БизнесНовостиОбщество

Рост – не на дрожжах, рост – на доверии

В 2018 году в Казахстане наблюдается резкий рост производства автомобилей. Только с января по май произведено продукции на 71,5 млрд. тенге. Испытав в 2015-2016 гг. небольшой спад, уже в 2017 году казахстанское автомобилестроение начало набирать рост. Каждый третий автомобиль, проданный в прошлом году, был выпущен на отечественных предприятиях.

«Причиной резкого роста производства является восстановление спроса на рынке, открытие экспортных рынков, а также программа льготного автокредитования, которые вкупе позитивно отразились на развитии сектора автомобилестроения», – сообщил недавно на пресс-конференции председатель комитета индустриального развития и промышленной безопасности Министерства по инвестициям и развитию РК Алмас Батанов.

 

Даже на экспорт

Более того, в прошедшем году экспортировано 1 548 автомашин с маркировкой «Made in Kazakhstan». Всего же было произведено в 2017 году 19,5 тысячи авто, но уже в 2018 году этот показатель планируется увеличить почти вдвое – до 35 тысяч автомашин.

Как сообщает Ассоциация Казахстанского АвтоБизнеса (АКАБ), в апреле этого года каждый второй проданный автомобиль был сделан в Казахстане. При этом средняя стоимость произведенного в Казахстане легкового автомобиля составляет 4,8 млн. тенге. По данным ассоциации, за четыре месяца текущего года на территории республики было произведено 9 297 единиц техники, включая легковые, грузовые автомобили, автобусы, специальную технику, трейлеры и полуприцепы – общей стоимостью 52,8 млрд. тенге.

«Объемы выпуска в натуральном выражении превзошли результаты января-апреля 2017 года в два раза», – отметили в организации.

За четыре первых месяца текущего года шесть казахстанских производственных предприятий выпустили 8 784 легковых автомобиля, 236 грузовиков, 60 автобусов, 44 единицы прочей специализированной техники и 173 прицепа/полуприцепа.

Крупнейшая автосборочная площадка – усть-каменогорская компания «Азия Авто» – произвела 5 921 автомобиль, костанайский «СарыаркаАвтоПром» – 2 888 единиц автотехники. «КАМАЗ Инжиниринг», расположенный в Кокшетау, выпустил 148 грузовиков, алматинский Hyundai Trans Auto отгрузил 54 единицы техники. Семипалатинские предприятия СемАЗ и Daewoo Bus произвели по 25 автомашин.

В АКАБ отметили, что реализация автомобилей отечественного производства в 2018 году (4 месяца) достигла 7 658 единиц, что в два раза выше результатов прошлого года. Рыночная доля автомобилей с лейблом «Сделано в Казахстане» выросла с 31,2% до 46,9% в текущем году.

«Производство автомобилей в стране растет, а по своему темпу вдвое опережает скорость восстановления рынка. Паритет между импортными и локально произведенными автомобилями совсем не за горами – доля отечественного автопрома за первые четыре месяца впервые достигла рекордных 46,9%», – говорит Анар Макашева, вице-президент АКАБ.

Она считает, что во многом это стало возможным благодаря очередному траншу финансирования государственной программы льготного автокредитования под 4%.

 

И дешевле импортных

При этом казахстанские автомобили значительно дешевле своих иностранных «одноклассников». Если импортный автомобиль в среднем оценивается в 10,8 млн. тенге, то автомашины казахстанского производства в среднем можно купить за 4,8 млн. тенге. Хотя в Ассоциации Казахстанского АвтоБизнеса пояснили, что разница между ценами импортных и казахстанских автомобилей одной марки может составлять до 20%. Такие показатели достигнуты благодаря тому, что казахстанские производители имеют налоговые и таможенные льготы.

Только в мае казахстанцы потратили на покупку новых автомобилей, грузовиков и автобусов 48,2 млрд. тенге или 147 млн. долларов США. ​​​По сравнению с маем 2017 года продажи выросли на 35%.

По данным Ассоциации Казахстанского АвтоБизнеса (АКАБ), май стал самым результативным месяцем в этом году, дилеры продали 4 661 легковой и легкий коммерческий автомобиль и 602 единицы тяжелой коммерческой техники. Продажи с начала года достигли отметки в 21 586 единиц, что на 40% больше показателей аналогичного периода прошлого года.

Десятку самых продаваемых легковых автомобилей в мае снова возглавил Toyota – 1 204 автомобиля. Рост активности связан с началом продаж нового поколения Camry. На новый седан дилеры Toyota начали собирать заказы еще в апреле, первые машины 15 дилеров Toyota отгрузили своим владельцам в мае.

В разрезе моделей в мае безоговорочно лидировал Toyota Camry – 595 седанов. На второй позиции Lada Granta – 356 единиц. Замыкает тройку лидеров Hyundai Accent – 302 автомобиля. Lada 4х4 – на четвертой позиции – 202 внедорожника. Новая Lada Vesta – 199 седанов и универсалов. Далее идут: Hyundai Creta – 194 ед., Hyundai Elantra – 188 ед., Hyundai Tucson – 172 ед. и Toyota Land Cruiser Prado – 149 ед. и Toyota RAV4 – 124 ед.

​​​​​​​«В мае автомобильный рынок страны вырос всего на 15,3%, в первую очередь благодаря вниманию покупателей к Hyundai и Toyota, однако суммарный прирост объема продаж за пять месяцев текущего года находится у отметки в 40%», – отмечает А. Макашева.

Она считает, что такой показатель «демонстрирует уверенное восстановление рынка и позитивную динамику в ритейле в целом».

 

Легковые в фаворе

В АКАБ отмечают, что производство легковых автомобилей остается основным драйвером автопрома, в этом году казахстанские предприятия произвели 11 118 легковых автомобилей.

​​​​​​​Более 2000 автомобилей в период с января по май были приобретены участниками программы льготных автокредитов. На их долю пришлась пятая часть всех продаж легковых автомобилей местного производства. Чаще всего казахстанцы берут кредит на срок от 3-х до 5 лет включительно (85%), свыше 5 лет – всего 10%, до трех лет включительно – 5%.

По данным Союза предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром», сбыт отечественных автозаводов по итогам 5 месяцев текущего года достиг 10 202 единиц, что на 91,8% выше прошлогоднего значения.

Доминирующую позицию в сегменте автомобилей локальной сборки занимает АО «Азия Авто» – 5 786 проданных автомобилей, или 56,7% суммарного сбыта отечественной техники. ТОО «СарыаркаАвтоПром» было реализовано 3 915 единиц. Далее в рейтинге сбыта продукции отечественных автопроизводителей расположились ТОО «СемАЗ» – 210 ед., АО «КАМАЗ-Инжиниринг» – 162 ед., ТОО «Hyundai Trans Auto» – 74 ед. и ТОО «Daewoo Bus Kazakhstan» – 55 ед.

Пятёрку наиболее востребованных брендов легковых авто казахстанской сборки по итогам января-мая составили Lada – 4 537 ед., Hyundai – 2 454 ед., KIA – 1 007 ед., JAC – 526 ед. и Ravon – 508 ед.

Пятерку городов и регионов, где насчитывается наибольшая доля проданных автомобилей, составили: Алматы – 5 339 реализованных автомобилей, Астана – 3 494 ед., Атырау – 1 546 ед., Костанай – 1 487 ед., Шымкент – 1 298 ед.

К слову, мировой рейтинг производителей автомобилей возглавляет Volkswagen Group. По данным портала «Автостат», за первый квартал 2018 года немецкий автоконцерн реализовал 2,73 млн. автомобилей. На втором месте – альянс Renault-Nissan – 2,7 млн. проданных автомобилей. Третье место за Toyota Motor Corporation – 2,62 млн. авто. Четвертую позицию рейтинга занимает корейская Hyundai – 1,76 млн. На пятом месте General Motors – 1,59 млн. проданных автомашин.

Дулат ТАСЫМОВ

Фото: liter.kz

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button