ОбществоРелигия

ПРАВА ВЕРУЮЩИХ ГАРАНТИРОВАНЫ ЗАКОНОМ

Конституция Казахстана допускает законодательное установление ограничений свободы вероисповедания или распространения религиозных убеждений в целях охраны общественного порядка и безопасности, жизни, здоровья, нравственности или прав и свобод других граждан.

Религия — очень деликатная и сложная сфера общественных отношений, эффективно урегулировать которую могут только правовые нормы. Конфликты и трагедии в Европе, спровоцированные появлением новых религиозных течений, широкое распространение различных сект в странах СНГ привели к пониманию необходимости принятия серьезных мер как на уровне отдельных государств, так и на международном.

К примеру, Европарламент еще в 1996 году отмечал, что определенные секты постоянно нарушают права человека и совершают преступные деяния. Перечень таких преступлений выглядит более чем серьезно — это жестокое обращение с людьми, сексуальные домогательства, незаконное лишение свободы, подстрекательство к насилию, распространение расистских воззрений, уклонение от уплаты налогов, незаконное перемещение капиталов, торговля оружием и наркотиками, нарушение трудового законодательства, незаконная врачебная деятельность.

Европарламент посчитал, что необходимо защитить граждан от таких деяний, и призвал государства ЕС позаботиться о том, чтобы суды и полицейские власти действенно использовали существующие на национальном уровне правовые акты и инструменты, а также активно и более тесно сотрудничали между собой, особенно в рамках Европола.

Прозвучал призыв: не предоставлять статус религиозной организации автоматически. Более того, в случаях, когда речь идет о сектах, которые замешаны в незаконных или преступных деяниях, обдумать возможность лишения их статуса религиозного объединения.

Европарламент также подчеркивал, что необходимо ввести запрет на деятельность религиозных объединений, которые принудительно вовлекают в свою деятельность граждан, применяя насилие и угрозы, используя обман и шантаж, скрытое внушение или гипноз.

Не оставила без внимания этот вопрос и такая представительная европейская международная организация в области прав человека, как Совет Европы. В 1999 году она приняла решение «О помощи жертвам деструктивных культов и членов их семей». В данном документе также содержится призыв к правительствам использовать процедуры уголовного и гражданского права против незаконной деятельности религиозных структур.

15 сентября 2006 года бюро по делам демократии, труду и правам человека Государственного департамента США опубликовало доклад о религиозной свободе в Казахстане, в котором содержались положительные оценки политики республики в данной сфере. В частности, было отмечено, что страна остается лидером на постсоветском пространстве в продвижении идей религиозной толерантности.

Конституция Казахстана соответствует всем международным стандартам в области прав человека. Статья 22 Основного закона гарантирует каждому право на свободу совести. При этом осуществление данного права не должно ограничивать общечеловеческие и гражданские права и обязанности перед государством.

Закон «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» был принят через месяц после провозглашения Независимости — 15 января 1992 года. Но время движется вперед, поэтому требовалось дальнейшее регулирование, упорядочивание новых общественных отношений, и вследствие этого возникла необходимость в комплексном совершенствовании законодательства с учетом современной религиозной ситуации в государстве.

Закон «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» был принят 11 октября 2011 года. Он, прежде всего, основывался на принципах демократичности, светскости государства, подтверждая право каждого на свободу совести. Документ гарантирует равноправие каждого независимо от религиозного убеждения, уважение других религий, признание важности межконфессионального согласия, религиозной толерантности.

В Законе РК «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» требовалось установление нормы, не допускающей деятельность религиозных объединений, не зарегистрированных в установленном законодательством РК порядке. Здесь необходимо пояснить, что Конституция допускает законодательное установление ограничений осуществления свободы вероисповедания или распространения религиозных убеждений в целях охраны общественного порядка и безопасности, жизни, здоровья, нравственности или прав и свобод других граждан.

В отношении свободы вероисповедания можно сказать: ограничения ее специфичны. Необходимо разграничить эту свободу на два уровня — внешний и внутренний. Внутренний — это уровень, на котором человек выбирает убеждения, что является реализацией его свободы совести. Внешний — это уровень, на котором он распространяет свои убеждения, единолично или совместно совершая обряды.

На внутреннем уровне ограничения свободы совести недопустимы — выбор убеждений происходит вне зависимости от отношения закона, государства или общества к этому вопросу. Кроме того, выбирая убеждения, человек не нарушает прав и свобод других. На внешнем же уровне свобода вероисповедания ограничивается, так как при распространении убеждений, совершении обрядов и иной связанной с культом деятельности могут нарушаться общественный порядок, нравственность, мораль, права и интересы других.

Вторая важная свобода в этой сфере — свобода граждан на объединения для удовлетворения духовных потребностей. Она является составной частью свободы вероисповедания, и во избежание нарушений прав и интересов других лиц также ограничивается.

Многообразие этнических и конфессиональных групп с их традициями и ценностями, особое геополитическое расположение Казахстана требовали создания и укрепления механизмов противодействия реальным угрозам общественной безопасности, общественного порядка, физического и нравственного здоровья граждан. Поэтому норма нового закона о прохождении государственной регистрации религиозных объединений — необходимый механизм госрегулирования данной отрасли.

Цель — недопущение деятельности структур, действия которых направлены на пропаганду или агитацию насильственного изменения конституционного строя, подрыва безопасности государства, нарушения основных прав и свобод граждан… Отметим, что нормы об обязательности государственной регистрации соответствуют Сиракузским принципам ООН, Международному пакту о политических и гражданских правах.

Закон запрещает деятельность незарегистрированных религиозных объединений, а также таких, которые принуждают к участию (неучастию) в деятельности религиозных объединений, в обрядах и в обучении религии.

Чтобы защитить имущественные права граждан, было предложено запретить принуждение членов и последователей религиозного объединения к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения, его руководителей и других членов. Кроме того, в законе установлены нормы, определяющие, что на территории Казахстана не допускается деятельность религиозных объединений, склоняющих к разрушению семьи, наносящих ущерб нравственности, здоровью.

Согласно Закону РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» государство вправе вмешаться в деятельность религиозных объединений при нарушении ими требований, регулирующих процесс распространения религиозной продукции.

Необходимость профилактики противоправных действий, защиты прав граждан дает основание государству требовать максимальной прозрачности жизнедеятельности религиозных объединений. При этом решение об их государственной регистрации или об отказе в ней принимается по результатам проверки представленных документов на соответствие законодательству, проведенной религиоведческой экспертизы, проверки списка инициаторов создания структуры.

Реализация принципа светскости Казахстана закреплена в пункте 3 статьи 7 Закона РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях». Согласно данной норме не допускается проведение богослужений, религиозных обрядов, церемоний и собраний, а также осуществление миссионерской деятельности на территории и в зданиях государственных организаций, в воинских формированиях, судебных и правоохранительных органах и других службах, связанных с обеспечением общественной безопасности, защитой жизни и здоровья физических лиц. Запрещено это делать и в организациях образования, за исключением духовных.

Последний запрет основан на том, что система образования и воспитания в Казахстане носит светский характер и, за исключением духовных организаций образования, отделена от религии и религиозных объединений.

В Казахстане запрещается деятельность партий на религиозной основе, создание и деятельность религиозных объединений, цели и действия которых направлены на утверждение в государстве верховенства одной религии, разжигание религиозной вражды или розни.

Не допускается принятие решений и совершение действий с использованием религии и религиозных воззрений, заведомо способных дезорганизовать деятельность госорганов, нарушить их бесперебойное функционирование, снизить степень управляемости в стране.

В целом принятый закон отвечает требованиям времени и стоит на защите конституционных прав граждан.

Марат БАШИМОВ,

директор экспертного института европейского права и прав человека,

доктор юридических наук («Казахстанская правда» от 23 октября 2012 года)

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button