ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА НОВЫЙ УРОВЕНЬ

ИСПОЛНЯЯ ПОРУЧЕНИЯ ПРЕЗИДЕНТА копия Политика

Качество профессионального образования сегодня оставляет желать лучшего. Суть проблемы остается в том, что выпускники колледжей, в подавляющем своем большинстве, не обладают необходимыми практическими навыками, чтобы работать на производстве. Варианты решения данной проблемы на прошедшем региональном форуме на тему: «Модернизация ТиПО (техническое и профессиональное образование) для нужд нефтегазовой отрасли» предлагали представители Национальной палаты предпринимателей РК и другие участники форума.

Первый региональный форум был организован Центром по подготовке кадров для нефтегазовой отрасли APEC Pettrotechnic национального холдинга «Кәсіпқор» совместно с палатой предпринимателей Атырауской области. В работе форума приняли участие представители учебных заведений, предприятия-недропользователи.


Заместитель акима области Шынгыс Мукан отметил, что выпускники колледжей, не имея возможности практиковаться по будущей профессии в период обучения, не готовы к работе на производстве. У колледжей нет связей с предприятиями. К примеру, всего 10 процентов учащихся колледжей в рамках заключенных договоров с более 600 предприятиями в действительности проходят производственную практику. Для остальных же посещение предприятия ограничивается однодневной экскурсией. Данную проблему способно решить повсеместное внедрение в учебных заведениях дуальной системы обучения. Причем, предприятия сами должны быть заинтересованы в этой системе.
О роли Национальной палаты предпринимателей в развитии ТиПО рассказал ее директор Асылбек Джакиев. По его словам, современные школьники не имеют информации о профессиональном образовании. Школы ориентированы лишь на поступление выпускников в вузы, а в профессионально-технические учебные заведения идут ученики, у которых низкая успеваемость. Причем, школьная администрация заинтересована в этом, так как сей фактор является решающим для показателей по ЕНТ. Также есть проблема со слабой оснащенностью материально-технической базы колледжей, их финансируют по остаточному методу. Отсюда многие недостатки, в их числе низкий уровень квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения. Также Асылбек Джакиев отметил, что отсутствие взаимодействия учебных заведений с работодателями имеет системный характер. В результате нет механизма обязательной выплаты заработной платы ученикам на практике, также отсутствует система стимулирования работодателей для участия в процессе профессионального обучения.
Для решения названных проблем Национальная палата предпринимателей предлагает ряд мер. Например, организовать на базе предприятий подготовку, переподготовку и повышение квалификации по новым методикам и создать устойчивые правовые и экономические механизмы партнерства на всех этапах подготовки кадров. Кроме этого, предусматривается поэтапное создание независимых центров сертификации по 14 отраслям на базе ассоциаций работодателей. Данные предложения подкреплены механизмами реализации. В результате предложенных мер ожидается, что к 2016 году молодежь, в первую очередь сельская в возрасте 14-24 лет, овладеет профессиями в приоритетных отраслях экономики, уровень квалификации специалистов будет соответствовать требованиям работодателей, повысится привлекательность рабочих профессий для населения.
Заместитель председателя правления НАО Холдинг «Кәсіпқор» Сабыржан Мадеев отметил, что сегодня их учебное заведение можно отнести к эталонному колледжу профессионального образования, поэтому он может служить локомотивом преобразования профессионального образования. Здесь обучаются профессиям, востребованным в нефтегазовой сфере, первые 300 студентов, для них созданы все условия для теоретического и практического овладения будущей профессией. Преподаватели обучаются за рубежом. 60 процентов учащихся являются выпускниками вузов, есть даже студенты с двумя дипломами(!). Они поняли, что полученное высшее образование не является гарантией трудоустройства, а качественное профессиональное образование обеспечит высокооплачиваемую работу. Сегодня существует огромный дефицит профессиональных кадров, и именно они востребованы на рынке труда! Между тем подобные учебные центры международного уровня в текущем году были открыты в Астане и Алматы, в будущем планируется открытие еще четырех таких учебных заведений разного направления.
Участник форума, политический аналитик программы «Организация экономическому содействию и развитию» (ОЭСР) по повышению конкурентоспособности стран Евразии Мартин Поспишиль сделал обзор профессионального образования в Атырау и рассказал опыт стран-участниц ОЭСР. Как отметил Поспишиль, сегодня в Европе высокий процент безработицы, но в странах, где успешно работает система ТиПО, уровень безработицы очень низок. Это такие страны, как Австрия, Германия, Дания, Нидерланды, Швеция. Самая лучшая ситуация в Австрии. Здесь 80 процентов выпускников школ выбирают профессиональное образование, 40 процентов всех возрастных групп охватываются дуальной системой обучения. Обучение длится 3 года, из них 75 процентов времени проходит в компании, 25 процентов в стенах учебного заведения. В числе недостатков системы двойной отбор в школьной системе в возрасте 10 и 14 лет, необходимость учиться в школе до 15 лет. В Дании обучение на рабочем месте обязательно для послешкольного профессионального образования и имеет четкие цели. А в Нидерландах работодатели активно участвуют в системе ТиПО, 17 исследовательских центров с активным участием работодателей разрабатывают программу квалификации. А германская система ТиПО может послужить примером для развития образования в химической отрасли. В данной отрасли выпускники колледжей занимают 56 процентов рабочих мест.
К недостаткам системы ТиПО в Атырау было отнесено то, что в данном направлении работают 12 учебных заведений, которые между собой не взаимодействуют. Частные профессионально-технические учебные заведения никак не контролируются и не регулируются. Большинство программ ТиПО предусматривает производственную практику для учащихся, однако официальных механизмов ее организации почти нет.

Алма ТУРГАНОВА

 

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна