Общество

ПРЕПОНЫ В КОЛЕСО КОРРУПЦИИ

Искоренить коррупцию на казахстанских дорогах. Эту задачу поставили перед собой наши парламентарии. Недавно в поправки в законодательство о дорожном движении внес Сенат Парламента страны и направил документ на согласование в Мажилис республики. Между тем, сложившаяся ситуация, когда водители и сами не прочь «отблагодарить» полицейского в обмен на его благосклонность, в ряде случаев устраивает обе стороны. Как же добиться «нулевой терпимости» к мздоимству, и в конечном счете, безопасности на наших дорогах?
Скоро будет запрещено водителям садиться в машину автоинспектора административной полиции. Соответствующие поправки в законодательство о дорожном движении внес Сенат Парламента страны и направил документ на согласование в Мажилис. Однако есть нюансы, которые должны быть учтены, чтобы в последующем не возникало проблем.

Прозрачное оформление
С принятием Закона «О дорожном движении» процедура оформления штрафов должна проходить в определенных условиях. Сотрудники полиции должны на капоте своей машины или нарушителя заполнять протокол о нарушении правил дорожного движения, то есть, достаточно открыто. Если водитель признает, что нарушил правила, то он имеет право в течение семи дней оплатить 50 процентов от суммы выписанного штрафа. Предполагается, что в таком случае, у шофера не возникнет соблазна идти на сделку с сотрудниками полиции. Разработчики правил надеются, что нововведения позволят избавиться от коррупции на дорогах.
Кроме того, если водитель ничего не нарушал, то его не имеют права останавливать для проверки документов. Эту процедуру разрешается проводить только на постах. Проектом закона также предполагался запрет эксплуатации автомобиля в случае невнесения налоговых платежей на транспортное средство. Однако, учитывая, что данное требование не сказывается на обеспечении безопасности дорожного движения, сенаторы исключили эту норму в законопроекте.
Указанные положения законопроекта мы попросили прокомментировать начальника отделения административной полиции ДВД Атырауской области Талгата Марденова, который не отрицает, что открытость при контакте шофера и инспектора очень важна.
— На всех патрульных автомобилях полиции должны быть видеорегистраторы, а в последующем все инспекторы должны быть обеспечены нагрудными видеорегистраторами, — рассказывает Талгат Марденов.
Однако есть определенные нюансы, требующие доработки. В частности, то, что оформление протоколов должно проводиться на капоте машины. А если будет непогода — снег, дождь, сильный ветер? Новый закон запрещает садиться в автомобиль, и как тогда инспектор полиции должен выполнять свои служебные обязанности? Этот момент надо учесть при рассмотрении законопроекта в Мажилисе, считает полицейский.
Таким образом, цель всех новшеств одна — борьба с коррупцией на казахстанских дорогах. К слову отметим, что в этом году зарегистрировано три преступления, совершенные дорожными полицейскими, в том числе одно коррупционного характера.

Заинтересованность двух сторон
Между тем, проблема взяточничества в среде «водитель-инспектор» носит латентный, то есть скрытый характер, часто устраивает обе стороны. Впрочем, атырауские автомобилисты высказывают на этот счет самые разные мнения.
-Надо усилить контроль за обоснованностью установки знаков ограничения скорости 50 и 70 км на дорогах республиканского значения, — считает Иван К, водитель с десятилетним стажем. — Вот где, чаще всего, «прячутся» гаишники. Чем больше необоснованных ограничений и запретов, тем больше нас принуждают к нарушениям.
Его коллега — Арман О. утверждает, что новый закон на самом деле ничего не поменяет. По его словам, раз нельзя в машину инспектора садиться, любители нарушать и платить придумают какой-нибудь другой выход, как взятки давать «гаишникам».
-Лучше бы полицейским зарплату повысили, если уж решили такой закон принять, — считает он. — А правила дорожного движения лучше не нарушать и ездить спокойно.
О повышении жалованья стражам правопорядка высказывались и другие автомобилисты.
-У инспектора требуют результат, а больше половины нарушителей сразу звонят своим покровителям, чтобы они «развели» ситуацию, а вторая половина купила видеорегистраторы, все стали псевдоюристами, скидывающими всю видеоинформацию в Интернет, — добавляет водитель Ирина К. -А еще и заполнять протокол теперь требуют на улице, много ли будет желающих работать?

Денежный интерес
Немало водителей предлагают принять закон, чтобы инспекторы дорожной полиции вообще не останавливали машины. Лучше всего запретить беспричинные остановки автолюбителей, а вместо этого вплотную заняться видеофиксацией. На данный момент машины дорожно-патрульной службы полиции снабжены камерами видеофиксации, вот пусть они на них все и фиксируют.
-Зафиксировали нарушение, записали в рапорт время, дату, место и даже можно координаты (не выходя из собственной машины) и дальше поехали, — говорит Валентин Петрович П. — Потом другого зафиксировали, третьего… в конце смены поехали в отделение и сдали рапорт вместе с видеофиксацией уполномоченным лицам, которые просматривают материал и выносят свои решения по мере пресечения к каждому водителю.
Это касается и засад по автотрассе с радарами.
— Пусть стоит инспектор, ловит на радар нарушителей, но не останавливает их, а составляет рапорт, прикладывая к нему фотографии с радара, — говорит опытный шофер. — У полицейских пропадет денежный интерес, а у водителей появится чувство страха, что их могут снять на фото и видео, и они об этом не узнают, а со временем придет к нарушителю уведомление о полученном штрафе. И все. Никакой коррупции, нахального поведения и прочих лишних разговоров с передачей телефонов «агашкам» и прочим не будет. И тогда точно в этом сегменте коррупция изведет себя на нет.
В общем-то, предложение — разумное, только следует обязательно принимать меры к остановке водителя, явно ведущего себя неадекватно и создающего помехи, которые могут повлечь дорожно-транспортное происшествие.

А ты не плати!
У большинства водителей в «подкорку» вбито желание заплатить, высказывается таксист с тридцатилетним стажем.
— Сколько раз видел картину, как «гаишник» останавливает, а таксист еще до выхода из машины вкладывает в бумажник две тысячи тенге и идет с ним разговаривать. Приходит, я спрашиваю, за что заплатил — ведь не нарушал ничего? Все отвечают, что, мол «гаишник» всегда найдет к чему придраться. Ну ладно, говорю, если денег у тебя слишком много, то отдавай. Я, например, лучше на эти деньги детям что-нибудь куплю и себе. А ты плати…

Тем временем, проблема обеспечения безопасности дорожного движения в нашем регионе по-прежнему не сходит с повестки дня, остается актуальной. А, по вашему мнению, какие надо принять меры, чтобы решить проблему мздоимства на дорогах? Свои мнения и предложения можно высказать по тел. 45-85-27, или отправить на электронный адрес: novak_s@rambler.ru

Светлана НОВАК

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button