В Казахском областном драматическом театре им. Махамбета с успехом прошел спектакль «Мәңгурт» по роману Чингиза Айтматова «Буранный полустанок», открывший восьмидесятый театральный сезон.
Премьера спектакля молодого режиссера Гульназ Камысбаевой состоялась в прошлом году. По словам режиссера, спектакль создавался как фестивальный, его нельзя назвать кассовым, здесь довольно сложная инсценировка, а потому он, возможно, сложен для восприятия зрителем. В этом году на республиканском форуме-фестивале молодых режиссеров имени Кайрата Сугирбекова спектакль занял первое место.
Быть Манкуртом – это не только не иметь памяти о прошлом, не знать и не признавать свои корни, родной язык, не чтить традиции и обычаи своего народа, но и не иметь совести. Времена меняются, но извечны вопросы, которые ставит перед собой человек: «кто я? в чём моё предназначение?».
Легенда о манкурте как никогда актуальна в современном обществе: беспамятные сабитжаны встречаются и сегодня. Ведь манкурты – это оборванная память, поэтому режиссер вместе с актерами стремится достучаться до душ молодых людей.
По словам Гульназ Камысбаевой, жюри фестиваля отметило, что спектакль ценен показом казахских обычаев, традиций, казахской народной музыкой, и если, к примеру, показывать этот спектакль за рубежом, он будет интересен, потому что стилем модерн сейчас никого не удивишь.
– На форуме-фестивале мы увидели 13 спектаклей казахстанских режиссеров, каждый был по-своему интересен, – говорит Гульназ Камысбаева. – И хочу сказать, что актеры нашего театра в сравнении с другими находятся на очень высоком уровне. Но, к сожалению, их мало кто знает, поскольку о них не рассказывают так, как, к примеру, об актерах алматинских и астанинских театров. А между тем уровень мастерства атырауских актеров весьма высок и тому подтверждение – наша победа. Вспомните, ведь в свое время поставить свои дипломные работы в Казахском областном драматическом театре им. Махамбета мечтали маститые сегодня режиссеры. Здесь ставили свои дипломные спектакли Азербайджан Мамбетов, Байтен Омаров, Чапай Зулхашев и другие известные режиссеры.
Спектакль держит в напряжении от начала до конца. В нем много моментов, когда душат слезы и сжимается сердце. Это и сцена, когда мать умоляет сына вспомнить, кто он есть, когда Сабитжан и его сестра Айзада дрались за наследство, когда Сабитжан в финале наставляет дуло пистолета на Едиге… Сабитжан в сущности – современный манкурт, который может поднять руку и убить, и его никто не остановит.
Трагична судьба Казангапа, друга Едиге, прожившего достойную жизнь. Едиге стремится выполнить аманат-завет друга и достойно похоронить его. Потому что детям все равно, где будет похоронен их отец. Но власть в лице следователя Тансыкбаева огораживает территорию, на которой находится родовое кладбище «Ана-бейит». В бескрайних степях становится проблемой похоронить Казангапа, человека, который отдал свою жизнь работе на отдаленной безлюдной станции. И только Едиге – человек, прошедший через жернова войны, достойно хоронит его.
Потрясли зрителей Дастан Пшанов в роли Едиге, Нурбек Съезхан в роли Сабитжана и Манкурта. Очень органично сыграла роль матери Айнагуль Мухтарова, роль второго Манкурта — Бекет Зинуллин, Ержан Жуматов, сыгравший Тансыкбаева. Роль Айзады прекрасно исполнила Шынар Рамазанова, Укибала – Айгерим Кабдешева.
Весь спектакль сопровождает музыка, передающая страдания и переживания актеров, музыкальные инструменты в нем становятся живыми героями действа – то плачет сырнай, поражает своим необыкновенным звучанием жетыген, вселяет надежду чистым звучанием шанкобыз. Этот особый звук в спектакле создан молодым композитором Бауржаном Актаем и воспроизведен музыкантами этнофольклорной группы «Сармат».
Спектакль «Мәңгурт» вне времени и пространства, он описывает вечные проблемы, и каждый зритель в каждой стране может усмотреть в нем свои обстоятельства и своих «героев».
Жанат ШАЯХМЕТОВА