Актуально

Электронное правительство на расстоянии вытянутой руки

С нынешнего года, проект «Электронное правительство» вступает в новую фазу формирования информационного общества. И если до этого мы были на этапе технической подготовки и обучения, то теперь можно говорить о его массовом применении. В ноябре 2008 года был открыт первый центр регистрации в нашей области, и уже к концу 2010 года в Атырауской области выдано 11422 сертификата. В 2011 году список предоставляемых по почте услуг расширяется, в 2015 году мы сможем получить по интернету уже около ста видов услуг по проекту «Электронное правительство». Это реальность. Вспомните, как вы впервые пытались разобраться в компьютере, потом осваивали сотовый телефон. Сейчас это уже кажется смешным. А тогда…

Директор Атырауского областного центра информационных технологий Гульсара ЕСКАЛИЕВА согласилась протянуть мостик между нашими читателями и порталом «Электронное правительство».

— Есть 2 варианта получения государственных услуг. Можно пойти, как обычно, в ЦОН с необходимыми документами и получить нужную услугу. При этом надо будет отпроситься с работы, отложить дела, потратить время и деньги на дорогу. А можно, не меняя места положения, имея компьютер, подключенный к сети интернет, с помощью электронно-цифровой подписи (ЭЦП) получить такую же услугу через электронный портал.

— Что такое электронно-цифровая подпись?

— Электронная цифровая подпись — это реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки. ЭЦП формируется в результате преобразования информации с использованием средств криптографической защиты информации (СКЗИ) и позволяет идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе. ЭЦП — не конкретно ваша подпись, которая стоит в документах. Это код определенного объема с цифрами, знаками и буквами. Его можно носить с собой как word-овские документы.

— Как пользоваться ЭЦП?

— Пользоваться подписью очень просто. Никаких специальных знаний, навыков и умений для этого не потребуется. Каждому пользователю ЭЦП, участвующему в обмене электронными документами, генерируются уникальные открытый и закрытый (секретный) криптографические ключи.

Основным элементом является секретный ключ, с помощью него производится шифрование электронных документов и формируется электронно-цифровая подпись. Также секретный ключ остается у пользователя, выдается ему на отдельном носителе, это может быть дискета, смарт-карта или touch memory. Хранить его нужно в секрете от других пользователей сети.

Для проверки подлинности ЭЦП используется открытый ключ. В Удостоверяющем Центре находится дубликат открытого ключа, создана библиотека сертификатов открытых ключей. Удостоверяющий Центр обеспечивает регистрацию и надежное хранение открытых ключей во избежание внесения искажений или попыток подделки.

— Как можно приобрести ЭЦП?

— Порядок получения средств ЭЦП размещен на www.pki.gov.kz или www.e.gov.kz

ШАГ 1. Необходимо установить программное обеспечение

ШАГ 2. Подать заявку на выпуск сертификатов online

ШАГ 3. Представить в выбранный Центр Регистрации Национального удостоверяющего центра Республики Казахстан заявление, а также необходимые документы.

ШАГ 4. Центр регистрации Национального удостоверяющего центра (НУЦ) Республики Казахстан принимает документы и подтверждает заявку. После обработки данных, на электронный адрес, указанный в заявлении, высылаются регистрационные свидетельства.

Центры регистрации в Атырауской области расположены в ЦОНах г.Атырау, ул. Баймуханова, 16 а (окно №20) и по пр. Сатпаева, 23. Есть в с.Ганюшкино, ул. Халила Испуллаева, 66 а, в г.Кульсары, ул. Махамбета, 8, в с. Макат, на Центральной площади, 2.

— Какие сложности встречаются при установке программного обеспечения и получении ключа? И вообще, какие вопросы возникают наиболее часто?

— Обновленная версия программного обеспечения НУЦ РК не работает в 64-Bit-ных версиях операционных систем Windows Vista и Windows 7.

Необходимо строго следовать инструкции и справкам в окнах мастера подачи заявки, особенно точно указывать адрес (e-mail), ведь именно на ваш e-mail и приходит ссылка для установки сертификатов.

Заявку желательно подавать с того компьютера, на который и будут установлены сертификаты.

Желательно после установки сертификатов провести архивирование их, так как в случае переустановки операционной системы и отсутствия архива сертификатов придется получать их заново.

ЭЦП выдается сроком на 1 год, но в личном кабинете всегда можно продлить срок использования.

На сайте www.pki.gov.kz имеется подробная инструкция пользователя, по которой, не имея знаний специалиста информационных технологий, можно произвести установку программного обеспечения, получение ключа и получить знания по продлению сроков и архивированию сертификатов.

— Какие документы необходимы для предоставления в Центр Регистрации НУЦ РК?

— Для физических лиц требуется заявление установленного образца с номером заявки и подписью заявителя. Документ, удостоверяющий личность заявителя – владельца регистрационного свидетельства (удостоверение личности, паспорт РК, вид на жительство, временное удостоверение) — и копия с указанием индивидуального идентификационного номера (ИИН). В случае если представитель физического лица получает сертификат на имя заявителя, не присутствующего лично в Центре регистрации, необходимо дополнительно иметь при себе нотариально заверенную доверенность либо оригинал и копию генеральной доверенности.

Для юридических лиц необходимо заявление установленного образца с номером заявки и подписью заявителя. Копия свидетельства о государственной регистрации с бизнес-идентификационным номером (БИН), документ, удостоверяющий личность заявителя – владельца регистрационного свидетельства (удостоверение личности, паспорт РК, вид на жительство, временное удостоверение), и копия с указанием индивидуального идентификационного номера (ИИН), доверенность от юридического лица на заявителя – владельца регистрационного свидетельства (установленного образца).

На первого руководителя организации доверенность не нужна, необходима справка с места работы либо копия приказа (решения, протокола) о назначении на должность, с регистрационным номером и печатью организации. Копия документа должна быть снята с фирменного бланка организации.

В случае, если представитель юридического лица получает сертификат на имя заявителя, не присутствующего лично в Центре Регистрации, необходимо дополнительно иметь при себе доверенность, при этом обязательны подпись руководителя организации, печать организации и документы, удостоверяющие личность представителя (удостоверение личности, паспорт РК).

— Где можно использовать ЭЦП?

— Область использования регистрационных свидетельств на сегодня обширная. Это обращения граждан в государственные органы Республики Казахстан для получения электронной услуги. Это услуги с использованием электронной цифровой подписи посредством портала «Электронное правительство» www.e.gov.kz . К концу 2010 года их было более 20 видов. В 2011 их количество увеличится. Это регистрация детей дошкольного возраста, назначение государственной адресной социальной помощи, разрешение на строительно-монтажные работы и многие другие. Подробно можно узнать на сайте. А также ИС (информационная система) «Государственные закупки», «Электронная статистическая отчетность», «Депозитарий финансовой отчетности», система ГБД «Е-лицензирование», «Казначейство – Клиент», Е-нотариат.

В планах — интеграция с системой министерства финансов РК для сдачи налоговой отчетности.

Имея ЭЦП и пройдя регистрацию на портале www.e.gov.kz, можно, например, получить справку о зарегистрированных правах на недвижимое имущество физическому лицу и отнести ее по месту требования. Согласно пункту 1 статьи 7 закона Республики Казахстан от 7 января 2003 года «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» документ, подписанный электронно-цифровой подписью, равнозначен документу на бумажном носителе, и его обязаны принимать по месту требования.

Хотелось бы особенно отметить, что предоставляются документы в ЦОН для получения ЭЦП только при первой регистрации, а дальше работа с сертификатами возможна в личном кабинете.

— Куда можно обратиться для консультации по регистрации и по работе ЭЦП?

— В группу Call centre АО НИТ по телефонам: 1414 и 8 800 080 7777 (бесплатный номер по Казахстану) или написать на support@ pki.gov.kz, а также на сайте http://www.pki.gov.kz в пункте «Техническая поддержка» можно посмотреть «ответы на вопросы» или форум.

И не забывайте, пожалуйста, не выходя из дома, оплачивать коммунальные услуги, заказывать железнодорожные и авиабилеты, платить кредиты в банках, бронировать билеты в кинотеатрах.

Записала Марина КУАНЫШЕВА

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button