Реформы должны идти от головы

reformy dolzhny idti ot golovy Статьи

Начало 2022 года преподнесло одно за другими события, которые не могли оставить равнодушными общество. Сгустились тучи: место уверенности заняла тревога. Рост цен, принятие возмущающих население некоторых невразумительных решений, обострение проблемы неравенства, чувств социальной справедливости и правды, террористическая агрессия в Алматы – все это и не только не позволяет находиться в режиме пережидания «волны». Власть терпела высокие политические издержки и риски для сохранения легитимности.

Нужны были быстрые и перспективные в успехе принятия заявления и решения Президента, главного спикера страны. В своем выступлении 11 января Касым-Жомарт Токаев показал, что осведомлен о наиболее жгучих (в том числе, к сожалению, кровавых) проблемах и неравнодушен к ним, готов взять инициативу по их решению не только в краткосрочной, но и в долгосрочной перспективе в свои руки.

Немногие, но все же имевшие место недавние социологические исследования свидетельствовали об изменениях в поведенческих настроениях ряда казахстанцев. Начала хромать формула «стабильность в обмен на лояльность», включился «эффект несостоявшихся ожиданий», граждане захотели реальных перемен.

Понимая перегрев общества, отмечая низкий уровень его доверия к институтам государственной власти, молодежную безработицу, инфляцию, неконтролируемый рост цен, вызывающие у населения экономическую неустойчивость и социальную уязвимость, Президент занял критическую позицию, демонстрируя в своем выступлении внимание и беспокойство к повседневным заботам людей. Один из ключевых тезисов – «пришло время отдать должное народу Казахстана и помогать ему на системной и регулярной основе».

Касым-Жомарт Токаев признал, что в экономике страны создана модель олигополии, в которой финансово-­олигархические группы контролируют, прежде всего, перераспределение ВВП. Наверху эти группы представлены узким слоем бенефициаров, которые получают основные деньги, при этом внизу – широкие слои людей, которые чувствуют себя обделенными и демонстрируют снижение позитивной уверенности в будущем.

Судя по новому составу Правительства, никуда не делась проблема короткой скамейки запасных. Но Президент намерен ее решать, заявив о необходимости усовершенствования системы отбора кадров, внедрения принципа «меритократии», открытости государственной службы любому казахстанцу.

Ситуация в стране нормализуется. Роспуска относительно недавно избранного Парламента и досрочных выборов все же ожидать не стоит. Действующая Конституция, как одно из оснований легитимации действующей власти, остается. Резон сохранения Парламента в том, что даже в спокойных, мирных условиях выборы приводят к напряжению системы и дифференциации рисков. В текущей же обстановке власть опасается, что выборы и вовсе могут стать дестабилизирующим фактором. Тем более что алматинские события усугубили и без того сложную социально-экономическую ситуацию в стране. Не случайно 7 января Касым-Жомарт Токаев сослался именно на Конституцию, заявив, что «по всей стране восстанавливается конституционная законность».

Уже сейчас экономисты прогнозируют рост инфляции, бегство капитала, нарастание девальвационных ожиданий, сокращение числа доноров республиканского бюджета. Формулирование же плана реформ должно вывести управленческий класс из шокового состояния в рабочий ритм.

Имеющееся партийное парламентское большинство позволяет оперативно проводить законодательное обеспечение реформ, а общественные ожидания высоки, что подстегивает к быстрым действиям. Для ускорения выполнения президентских реформ и обеспечения консолидированной общественной поддержки будут задействованы дополнительные мощности в виде партийной инфраструктуры (филиальная сеть, общественные приемные, фракции в маслихатах, сельские акимы), актива, крепкой материально-технической базы. Эта сложившаяся инфраструктура позволила держать строй как на местах, так и в центре.

Как показала практика, брожение во власти в ряде постсоветских государств (Кыргызстан, Украина и т. д.) привело в первую очередь к тому, что правящие партии рассыпались, а депутаты разбегались. Nur Otan же включился в антикризисную повестку, задействовав свои ресурсы для помощи пострадавшим и возвращения городов к нормальной жизни. Общество выражает надежду, что у партии в запасе есть структурные, социально-политические меры для решения тех или иных проблем, перед которыми стоит страна. Реформы должны идти от головы, а не от кошелька.

Эдуард ПОЛЕТАЕВ,

политолог, руководитель

общественного фонда «Мир Евразии»

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна