Статьи

Чтоб геологическая карта по-честному легла

В четверг, 14 июля, Президент страны Касым-Жомарт Токаев на совещании с Правительством в числе главных озвучил планы по стимулированию инвестиций в разработку недр.

    То, что благополучие нашей страны зависит от экспорта природных ресурсов, ни для кого не секрет. Однако и здесь, безусловно, есть проблемные моменты, о чем сказал Президент страны. «У нас есть планы по стимулированию инвестиций в разработку недр. Важная задача – обеспечить прозрачность и эффективность работы геологической отрасли страны. Мы много говорим об этом, даже создали отдельное министерство. Однако отсутствие прозрачности и кулуарное принятие решений по сей день сдерживают развитие отрасли – обогащаются люди, имеющие доступ к геологической информации», – заявил Глава государства.

В целом я согласен с оценкой Президента в связи со сложившейся ситуацией. Озвученная Главой государства проблема присутствует и в разговорах, и в мыслях, и в каждодневной работе в небольшом сообществе нефтяников, предпринимателей, занятых в малом и среднем нефтяном бизнесе. Да и тех, кто как-то связан с разработкой недр в нашей стране. Конечно же, разрабатываемые недра не бесконечны, рассчитаны на определенный срок эксплуатации. Да, нефтяники пытаются продлить сроки эксплуатации недр методом горного отвода либо пытаются участвовать в аукционах, организуемых Министерством энергетики, чтобы получить новые участки для разработки недр. 

Вот о чем говорит Президент? А он говорит о том, что когда мы, такие малые и средние компании, участвуем в этих аукционах, то приходим туда как слепые котята. То есть не владеем полной информацией о месторождениях, которые нам в Минэнерго предлагают для дальнейшей разработки. Информация о месторождениях дается частичная, она неполная. Чтобы освоить то или иное месторождение, надо обладать полной геологической информацией. Потому что любой инвестор рискует своими честно заработанными деньгами и вкладывает их фактически в пустую землю в надежде получить что-то взамен, но никто не знает точно, польется ли оттуда фонтан с нефтью. Иначе говоря, нет никаких гарантий на будущее этого участка. Когда мы просчитываем все инвестиционные и иные риски, мы хотя бы должны иметь доступ к определенной геологической информации, которая имеется еще с советских времен. В Запказнедра, я знаю, эта информация имеется.   

В прошлом году мы участвовали в конкурсе по разработке одного участка. Из правительства нам отписались, что обращайтесь в одну квазигосударственную компанию за получением информации. Честно говоря,  предоставленная ими информация об интересующем нас участке, можно сказать, ни о чем. Зачем нам географические данные, нам нужны полные геологические данные о месторождении. Поэтому Президент поднял вопрос о доступности информации, чтобы участвующие в аукционах небольшие компании или инвесторы могли знать, что им предлагают. Чтобы мы никуда не звонили, не обивали пороги кабинетов высоких начальств, не занимали чье-то время, а имели полный онлайн-доступ к геологической информации, то есть онлайн-карты с полным описанием всех месторождений и участков, выводимых на аукционы. Вот тогда речь пойдет о реальной конкуренции, о нормальных рыночных отношениях. Пусть это даже будут платные онлайн-платформы и сервисы. Исключить надо всякий фаворитизм, покровительство. Не скажу, что руками трогал или глазами видел такое, но в какой-то мере такое явление присутствует. И, конечно, информацию по геологии надо предоставлять с учетом государственных интересов и национальной безопасности.  

Женис АБИЛКАРЕС

генеральный директор ТОО «Светланд Ойл», депутат городского маслихата от партии «AMANAT»

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button