ЗАБЛУДШИМ ПОРА ВЕРНУТЬСЯ К ИСТОКАМ

В эти дни мусульмане всего мира отмечают один из величайших праздников ислама — Курбан-айт, главным символом которого является обряд жертвоприношения. Как описано в Библии и Коране, Ибрахим (Авраам), следуя повелению Бога, намеревался принести в жертву своего сына. Но в последний момент он был остановлен, и ему разрешили заменить сына ягненком…
То, что сейчас происходит в нашем регионе, заставляет задуматься о причинах, о том, как остановить распространение болезни. Многие ответы можно найти, обернувшись к прошлому, к истории нашего народа.
Казахи смогли принять ислам, гармонично увязав его со своими степными, кочевыми традициями. Наши предки сделали веру неотъемлемой частью своего бытия, при этом сохранили все то светлое, что было до прихода мусульманства.
Для нашего народа самыми главными праздниками можно считать Наурыз и Курбан-байрам. Первый – праздник пробуждения, благополучного исхода после зимних испытаний, благополучного продолжения жизни. И второй – праздник очищения души, время обращения к истокам, время прощения, время бесед со своей совестью. За дастарханом собирались старики, взрослые, а детвора носилась по окрестностям, созывая людей на праздник. Варились казаны мяса, пеклись горы баурсаков. В эти дни возносились молитвы за души усопших, вспоминались предки, их дела, которые ставились в пример молодым. Также молились о мире, о спокойствии. Эти несколько дней Курбан-айта наполняли душу уверенностью. Ты видел, а точнее, чувствовал, силу своего мудрого народа, который ненавязчиво, как-то естественно, передавал тебе то, что с годами становится твоим стержнем. То, что позволяет тебе бороться с жизненными трудностями, преодолевать любые сложности, строить свое будущее, помогать близким.
В те годы, когда любые религиозные праздники были под запретом, наши родители все-таки сумели сохранить главное и передать своим детям истенные ценности. При этом все делалось не напоказ, не ради того, чтобы кто-то оценил роскошность проведения праздника. Бабушки носили традиционную одежду, головы повязывали платками, дедушки носили тюбетейки. Не было такого, чтобы кто-то кого-то заставлял носить глухие одежды, закрывать лица или отращивать бороды. Никто никого не упрекал, если кто-то не знал, как правильно читать молитвы. А те, кто читал намаз, не кричали об этом на каждом углу. При этом представители старшего поколения были простыми советскими гражданами, соблюдали законы государства, в котором жили. Дедушки читали намаз до работы или после. Все делалось ради внутреннего состояния.
В эти светлые дни ни один человек не оставался без внимания. Нуждающимся помогали вещами, продуктами питания, помогали по хозяйству. Мы и в обычные дни жили во взаимовыручке, поддерживали друг друга делом. А тех, кому нужен был совет, аксакалы усаживали за дастарханом и, пересказывая в сотый раз притчу, помогали найти выход из трудного положения. Потом, уже с годами, понимаешь, что в притчах этих заложены и народная мудрость, и выдержки из священных книг.
Оглядываясь назад, понимаешь, что для старшего поколения ислам является не просто религией с набором обязательных молитв и обрядов, а образом жизни, объемлющим все стороны человеческого бытия. И мы должны быть едиными и в моменты радости, и в дни испытаний.
Почему же сегодня мы столкнулись с тем, что дети пошли против отцов? Наши дочери стали облачаться в хиджабы и никабы, парни пошли громить могилы своих предков. Кто-то скажет, что оборвалась нить, связывающая поколения. Иначе чем можно объяснить такое отрицание своих корней? Отчасти они будут правы, но, хочется верить, что цепочка преемственности скорее растянулась под грузом чуждых нам явлений, но не порвалась. Сейчас все мы, все наше общество проходит проверку на прочность.
Конечно, представители среднего и старшего поколения не должны оставаться в стороне, нам нужно передать молодежи, а если надо, — разъяснить ценность наших народных традиций. Сегодня, когда современное поколение продвинуто практически во всех сферах жизни, ведь для них открыта вся информация, которая доступно через тот же Интернет, мы можем популярно объяснить важные вещи. Нужно донести до каждого, что та модель веры, которая была принята в нашей степи, полностью соответствует каноническому исламу.
Как известно, главная задача священнослужителей-мусульман — разъяснять людям то, что написано в Коране. Наши предки придерживались пояснений, которые когда-то сделали основатель ханафитского мазхаба имам Абу Ханифа и его ученики Абу Юсуф и Мухаммад аш-Шайбани. При этом Абу Ханифа первым из богословов разработал систему мусульманского права, которая, основываясь на законах Корана и Сунны, отвечала требованиям повседневной жизни. То есть, то, о чем и говорилось выше, – традиции народа сплелись с требованиями ислама и не противоречили друг другу. На практике, по мусульманскому праву, если возникали споры, во главу угла всегда ставились интересы общества. Не было механического следования написанному.
Наверное, и нашим нынешним служителям культа следует ясно и четко разъяснять те простые истины, которые были чем-то естественным для наших предков, но позабыты нынешней молодежью. Причем не следует сидеть сложа руки, и ждать, когда к тебе придет очередная жертва лжепророков. Нужно быть мобильными, соответствовать велениям времени, вести борьбу за каждого человека и не только в стенах мечетей, но и на просторах Интернета. Нужно выезжать в села, приходить в школы и вузы, говорить и объяснять, искать и находить понимание в глазах детей.
Сегодня, когда наше молодое государство стоит на пороге 20-летия Независимости, мы столкнулись с новыми требованиями. Глава государства проводит четкую политику мирного сосуществования в стране разных религий. При этом он решительно отделил государство от религии. Этому посвящен отдельный закон о религиозных объединениях, принятый не так давно.
События последних дней показали, что наше общество не расколото разным пониманием ситуации. Все выступили в едином порыве объединить свои усилия в борьбе с проявившим себя злом. Представители всех слоев общества живо откликнулись на обращение акима Атырауской области и выразили свою поддержку. Видя это, понимаешь, что только благодаря общим усилиям мы сможем добиться того, что молодежь получит багаж знаний и устоев, которые сформируют у нее крепкий нравственный стержень, благодаря чему наши юноши и девушки смогут противостоять всякой чуждой нам враждебной идеологии.
Ринат КУЛЬМАГАМБЕТОВ

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна