ПИР БЕКЕТ-АТА

(Продолжение. Начало в № 127 за 6 ноября 2010 года, №17 за 15 февраля 2011 года, №78 за 5 июля 2011 года, №130 от 5 ноября 2011 года, №133 от 12 ноября 2011 года, №142 от 3 декабря 2011 года).
ФРАССКАЗЫ, РОЖДЕННЫЕ В АКМЕЧЕТИ
Ислам кажи Мырзабекулы
ИЗ КНИГИ «БЕКЕТ-АТА»
(Часть 6)

ДОЛГ ПЛАТЕЖОМ КРАСЕН…
Полвека назад недалеко от Огланды работала геологоразведочная экспедиция. Ее руководителем был татарин, очень образованный, проявлявший уважение и чтивший мусульманские святыни. Именно поэтому он часто совершал паломничество в Огланды. Профессия геологов такова, что работу свою они ведут годами в отрыве от семьи, в безлюдных местах, не всегда обеспеченные продуктами и предметами первой необходимости, и заработная плата бывает не в срок. Решение всех вопросов лежит, конечно, на руководителе. В этих случаях он приезжал в Огланды и, объяснив ситуацию, просил в долг у имама энную сумму, так как от паломников в течение времени всегда поступают средства, которые впоследствии тратятся на нужды мечети. Как отказать в просьбе человеку, попавшему в затруднительную ситуацию? Имам, прочитав молитву и попросив разрешения у духа Ата, так как никто не имеет права выносить ничего из мечети (это правило распространяется на все мусульманские святыни), дал взаймы татарину. Тот всегда выполнял свое обещание и при первой же возможности погашал свой долг.
Как-то он ушел в трудовой отпуск, а вместо себя назначил ответственным своего заместителя, далекого от духовных правил. Попав в безвыходную ситуацию, он по совету коллег обращается за помощью в мечеть. Учитывая, что прежний руководитель всегда был верен своему слову, ему в просьбе не отказывают.
Однако, новый руководитель часть суммы направляет на покупку горячительных напитков, а не продуктов питания, к тому же к обозначенному времени не возвращает долг. Проснувшись утром, он замечает, что все его тело обмякло, кровь не течет по венам. А сам он стал белым как полотно, позже его стало лихорадить. Прежний руководитель, вернувшись из отпуска, узнает о произошедшем и напоминает заместителю о необходимости попросить прощения, а также в кратчайший срок возвращает всю необходимую сумму в мечеть.
Только после этого, возможно, дух Ата простил непутевого — по его венам стала течь кровь, и жизнь к нему стала возвращаться.
В Хадисах, считающихся второй книгой после священного Корана, пишется: «…Если взял у кого-то деньги в долг — поторопись вернуть. Если дал обещание — поторопись выполнить. …Вместе с тем держись подальше от мысли совершить зло человеку».

КУЛШАН-АТА
В один из солнечных весенних дней группа паломников выезжает в сторону Акмечети. Природа, словно освободившись от зимней стужи, благоухала, и паломники полной грудью вдыхали свежий весенний воздух. Грязи на дороге не было, и машина практически летела. Приближаясь к Акмечети, один из паломников напомнил руководителю группы:
— Может, стоит остановить машину у захоронения Кулша-Ата, чтобы прочитать молитву. Ведь недаром в народе сохранился завет Бекет-Ата: «Все, кто едет с западной стороны для совершения паломничества в Акмечеть, должны непременно остановиться и почтить память моего жиена — сына от дочери — Кулшана».
Но руководитель, выслушав совет, предлагает прочитать строки из Корана, не останавливая машину. Неужели он не знал о том, что нельзя пренебрегать заветами святых? У погребения Кулшан-Ата мотор в машине сразу же заглох. Ничего не понимая, водитель несколько раз пытался его завести, но все было безрезультатно. Паломники сразу же поняли, в чем дело. Выйдя из машины и обратив все свои мысли к духу Кулшан-Ата, паломники, посетив его захоронение, читают молитву. Подойдя с опаской к своей машине, водитель вновь заводит мотор, ведь до Акмечети осталось всего ничего. Мотор машины заводится, и паломники оживленно, благодаря духов Кулшан-Ата, Бекет-Ата, вновь рассаживаются по своим местам.

ДАЛЬНИЕ РОДСТВЕННИКИ
Народная молва о безграничных святых способностях Бекет-Ата дошла до всех казахских жузов уже при его жизни. Хоть и во всех жузах были святые предки, тем не менее, Бекет-Ата стоял особняком. Чтобы действительно удостовериться в его способностях, а заодно и проверить их (ну, что поделаешь, такова человеческая суть), в Огланды отправляется делегация из представителей Старшего и Среднего казахских жузов. Ата уже знал, что к нему едет делегация в основном на лошадях и верблюдах. Знал он также и о том, в какой день они прибудут. В те годы, вплоть до 1930 года, вокруг Огланды находились многочисленные казахские аулы, о чем свидетельствуют старые могильники.
Дальних родственников, наконец-то прибывших в Огланды, встречают уважаемые аксакалы аула, потомки Ата, которые приводят их в гостевой дом, где им оказываются всяческие почести. В некоторых дошедших до наших дней легендах отмечается, что в знак особого почтения Бекет-Ата на конакасы — вечернюю трапезу — подавал бесбармак из мяса архаров. Казахи издревле занимались скотоводством и практически знали вкус мяса любого из домашних животных, но каким будет мясо архара? На ужин действительно гостям был подан бесбармак из мяса архаров, однако Ата просит гостей отделять мясо от костей, но ни в коем случае не прикасаться к ним зубами. Что гости и исполняют. После угощения Ата на виду у всех складывает кости в дальнем углу комнаты. Вдруг кости начинают шевелиться, видоизменяться, срастаться, и на глазах у всех появился архар. Гостям ничего не оставалось, как признаться в том, что ехали они с мыслью удостовериться в святости Пира, в его неограниченных способностях и просят у него прощения. Пир, который немало повидал в своей жизни, конечно, их прощает:
— Я не держу на вас обиды, ведь все мы имеем право на ошибку. Тем не менее, все вы из родовитых племен и по обычаю каждому по традиции я накину чапан и подарю коня. Передайте привет соплеменникам.
К слову, вплоть до 1980 года позади входа в мечеть Ата в Огланды находилась стена высотой 3 метра и длиной 10 метров, состоявшая из костей и голов архаров, которые были схвачены между собой глиной. Но теперь ее, к сожалению, нет. То ли работники мечети разобрали эту стену, то ли паломники откалывали от нее на память по куску. Однако в отдельные дни можно полюбоваться живыми архарами, которые появляются возле мечети, говорят, что в них воплощен дух Ата.

ОРАЗУШКАН
Это слово состоит из двух казахских слов, которые обозначают имя мужчины Ораз и глагол «лететь». В Мангистау есть скала, которую в народе именуют Оразушкан. Легенда гласит следующее: в годы, когда Казахстан присоединился к России, один из русских губернаторов посетил Мангистаускую область. Наслышанный от аксакалов о святости Бекет-Ата, он говорит сопровождавшему его в поездке казаху по имени Ораз следующее:
— Если Бекет-Ата, о котором вы говорите с таким почитанием, действительно покровительствует своим потомкам, спрыгни-ка вон с той скалы. Посмотрю я, действительно ли он такой святой.
Услышав подобные слова, адаец Ораз без лишних слов соглашается на спор. Если он останется жив, губернатор выплачивает ему 500 рублей, что в те времена было равносильно стоимости пяти верблюдов. А если Ораз погибнет, то никто не будет повинен в его смерти, и у губернатора никто из его родичей не будет требовать компенсации.
Ораза мало интересовали деньги, для него, как патриота, было важно сохранить честь своей страны. Проведя омовение, прочитав намаз, раздевшись до нижнего белья, накинув сверху широкий шекпен, связанный из верблюжьей шерсти, он поднимается на вершину скалы. Перед прыжком усаживается и обращается мысленно с молитвой к духу Бекет-Ата за поддержкой:
— У-а, Бекет-Ата! Поддержи казаха в его устремлениях! Не дай взять верх кому-либо, покажи свою святость!
Это случилось знойным летним днем, в безветрие. Поднявшись во весь рост, несколько раз отчаянно взмахнув руками, он смело прыгает вниз. Вдруг поднимается ветер, который усиливается, наполняя воздухом края широкого шекпена. Взмахивая руками, словно крыльями, Ораз плавно летит вниз. А через некоторое время приземляется.
От неожиданности у наблюдавшего за этой картиной губернатора, как говорят в народе, глаза стали квадратными. Ему ничего не оставалось делать, как молча отдать деньги. А ведь он мысленно уже похоронил казаха…

АКТИВИСТЫ-РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ
Эту историю рассказал мне аксакал Орыскул Кенесулы, потомок Бекет-Ата по линии сына его Байнияза, ставший очевидцем этого события. Он ушел в иной мир в 1983 году и похоронен на родовом кладбище Шопан-Ата. Но начнем все по порядку.
…Весной 1929 года жители прилегающих к Огланды аулов, посовещавшись, решили организовать поминальный ас в память о Бекет-Ата. Прочитали молитву, приступили к разделке жертвенного скота, разожгли огонь под казанами. Святость мест в Огланды ощущается в любое время года каждым из паломников. А в ту весну, словно поддерживая начинание потомков, и погода была благостной. Уже был расстелен дастархан в юртах, в казанах дымился душистый бульон бесбармака, как в Огланды ворвалась сотня солдат иной веры с винтовками, которые стали стрелять в мирных жителей, чтобы разогнать их. Ничего не подозревавшие старики, дети, женщины, бросив все, побежали кто куда. В мгновение ока место опустело. Кто же пойдет против советской власти, которая в те годы уже прочно установилась?..
В этих святых местах никогда не раздавался звук какого-либо оружия. Кто посмел их осквернить, наведя оружие на мирное население?! Оно не для сведения счетов, здесь правит дух справедливейшего при жизни, посвятившего свою жизнь служению Аллаху, ведшему аскетический образ жизни Бекет-Ата! Естественно, дух Ата взбунтовался, и через некоторое время из уст солдат стал раздаваться душераздирающий вопль, некоторые из них потеряли рассудок там же, некоторых лихорадило, и, побросав оружие, они разбежались в разные стороны.
Когда все стихло, казахи вновь стали собираться у мечети, чтобы продолжить поминальный ас. По его завершении были прочитаны молитвы. Возвращаясь домой, каждый мужчина прихватил с собой по ружью. В неспокойные времена оно всегда пригодится…

МЕСТО, УСПОКОИВШЕЕ ПУСТОСЛОВА
Как-то в 1960 году казахи, проживавшие в Туркмении, решили совершить паломничество в Огланды. Об этом узнал и мужчина, который не очень верил в святость Бекет-Ата, думая: «Не знаю, что в нем особенного, но люди постоянно едут к нему. От меня не убудет, съезжу-ка и я с ними, посмотрю», отправляется в путь. Но не на автобусе вместе с другими паломниками, а на своей бортовой машине. Попутчики, зная о его мыслях, не очень-то хотели, чтобы он ехал с ними, но отказать тоже не могли. Из-за того, что в их группу затесался человек с нечистой верой, путники долго плутали по горным тропам и еле-еле добрались до Огланды. После омовения совершили паломничество в мечеть, а на ночь устроились в гостинице. Но тому мужчине все было не по нраву. Везде он искал причину, чтобы принизить святость как этих мест, так и имени Бекет-Ата. Сидя в гостинице, к примеру, говорил: «И это ваша хваленая гостиница? У меня скотный сарай, и то лучше». Его не устраивала и архитектура мечети.
Всю ночь ему снились кошмары, но наутро он продолжал злорадствовать. Путники хотели его успокоить, но в него словно бес вселился: он никого не слушал. Наутро, собираясь в обратный путь, все стали рассаживаться на свои места в автобусе. Как только этот человек открыл дверцу своей машины, она вдруг поехала. Он только успел заскочить в кабину, но завести мотор так и не смог, впрочем, это и не нужно было — машина ехала сама по себе. На одном из крутых склонов с высоты в 150 метров машина падает вниз и разбивается. А сам он, еле живой, выбирается из кабины. Только теперь он начинает понимать, насколько силен дух Ата.

ПРЕДСКАЗАЛ РОЖДЕНИЕ НЕОБЫКНОВЕННОГО РЕБЕНКА
На родине Бекет-Ата, в священном Жылыойском районе, сохранилось немало легенд о нем. Вот одна из них:
…На территории района традиционно проживали и ныне живут потомки Байулы. Летом 1788 года, в священную пятницу в Жылыой прибывает известный в те времена святой, многоуважаемый Сарта-Ата из рода Жастабан Таз, чтобы нанести визит Бекет-Ата, который очень обрадовался визиту высокодуховного человека, к тому же ровесника. Им было о чем поговорить, ведь великие люди обсуждают серьезные темы. Далеко за полночь Бекет-Ата оставляет гостя, а утром следующего дня после утренней молитвы за чашкой чая сообщает другу следующее:
— Иншалла, через 35 лет в вашем роде Жастабан появится на свет мальчик. Со временем ему перейдет как святость, так и смелость. Испокон веков роды Адай и Таз считаются братьями-близнецами. По этой причине, как доказательство последующим поколениям потомков, завещаю вам расчистить рядом с имеющимся родником в моей мечети в Старом Бейнеу еще один.
По возращении домой Сартай-Ата, собрав всех влиятельных соплеменников, сообщает о предсказании Бекет-Ата, его задании и строго-настрого завещает о его выполнении. Ход времени остановить никому еще не удавалось, и в назначенный час Ата уходит из жизни. От него остается сын Мандай.
Через 35 лет, в 1823 году, как и предсказывал Бекет-Ата, у Мандая рождается сын Аманжол. С детства он растет смышленым, хватким, его способности замечают аксакалы рода Жастабан, которые уже в 7 лет пророчат мальчику большое будущее. И именно в нем видят исполнение пророческого сна Бекет-Ата. Со временем ему передается и святость. Однако аксакалы не торопятся выполнять завещание Бекет-Ата. Его исполнение приходится только на 1858 год. Летом того года караван, возглавляемый Мандайулы Аманжолом, отправляется в Мангистаускую область, прихватив с собой все необходимое для вскапывания колодца.
Прибыв в Мангистау, они приглашают аксакалов близлежащих аулов в мечеть Бекет-Ата и сообщают о его завещании. Кто-то верит им на слово, но находятся и те, кому были необходимы доказательства. В это время Аманжол, благодаря своим святым качествам, напускает туман и из забившихся каналов пробивает воду. После этого всем стало ясно, что именно о нем говорил Бекет-Ата несколько десятилетий назад. Гостям никто не чинит препятствий, более того и местное население включается в работу по рытью колодца. За все эти дни, как и принято по казахскому обычаю, каждый вечер уважаемых людей приглашают поочередно в гости. В течение недели колодец был вырыт, и к радости мангистауцев, вода в нем оказалась пресной. Далее проводится поминальный ас в честь Бекет-Ата, после которого гостей с почетом проводили.
К нашей радости, этот колодец сохранился и по сей день. Два старых колодца находятся в 150 шагах при выходе из мечети. Оба выложены камнем высотой в один метр. Колодец, находящийся слева и закрытый металлической крышкой, именно тот колодец, который был вырыт полтора века назад Аманжол-Ата.
По возращении Аманжол-Ата сообщает аксакалам о выполнении завещания и строго наказывает передавать из поколения в поколение историю появления колодца в мечети Бекет-Ата в Старом Бейнеу, а также о необходимости ухода за ним. По словам аксакалов, это завещание строго выполнялось как местными жителями, так и потомками Аманжол-Ата. Но в годы советской власти, когда распространялся атеизм, об этом завещании стали забывать, и сегодня состояние колодцев оставляет желать лучшего.
Теперь несколько слов о мечети, которую построил Аманжол-Ата в западной стороне города Кульсары — в 25 км от местности Караша. И ее постигла та же участь — она была разрушена после установления советской власти. О месте захоронения Аманжол-Ата рядом с мечетью свидетельствует лишь надгробный камень. Потомки Аманжол-Ата, чтобы восстановить его имя в истории края, в Жылыое открыли фонд его имени. Потомками сделано немало, в частности, на месте его захоронения построен мавзолей, дом для паломников, приводится в порядок колодец в Старом Бейнеу, установлена памятная доска. К 175-летию рождения Ата был дан поминальный ас.

(Продолжение следует)
Перевод Гульжан ЕЛЕШЕВОЙ

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна