, и была прекращена добыча нефти на Кашагане, принесшая многомиллиардные убытки не только компании, но и в целом стране.
Руководитель НПО «Глобус» Галина Чернова предложила внести в протокол общественных слушаний предложение ввести государственный контроль за реализацией проекта прокладки труб.
— Весь проект уже и так удорожал в восемь раз. А по соглашению о разделе продукции все расходы ложатся на Казахстан. Поэтому нам десятилетия придется не прибыль получать, а расплачиваться за бездумные решения иностранных компаний, — жестко заявила Галина Чернова.
После чего представители компании сообщили, что если иметь в виду проект замены труб, то он реализуется за счет иностранных компаний. Правда, конкретно виноватого в том, что положили не те трубы, никто назвать не осмелился.
Еще Галина Чернова попросила внести в протокол слушаний предложение провести максимально открытый тендер по определению компании, которая будет «командовать» при реализации проекта.
Попытки выяснить, в какую сумму оценивается проект замены труб, тоже успехом не увенчались.
— Это многомиллиардный проект. Но конечную сумму назвать пока не можем, так как не все контракты подписаны. А назвать сумму — вызвать спекуляции на этом, — сообщил Стефан де Майё.
Виктор СУТЯГИН,
фото Ерлана АЛТЫБАЕВА