Начавшиеся в Казахстане в начале девяностых годов прошлого столетия политические, социальные и экономические преобразования, явившиеся следствием приобретения Республикой в 1990 году статуса суверенного государства, обусловили и формирование в связи с этим своей национальной правовой системы, в том числе реформу системы судоустройства и судопроизводства.
Принятие нового Конституционного закона «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» от 25 декабря 2000 года ознаменовало собой начало важнейших этапов судебно-правовой реформы.
Сегодня судебная система Казахстана является независимой и самостоятельной составляющей государственного механизма.
Главой государства Н.А. Назарбаевым перед судебным сообществом поставлены пять задач: последовательное совершенствование законодательных норм, совершенствование судоустройства, внедрение альтернативных способов разрешения споров и конфликтов, обеспечение доступности правосудия широким слоям граждан, повышение профессионализма судейского корпуса Казахстана.
В этой связи была проведена колоссальная работа, и судебная система страны заработала в новом свете законов и кодексов.
Был принят новый Уголовно-процессуальный кодекс, который расширил судебный контроль в уголовном процессе. Любые действия, затрагивающие права и свободы человека, как, например, арест или обыск, теперь проводятся только с санкции суда. Введено понятие «досудебное расследование», которое исключило доследственную проверку, предъявление обвинения следователем, возвращение дел судами на дополнительное расследование органам следствия и дознания. Появился «следственный судья», который имеет определенные полномочия при досудебном расследовании.
31 октября 2015 года Парламентом страны принят новый Гражданский процессуальный кодекс, который введен в действие с 1 января 2016 года.
Новый ГПК расширил возможности примирения сторон в суде. Этому институту отведена отдельная глава в ГПК, регламентирующая порядок и последствия заключения сторонами соглашений.
В гражданском процессе появилось понятие «судебная медиация». Причем судья-медиатор осуществляет деятельность без оплаты его услуг, в отличие от обычных медиаторов. Появился вид примирения в виде урегулирования спора в порядке партисипативной процедуры, которая проводится без участия судьи путем проведения переговоров между сторонами при содействии урегулирования спора адвокатами обеих сторон. Данное нововведение ГПК дало новый импульс применению примирительных способов урегулирования спора.
Наиболее значимым достижением является переход от пятиступенчатой к трехзвенной системе правосудия. Трехзвенная модель судопроизводства полностью соответствует международным стандартам, позволяет быстрее вступать судебным решениям в силу, снижает возможность для искусственного затягивания процесса.
Сокращение числа судебных инстанций усилило роль судов первой и апелляционной инстанций. Кроме того, теперь решения будут быстрее вступать в законную силу, будет исключена возможность для затягивания процесса.
В Верховном суде создана и функционирует специализированная судебная коллегия, к подсудности которой отнесены споры с участием крупных инвесторов, дела по заявлениям об оспаривании решений и действий Центральной избирательной комиссии и административные дела.
На внутреннем портале Верховного суда внедрен новый сервис: «Форум (обобщения)», предназначенный для публикации, обсуждения и комментирования проведенных обобщений судебной практики судьями местных и Верховного судов.
Институт присяжных заседателей, внедренный в Казахстане для гуманизации уголовного процесса и достижения целей правосудия, Уголовно-процессуальным кодексом (в редакции 2014 года) из числа категорий дел, рассматриваемых судом с участием присяжных, исключены уголовные дела об убийстве, сбыте наркотических средств, совершенных преступной группой, которые составляют большинство дел, рассматриваемых специализированным межрайонным судом по уголовным делам.
На сегодня карательная практика по уголовным делам в судах изменилась, более 80 процентов осужденных получают уголовные наказания без лишения свободы, за исключением совершивших особо тяжкие и тяжкие преступления.
Также на сегодня позитивным моментом в судебной системе стало внедрение аудио(видео)фиксации (АВФ) всех судебных процессов. При этом используемые в настоящее время системы АВФ имеют централизованную систему хранения данных, интегрированы с системой судебных органов «Төрелік» и с онлайн-сервисом «Судебный кабинет».
Фиксация судебного процесса минимизирует не процессуальные контакты, а это одна из мер антикоррупционной политики судебной системы.
Реализован проект внедрения электронных форматов извещений участников судопроизводства путем направления им повесток посредством SMS-сообщений, что позволило существенно сэкономить бюджетные средства.
Судебная система становится все более понятной и открытой обществу. Публикации в СМИ о судебных процессах, передачи по радио и телевидению, интернет-ресурсам по наиболее актуальным, резонансным делам, в ходе которых достоянием широкой аудитории становятся материалы судебного разбирательства, в настоящее время являются привычным явлением. Это результат открытости судебной системы.
В результате проведенных судебных реформ в стране сформирована достаточно сильная судебная власть. Сегодня в нашем обществе есть чувство защищенности и стабильности, уверенность, что законы работают, что человек может отстоять свои интересы.
Это самый главный показатель работоспособности судов страны.
Марина ЧЕРНЯХОВСКАЯ,
судья Атырауского областного суда