БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ КАНАЛУ?

Быть или не быть каналу Экология

Право на получение экологической информации является неотъемлемой частью основных прав и свобод граждан государства, стремящегося построить гражданское общество с высоким уровнем развития демократических институтов. В этом плане небезынтересными стали итоги 2-го раунда общественных слушаний по проекту строительства Северо-Каспийского морского канала с причальными сооружениями. Общественники попытались выяснить, какова реальная сумма ущерба, который будет нанесен экосистеме, и какое воздействие данный проект в целом окажет на экологию Каспия?
В конференц-зале отеля «Ренессанс» прошли общественные слушания по проекту «Оценка воздействия на окружающую среду проекта «Маршрут транспортировки грузов для объектов северо-восточной части Каспийского моря. Северо-Каспийский морской канал с причальными сооружениями».

Представитель ТОО «ТенизСервис» выступил с информацией о значении проекта «Маршрут транспортировки грузов для объектов северо-восточной части Каспийского моря». О технических особенностях проекта строительства Северо-Каспийского морского канала с причальными сооружениями доложили представители ТОО «Виттевеен+Бос Каспиан».
Было отмечено, что целью проекта является строительство морского транспортного маршрута к нефтяным месторождениям, расположенным в северо-восточной части Каспийского моря. На данном этапе осуществлялось проектирование только этапа строительства морского канала с разворотным бассейном протяженностью 70,978 км, строительства площадки сооружения разгрузки грузов с причальными сооружениями и участка подъездной дороги, протяженностью 13,243 км.
В своем докладе руководитель отдела экологии Центра дистанционного зондирования и географических информационных систем «ТЕРРА» и ОВОС Татьяна Шмелева отметила, что анализ полученных результирующих оценок значимости воздействия позволил сделать вывод, что строительство Северо-Каспийского морского канала с причальными сооружениями не окажет результирующего негативного воздействия высокой значимости на компоненты окружающей среды.
Далее свое мнение о проекте высказали представители общественности и госорганов. Так, заместитель руководителя управления сельского хозяйства Ерболат Кадимов выразил сомнение в озвученных в докладе цифрах, отметив, что «при мутности бентос погибает на 100?%, тем более на мелководье. Если 100?% гибель бентоса умножить на площадь воздействия, то цифры должны быть другими, намного больше».
— При расчетах ущерба рыбным ресурсам было выделено две зоны воздействия: зона с высокой концентрацией взвешенных частиц — выше 2000 мг на куб. м, при которой рассматривалась 100?% гибель бентоса, и зона с концентрацией взвешенных частиц меньше 2000 мг на куб. м, где, по мнению экспертов, гибель бентоса будет составлять 40?%, — ответила Татьяна Шмелева.
— Мы делали расчет ущерба для аналогичного проекта, прокладки трубопровода Кашаган-Карабатан, и нами было принята 100?% гибель бентоса, при площади воздействия 250 кв. м ущерб составлял 5000000 долларов США. Также я думаю, что вы ущерб забыли умножить на 3, т.к. период восстановления бентофауны составляет 3 года, — отметил Ерболат Кадимов.
В ответ на это Татьяна Шмелева заметила, что намечаемая деятельность по строительству Северо-Каспийского морского канала будет оказывать воздействие в течение двух лет, следовательно, она характеризуется как многолетнее воздействие. Согласно действующей методике долгосрочный вред требует реализации мероприятий по возмещению вреда путем капитальных вложений. При изучении фонового состояния ихтиофауны на территории строительства было установлено, что наиболее ценным промысловым видом в данном районе является осетр, были проведены расчеты величины ущерба в переводе на промысловые экземпляры осетровых.
Руководитель «Центра эколого-правовой инициативы «Глобус» Галина Чернова выразила озабоченность тем, что проект не содержит комплексной оценки воздействия на всю биоту акватории северо-восточного Каспия.
— Если будет 100?% гибель бентоса, а это кормовая база осетровых, то как это скажется на популяции осетровых? — спросила она.
— Воздействие на бентос — при расчете ущерба рыбным ресурсам была принята 100?% гибель бентоса под отвалами и при повышении мутности. Если во время эксплуатации не будут образовываться новые отвалы, то с течением времени зообентос на данной территории будет восстановлен. Проектная территория не является местом нереста осетровых, она затрагивает в глубоководной части канала пути миграции осетровых вдоль восточного побережья Каспия. Фоновые исследования показали, что при сетевых постановках весной 2013 года осетра вообще не было, а в 2008 году были всего 2 экземпляра. Поэтому при расчете ущерба рыбным ресурсам было учтено наличие такого ценного промыслового вида рыб, как осетровые на территории строительства, — ответила Татьяна Шмелева.
Не менее жаркими получились дискуссии по вопросу отсыпных островов. Общественники вопрошали:
— Сейчас у Кашагана 37 отсыпных островов, теперь ваш канал с отсыпными отвалами, что будет с самоочисткой экосистемы? Между тем в стране принята Программа «Зеленая экономика». Как ваш проект согласуется с концепцией развития «Зеленой экономики» и как отвечает проблеме устойчивого развития Каспийского моря как единой экосистемы?
На эти вопросы ответила директор департамента науки и экологического проектирования ТОО «ЦДЗ и ГИС «ТЕРРА» Наталья Огарь.
— Экосистема восстанавливается, такой опыт мы уже имеем на Кашагане и других объектах, когда уничтожался бентос. Острова, отвалы или каналы после дноуглубительных работ довольно быстро зарастают тростниками, поселяется и формируется биота. Конечно, на этапе строительства будет большое воздействие. В процессе эксплуатации воздействие будет локализовано, и система адаптируется, приспособится к этим условиям, и постепенно будет восстанавливаться. Такие наблюдения есть и в российской части Каспийского моря. Катастрофических последствий для биоты от намечаемой деятельности не ожидается, — отметила она.
Наряду с этим, по ее словам, при разработке проектной документации и ОВОС серьезное внимание уделялось мероприятиям по минимизации воздействия на окружающую среду. Рассматривался даже вариант строительства канала по реке Урал, который вызвал множество сомнений. После проведения тщательной оценки вариантов строительства с учетом мнения специалистов в области охраны и воспроизводства рыбных ресурсов и был сделан вывод, что вариант строительства морского канала в районе месторождения Прорва является более щадящим и другого выбора просто нет.
Руководитель НПО «Каспий Табигаты» Махамбет Хакимов высказался с предложением, что в проекте не учтен один важный момент. В настоящее время строится такой же канал в северо-западной части Каспия, он соединит Азовское и Каспийское моря. Это будет вне Волгодонского канала и вне реки Волги, напрямую.
— Из них морская часть составляет 80 км глубиной 6,5 метра. По прогнозам российских ученых, в ближайшие 30 лет уровень моря изменится на 4 метра, если такое произойдет, то по нашему каналу придется ходить пешком, поэтому я предлагаю в проект включить такую главу, где будут сочетаться длительные, кратковременные, особые и прочие нагрузки и воздействия на акватории северного Каспия и для избежания потерь, в том числе материальных, также предлагаю разработать проект натурных наблюдений за состоянием колебания уровня моря, причем не только в период строительства, но и на этапе эксплуатации, — отметил Махамбет Хакимов.
Заместитель руководителя управления природных ресурсов и регулирования природопользования Орак Бисембиев поинтересовался, сколько человек будет работать при реализации проекта и есть ли намерения привлечь рабочие ресурсы Атырауской области.
На этот вопрос ответил директор ТОО «ТенизСервис» Газиз Кусайын, отметивший, что «на пике строительства планируется использовать около 800 рабочих. Естественно, мы планируем использовать местную рабочую силу. Все зависит от квалификации людей, которые изъявят желание поучаствовать в строительстве данного объекта».
По итогам обсуждений были рассмотрены основные выводы, предложения и замечания участников общественных слушаний, которые будут учтены при доработке ОВОС.

Асель АППАЗОВА

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна