ТЕОРИЯ ПОЗНАЕТСЯ НА ПРАКТИКЕ
Студенты в процессе обучения обязательно должны проходить производственную практику на профильных предприятиях. Работодатель за это время может подобрать себе будущего специалиста. Также все выпускники учебных заведений должны быть трудоустроены на местных предприятиях для получения трудовых навыков. Об этом говорилось на совещании под председательством заместителя акима области Серика Айдарбекова.
В стране приняты и реализуются государственные программы ФИИР, «Дорожная карта бизнеса-2020», «Занятость-2020», их реализация увеличила потребность в профессиональных кадрах. Президент страны отмечает, что главную роль в реализации программы индустриально-инновационного развития должны на себя взять профессионально-технические учебные заведения.
Начальник областного управления образования Саткан Есенгалиев в докладе подчеркнул, что за последние годы материально-техническая база учебных заведений региона заметно улучшилась, лаборатории и мастерские оснащены современным оборудованием. Для выполнения поручений Президента в области создан региональный совет, в учебных заведениях — попечительские советы. Прогнозированием потребностей рынка труда занимается управление координации занятости и социальных программ.
— Педагоги-инженеры и мастера производственного обучения постоянно повышают уровень своей квалификации, 15 из них для этих целей выезжали в дальнее зарубежье, 86 прошли обучение в крупных местных и иностранных компаниях. Совместно с работодателями пересмотрен курс обучения по 9 специальностям строительной и нефтегазовой отрасли. 8 учебных заведений имеют международный сертификат ИСО 9001-2008. Одно учебное заведение перевело курс обучения по специальности «Строитель» на дуальную систему подготовки, — сообщил Саткан Есенгалиев.
Председатель совещания поинтересовался, сколько специалистов ежегодно выпускают колледжи и лицеи, и сколько из них не могут найти работу. Сведения управления образования оказались оптимистичными — 60 процентов выпускников находят работу.
Заместитель начальника управления координации занятости и социальных программ Гульмира Шакирова подтвердила эту цифру, ежегодно из стен средних учебных заведений в общей сложности выпускаются 4 тысячи молодых людей, из них 40 процентов обращаются в центр занятости.
— Но цифры приблизительные, так как нет методики расчета. Мы просто отправляем письма выпускникам, из них отвечают только 30 процентов. Чтобы получить точные цифры по трудоустройству выпускников, нужна работа экспертной группы или необходимо нанять специализированное предприятие для этих целей, — отметила Шакирова.
— Интересоваться трудоустройством выпускников в первую очередь должны в управлении образования. Это должно быть вам пищей для размышления — сколько выпускников не смогли трудоустроиться и почему? 50 процентов причин сложностей с трудоустройством заключается, как правило, в неконкурентоспособности выпускника или его невостребованности. Надо вести мониторинг, — поручил Серик Айдарбеков.
Директор ПТЛ №6 Нургали Темирташев назвал главной причиной неподготовленности выпускников отсутствие производственной практики на профильных предприятиях:
— Невозможно подготовить хорошего специалиста без практических навыков. Работодатель должен относиться к профессиональным учебным заведениям с должным пониманием. Мы пригласили руководителей 30 предприятий с целью организации производственной практики, из них почтили вниманием наше мероприятие лишь 12. К примеру, мы готовим энергетиков, а с «Атырау Жарык» никто не явился. Дуальная система оправдала себя в советское время, актуальна она и сейчас.
Директор аграрно-технического колледжа Болат Кужиев заявил, что их учебное заведение выпускает отличных специалистов, потому что в учреждении прекрасная материально-техническая база, высокий уровень преподавания.
— У нас 10 интерактивных досок, 200 компьютеров! — сказал он.
— Понятно, что вы отстаиваете честь вашего учебного заведения. Но не пора ли признать, что подготовка профессиональных кадров у нас отстает от зарубежного уровня на 10-15 лет? Сегодня надо говорить о том, как поднять этот уровень, а не скрывать имеющиеся недостатки. Конечно, есть в учебных заведениях хорошие преподаватели, база, студенты-отличники, но общий уровень знаний остается низким. Мы же прекрасно знаем, как учатся сегодня наши студенты! А наличие интерактивной доски отнюдь не является гарантом качества преподавания. Что толку от доски, если преподаватель не знает, как с ней обращаться? — резонно заметил Серик Айдарбеков.
Он предложил присутствующим ответственным лицам определить проблемные вопросы и работать над их оптимальным решением.
Должна проводиться системная работа, предприятиям необходимо взаимодействовать с управлением занятости, подавать им заявки на необходимые специальности, а те, в свою очередь, информировать учебные заведения о потребностях в кадрах. В вопросе организации производственной практики для студентов кроме производственных предприятий активное участие должен принимать областной Союз предпринимателей и работодателей.
Начальник областного управления предпринимательства и промышленности Лариса Джумагалиева сообщила о созданной рабочей группе, в которую вошли представители всех заинтересованных сторон. Деятельность каждого учебного заведения теперь будет оцениваться по показателю эффективности.
— Вопрос, как готовят специалистов наши учебные заведения, остается актуальным, иностранные компании ссылаются на их профнепригодность. Если выпускники не знают элементарных законов физики, значит, их так готовят! — заявил председатель совещания.
Также он обратился к представителям компаний со всей серьезностью подойти к вопросу организации прохождения производственной практики на своих предприятиях.
— Чтобы обеспечить выпускников работой, будем постепенно вводить на предприятиях дуальную систему, пока в качестве пилотного проекта — в нескольких компаних, — резюмировал первый вопрос председатель совещания.
Второй вопрос касался подготовки кадров для аграрного сектора. Напомним, в прошлом месяце в область приезжали представители Казахского аграрного университета, которые выразили пожелание подготовить кадры из числа атырауских ребят. Тогда ответственным лицам было поручено проинформировать выпускников о данном учебном заведении. О результатах проведенной работы сообщил начальник областного управления сельского хозяйства Жумабай Карагаев. На сегодня 47 выпускников заинтересовались вузом, стоимость их ежегодного обучения составит 15 млн тенге. В последующем молодые специалисты должны будут отработать 5 лет на предприятиях аграрного сектора области. Гульмира Шакирова также сообщила, что с текущего года за счет программы «С дипломом — в село!» на поддержку государства наравне с врачами и учителями могут рассчитывать ветеринары и агрономы.
— Зачем ехать в аграрный университет, когда мы готовим специалистов не хуже? Дайте нам госзаказ на обучение ветеринаров, и мы подготовим кадры, — уверенно заявил директор аграрно-технического колледжа Болат Кужиев. Выяснилось, что в колледже из 2800 студентов только 30 обучаются по специальности ветеринара по госзаказу. Председатель совещания пообещал рассмотреть это предложение.
— Сегодня есть проблема с нехваткой специалистов аграрного сектора. Цены на продукты растут, численность населения увеличивается, поэтому сельхозпроизводство привлекает все больше людей. Области нужны 13 ветеринаров, их можно будет легко найти за счет программы «С дипломом — в село!». Но сегодня надо решать вопрос с подготовкой кадров на перспективу, поэтому необходимые средства будут выделяться, — заверил Серик Айдарбеков.
По итогам заседания заместитель акима области дал ряд поручений по рассмотренным вопросам.
Алма ТУРГАНОВА