Почему Казахстан поплыл?
И когда в Атырау придёт большая вода?
Сегодня для жителей Атырауской области, как и Западно—Казахстанского, Актюбинского регионов, наступили тревожные дни. Бессонные ночи, физически тяжелая работа по укреплению берегов реки, а главное – незнание: чего ждать от большой воды?
И чтобы глубже вникнуть в тему наводнения, разобраться в причинах, почему Казахстан тонет, и что с этим делать, мы побеседовали с учёным, кандидатом географических наук, профессором-экологом, горным инженером-геологом, членом-корреспондентом Казахстанской общественной академии прикладной экологии, безопасности жизнедеятельности и устойчивого развития, заведующим лабораторией комплексных исследований и мониторинга окружающей среды Каспия при Атырауском университете имени Х. Досмухамедова Махамбетом ДЖЕКСЕНОВЫМ.
– Махамбет Кудайбергенович, почему все же Казахстан плывет?
– Затопление происходит по нескольким причинам: территория Казахстана находится в резко континентальном климате. Произошло резкое потепление и повышение температуры воздуха, которые привели к интенсивному таянию снежного покрова в равнинной местности. В текущем году в январе и феврале выпало большое количество осадков. На поверхности почвы образовалась ледяная корка, которая не дает влаге впитаться в почву, и вода вынуждена подниматься и затапливать прилегающую к реке местность.
Наблюдения на полях показывают, что при глубоком промерзании почвы – свыше 60 см – весной ее оттаивание происходит лишь после освобождения полей от снега. Хорошо увлажненная и глубоко промёрзшая земля практически непроницаема для талой воды. А сухая, неглубоко промёрзшая почва, напротив, впитывает в себя много воды.
Показатели осеннего увлажнения земляного покрова всей равнинной территории страны этого года – выше среднемноголетних значений. Если привести их в цифрах, то в Акмолинской и Северо-Казахстанской областях – от 30 до 151%; в Костанайской – от 34 до 180%; в Атырауской и Актюбинской – от 61 до 161%; в Западно-Казахстанской – от 71 до 133%; в Карагандинской и Улытауской – от 74 до 163%.
Наводнения являются одним из самых опасных и грозных стихийных бедствий. Поэтому изучение природы таких явлений имеет большое значение для стабильного экономического развития страны, безопасности населения и сохранения окружающей природной среды.
Нынешние паводки в Западном Казахстане, Актобе и Атырау стали серьёзной проблемой, вызванной рядом факторов и приведшей к серьезным последствиям для региона. Ситуация осложнилась из-за интенсивного таяния снега, что в сочетании с недостаточной пропускной способностью водоотводных каналов и проблемами в системе регулирования водными ресурсами привело к подтоплениям.
В пяти трансграничных реках, берущих начало в Российской Федерации, наблюдается рост стока воды. Это приводит к увеличению гидрографических показателей в реках Караозень и Сарыозень на территории Западно-Казахстанской области, направляющих свои потоки в Жангалинский и Казталовский районы. Реки Чаган и Деркул достигли критического уровня воды, в то время как в реке Жайык фиксируется увеличение объема воды.
– Чем наводнения в 90-х годах отличаются от нынешних, которые у нас наблюдаются в ряде регионов?
– В 1993 году объем воды в реке Урал поднялся до критической отметки и достиг 601 сантиметра, были затоплены близлежащие населенные пункты, сельскохозяйственные объекты и полевые угодья. Тогда вода затопила села Сарайшык, Чкалова, Алга, Редут и частично несколько аулов – Бесикты, Память Ильича и другие.
В городе разлива реки не произошло за счет укрепления дамб и чистки каналов. А сейчас ситуация очень сложная – с Российской территории, точнее из Ириклинского водохранилища, сбрасывается очень большой объем воды. В Оренбуржье уже бьёт все рекорды, прогнозировать объем прибываемой воды не представляется возможным из-за отсутствия данных от Росгидромета.
В настоящее время уровень Урала в Оренбурге составляет 1 118 см, Сакмары вырос до 814 см, Илек – до 916 см. Опасный уровень для города Атырау – 550 сантиметров. При достижении этого показателя Урал может выйти из русла и создать угрозу населенным пунктам. Согласно данным специалистов, расстояние от Ириклинского водохранилища до Атырау составляет 1 700 километров, а это значит, что большая вода в Атырау может прийти ориентировочно к 26 апреля текущего года.
Прогноз был возможен?
– А как можно предотвратить или снизить ущерб от паводков?
– Чтобы предупредить наводнение, необходим комплексный подход. Сегодня мы разрабатываем рекомендации для оперативного штаба ЧС и предлагаем обновить и доработать существующую инфраструктуру: построить водоотводные каналы и плотины, а также разработать и реализовать эффективные планы регулирования водными ресурсами. Для этого нужно внедрить системы мониторинга погодных условий и уровня воды в реках, чтобы своевременно предупреждать население о возможных паводках, мерах безопасности и действиях в случае наступления стихийных бедствий. Также для эффективного отвода талой и дождевой воды просто необходимы строительство и обслуживание арычно-дренажной системы.
В Казахстане создали министерство водных ресурсов и ирригации, и ведомству нужно опираться на реализацию новых научных проектов по внедрению комплексных мероприятий, направленных на раннее предупреждение паводков, включая подпрограммы – анализы природных, техногенных факторов, интенсивного таяния снега, недостаточной пропускной способности водоотводных каналов, повышения уровня воды в трансграничных реках с применением международного опыта. Необходимо разработать карты управления водными ресурсами, внедрять инновационные технологии для сбора и анализа данных. Исследовать изменения водосборных бассейнов, заняться моделированием пространственного распределения и динамики наводнений и так далее.
– Но для этого нужен научный подход. К сожалению, в последние 30 лет у нас науку, связанную с водной отраслью, просто «упразднили».
– Да, мы сегодня за это и расплачиваемся. Мы уверены, что, несмотря на естественную природу паводков, многие из них можно было бы предотвратить или снизить их ущерб за счет более эффективного планирования, управления и инвестиций в инфраструктуру, а также благодаря своевременному реагированию на предупреждения о паводках. Экспертная практика и научные подходы в области географии и гидрологии подчеркивают, что для адекватного анализа эффектов наводнения и его воздействия на геосистемы требуется научный подход. Сегодня, чтобы оценить не только непосредственные повреждения земель и инфраструктуры, но и определить уровень воды, необходим спад до нормальных показателей. Кроме того, снижение уровня воды до нормы является ключевым для исследования причин наводнения, а также для разработки мер по предотвращению подобных ситуаций в будущем.
Вернуться к науке
– Если мы говорим о новых научных проектах, исследованиях, то кто это будет делать? Ведь сегодня у нас нет научных кадров в сфере регулирования водных ресурсов. В Атырауском университете им. Х. Досмухамедова тоже перестали готовить специалистов данного профиля.
– Да, до 2023 года в университете функционировал факультет естественных и сельскохозяйственных наук по специальности «Водные ресурсы и водопользование». Выпускники, окончившие это факультет, имеют степени магистра, PhD доктора. Одна выпускница работает в университете. Сегодня факультет расформирован и называется факультет естественных наук.
Если заговорили о науке, скоро выходит Закон Республики Казахстан «О науке и технологической политике», где особое внимание уделяется ученым, особенно молодым. 30 января 2024 года постановлением Правительства создан Казахский Каспийский научно-исследовательский институт, офис находится в городе Актау. А в нашем университете работает многофункциональная лаборатория «Комплексное исследование и мониторинг окружающей среды Каспия», которая оснащена новейшим оборудованием: газо-жидкостным хроматографом, атомно-абсорбционными, рентгено-флуоросцентными спектрометрами, анализаторами и другими. Филиал лабораторной базы Каспийского университета хотят организовать в городе Атырау, и сегодня для этого имеются реальные возможности.
Специалистов, которых нет в нашем университете, таких как гидрологи, гидротехники, гидрогеологи, мы на коллаборационной основе привлекаем из научных институтов, зарубежных ученых для решения сложившейся проблемы, в том числе и экологических. В этом году специалисты университета планируют проведение научно-исследовательских работ по теме «Изучение гидрологических, гидрохимических и лимнологических условий Северо-Восточной части Каспийского моря, включая дельту реки Урал», «Оценка влияния мутности на гидробионтов при дноуглубительных работах».
Чего ожидать?
– Исходя из анализа сложившейся ситуации, что проводятся текущие работы по укреплению берега реки Урал, рытьё дополнительных каналов, каков ваш прогноз? Мы сможем удержать воду? И при худшем сценарии – какой процент подтопления ожидает город Атырау?
– Укрепление берегов реки Урал ведется в полную силу, и, надеемся, даже при худшем из прогнозов эти противопаводковые мероприятия дадут положительный эффект. Все силы и средства, в том числе знания местных и зарубежных ученых-водников, гидрологов, гидротехников ведутся по этому направлению. Очень сложно при нынешней ситуации точно предугадать, какого уровня воды достигнет батюшка-Урал в городе Атырау. По имеющимся матариалам, нами проведены расчеты и даны предварительные данные, предложения в штаб по чрезвычайным ситуациям. Дальнейшие действия и решения будут приниматься членами штаба.
При разборе полётов
– После противопаводковых мероприятий при любом раскладе обязательно будет разбор полетов. Мы знаем, что вы включены в оперативный штаб ЧС. Какие мероприятия, направленные на предотвращение последствий паводков, вы озвучили?
– Чтобы в будущем не допустить такой катастрофической ситуации, в первую очередь необходимо оценить точность ущерба. Еще раз повторюсь: во время наводнения получить точные и стабильные данные о степени подтопления и ущербе очень сложно. А после наводнения, когда уровень воды стабилизируется, можно будет более точно и всесторонне дать оценку ущерба и степень восстановления: оценить влияние на почву, растительность и инфраструктуру. Наводнение приводит к изменениям в геосистемах, включая эрозию почвы, изменение речных русел, уничтожение растительности и нарушение естественного дренажа территорий. Помимо непосредственного разрушения, вода может вымывать верхний слой почвы, лишая землю плодородия и усложняя восстановление аграрных и природных угодий после спада воды.
Особенно остро стоят вопросы восстановления инфраструктуры и жилых зон, устранения последствий эрозии и затопления, что требует значительных ресурсов и времени для реабилитации территорий. Возникают также проблемы с водоснабжением, поскольку источники питьевой воды могут быть загрязнены или уничтожены.
Анализ после событий позволит оценить эти долгосрочные эффекты и разработать стратегии для устойчивого восстановления и адаптации.
Таким образом, только после наводнения ученые смогут более точно оценить ущерб и разработать меры по снижению риска будущих наводнений.
Сюда входит ряд мероприятий, начиная от разработки и внедрения систем мониторинга водных ресурсов для оценки качества вод как поверхностных, так и подземных, с анализом их степени загрязненности, технологии очистки для эффективного использования воды в промышленности, сельском хозяйстве и городской инфраструктуре. Также необходимы организация системы мониторинга и оценка состояния геосистем, включая ландшафт, для своевременного выявления угроз и принятия мер по их сохранению и восстановлению. Создание цифровой модели рельефа для выявления потенциальных зон затопления с учетом морфометрических показателей. Необходимо выявлять и зоны риска распространения очагов инфекционных заболеваний для введения санитарных норм и их проведения и многое другое.
В РК:
7 000 рек
более 48 000 озер
свыше 3 000 каналов