Забытые инновации Индера

Ровно 50 лет назад судьба поселка Индер могла круто измениться. И для этого были все предпосылки. Однако то ли фортуна была на тот момент не благосклонна к жителям этого населенного пункта, то ли еще какие были на то причины у небесной канцелярии, но все пошло так, как есть сегодня на самом деле. Итак, о чем пойдет разговор?

Сейчас много говорится о внедрении новых инновационных проектов в районах. В связи с тем, что нефтяная отрасль одна не хочет все время тащить бремя экономики только на себе, мы вынуждены искать иные пути развития экономики. И, прежде всего, основной упор делаем на перерабатывающую промышленность. Поиск новых идей, разработка альтернативных путей выхода на качественно новый уровень в этой отрасли сегодня ведутся такими ударными темпами, что над этим делом корпят аж целые структурные подразделения. Хотя иногда достаточно просто взглянуть на страницы истории родного края или побеседовать с аксакалами — ветеранами той или иной среды, и вы почерпнете много интересного и полезного. Для меня таким источником информации в плане инновационных проектов является ветеран геологоразведки, житель поселка Индер Хасан Камашев. Он является на сегодняшний день одним из старейших первооткрывателей недр в регионе. Многие годы своей трудовой деятельности посвятил Индерской геологоразведочной экспедиции, руководил этим предприятием. Это то самое предприятие, которому раньше принадлежала именитая, ныне бесхозная шахта. Рассказ о шахте — тема другого материала, а мы вернемся к нашим инновациям. Вернее сказать, забытым инновациям прошлого.

Так вот, Хасан Камашев рассказал, что в далекие 60-е годы в Индере планировали построить завод по производству соды. Благо сырья тут хватает. По предоставленной информации Хасана ага, сырье для проектировавшегося содового завода находится на месторождении Белая Ростошь. Это месторождение мела и мел- мергиловой породы. Еще одно сырье, необходимое для содового завода, каменная соль (галит) Индерского соляного купола или самосадочная соль озера Индер находятся тут же, вблизи самого поселка.

Целесообразность геологоразведочных работ и выбор участка под детальную разведку каменной соли определены были специальной комиссией, в состав которой вошли представители Министерства химической промышленности СССР, Гурьевского облисполкома и работников Индерской экспедиции. Об этом свидетельствует акт данной комиссии от 20 января 1966 года.

Данная комиссия рассчитала все нюансы и детали размещения будущего завода — направление ветров, среднюю температуру местности и так далее и тому подобное.

И что самое актуальное для нынешних индерцев, проектом был разработан предполагаемый план застройки поселка. На тот момент численность поселка составляла всего лишь 10 тысяч человек. В 1966 году на основном предприятии поселка — Индерском боратовом руднике — работали 866 человек, предполагалось, что к 1970 году численность работников на данном предприятии будет превышать уже 1880 человек. Предусматривалось строительство жилого поселка на 20 тысяч человек. При сдаче первой очереди содового завода численность работников могла превышать уже в те времена 3 тысячи человек. При сдаче второй очереди на заводе работали бы уже 5 тысяч индерцев.

В результате произведенного осмотра местности комиссия установила, что строительство жилпоселка содового завода целесообразно осуществить на свободной территории и частично застроенной одноэтажными домами типа землянок. Строительство предполагалось вести в западной и юго-западной стороне с устройством защитной санитарной зеленой зоны от обогатительной фабрики шириной 500 м. Эта территория вдоль берега реки Урал, в сторону нынешнего местонахождения села Будене.

Был также сделан экономический расчет эффективности данного предприятия не только для региона, но всей республики в целом. Было также внесено предложение о том, что до сдачи содового завода в эксплуатацию необходимо построить железную дорогу сообщением Макат — Александров Гай с обязательным подключением ветки Индер — Макат. Но все было бы, если бы…

По каким-то политическим соображениям содовый завод Индера так и не был построен. Говорят, что его строительство перекинули в одну из стран Восточной Европы — участницу Совета Экономической Взаимопомощи.

Прошло ровно 50 лет. Что стало?

Железнодорожную ветку Макат — Индер построили ровно через 20 лет. Индерский боратовый рудник рухнул вместе с Советским Союзом. Индерская геологоразведочная экспедиция давно канула в лету. Поселок строится в восточной части, где в основном и находятся залежи мела и других полезных ископаемых, необходимых для строительной индустрии.

Есть предприятия малого и среднего бизнеса, старающиеся освоить залежи природных ископаемых Индерского района, но говорить о системном и объемном освоении пока рано. Были и другие проекты, которые по тем или иным причинам не успев начаться, завершались. Это и посадка картофеля на обширной территории голландским методом, и строительство сахарного завода, и освоение Индерского соленого озера. Это было на заре независимости. Намного позднее были планы по открытию заводов строительной отрасли. Но все они при успешном запуске все же не доходили до финишной прямой. Более того, все эти проекты не были такими масштабными и амбициозными, как строительство содового завода. Может звезда надежды зажжется вновь? Не с содовым заводом, так с другим. Поживем, увидим…

Каршыга КУШЕКОВ