Общество

ПО ПУТИ ДЕМОКРАТИЗАЦИИ

С момента получения независимости нашей республики прошло свыше 22 лет. Для нашего многонационального государства эти годы были наполнены преодолением трудностей и победами. Республика Казахстан обрела независимость и встала на путь самостоятельного политического и экономического развития.

Айсулу Кайровна Умарова — председатель Атырауской областной коллегии адвокатов. Общий стаж ее работы составляет 50 лет: из них 40 — юристом, 13 лет — в органах прокуратуры, 27 лет и по настоящее время — в должности председателя коллегии. Будучи заместителем председателя комиссии по делам женщин и семьи при акиме Атырауской области, участвовала в общественной жизни города, одерживала победы в конкурсах. Неоднократно избиралась депутатом городского и областного маслихатов, председателем постоянной комиссии по законности и правопорядку. Трижды совершила хадж. Внесла огромный вклад в формирование и развитие казахстанской адвокатуры, воспитала не одно поколение молодых адвокатов. Она реализовалась не только как руководитель, но и как женщина, вырастившая и воспитавшая 5 прекрасных детей и 11 внуков. Удостоена медалей «Мать-героиня» 2 степени, «80 лет адвокатуре», «Қазақстан Республикасына 20 жыл», «За верность профессии», награждена многочисленными почетными грамотами, имеет благодарности Президента РК, министра юстиции, Академии государственной службы при Президенте РК. Ее имя внесено в Большую Международную энциклопедию «Лучшие люди Казахстана», «Ел ардақтылары».

— Когда молодое государство только обрело независимость, для полноценной работы представительной власти в формировании законов необходима была помощь юристов, экономистов, юридически грамотных граждан, в связи с чем многие патриотически настроенные граждане стали баллотироваться в депутаты местных представительных органов. В их числе была и я. Местные представительные органы продолжали работу на основе Закона Республики Казахстан от 15 февраля 1991 года «О местном самоуправлении и местных советов народных депутатов Республики Казахстан».

На волне этих первых ростков демократии мы, депутаты, уже не просто дали «добро», а на альтернативной основе избрали председателя Совета народных депутатов, им стал Нурпеис Махашев, его заместителями избрали экономиста по профессии Багитты Султангалиеву, Аскара Кужагалиева. Надо сказать, что в тогдашнем совете из 75 депутатов было 27 женщин. Активистами были Али Буканов, Орал Сертекенов, среди женщин — Агила Молдагалиева, Галина Новикова, Дарига Жукесова, Любовь Монастырская (руководитель женской группы) и еще многие депутаты.

Закон «О государственной независимости Республики Казахстан» провозгласил и юридически закрепил государственную независимость Республики Казахстан, как суверенного государства, обладающего целостной, неделимой и неприкосновенной территорией. Для окончательного оформления самостоятельной государственности требовалось принятие новой Конституции.

Проект Главного Закона страны обсуждался повсеместно во всех предприятиях, организациях. Поступившие от населения предложения обобщались и передавались разработчикам. Активное участие в обсуждении приняли и депутаты маслихата г. Атырау. Работали в комиссиях, аккумулировали предложения. Так что мы, депутаты на местах, считаем, что в разработке первой Конституции, которая была принята 28 января 1993 года в Верховном Совете Республики Казахстан поименным голосованием, есть определенная доля нашего участия.

Таким образом, произошла не просто смена названий местных представительных органов, но коренным образом изменилась их суть. Маслихаты — собрания депутатов фактически были признаны государственными органами, представляющими интересы местного населения и осуществляющими свою деятельность самостоятельно, в пределах своей компетенции и не связаны отношениями соподчиненности по вертикали.

Однако Верховный Совет, принявший президентскую форму правления, оставил за собой только право выступать от имени всего народа Казахстана. Выйти из этой ситуации помогло решение 16 ноября1993 г. депутатов Алатауского районного Совета народных депутатов г. Алматы о самороспуске, эту инициативу поддержали депутаты местных советов по всей республике. Со временем наша республика наращивала свою экономику, политику. С достижением каждой новой высоты в социально-экономическом развитии росла потребность в дальнейшей модернизации политической системы нашей страны, и 10 декабря 1993 года Верховный Совет Республики Казахстан принял Закон РК «О местных представительных и исполнительных органах Республики Казахстан», который внес существенные изменения в названия и структуру местных государственных органов. Представительные органы стали называться маслихатами, а местные исполнительные органы во главе с акимом — местной администрацией. Маслихаты и администрация объединились под общим названием «Местные органы государственного управления».

В 1994 году состоялись новые выборы депутатов в маслихаты. В 1995 году был представлен для всенародного обсуждения новый проект Конституции Республики Казахстан. Депутаты г.Атырау и Атырауской области подключились к обсуждению. Все предложения и заключения обобщались и отправлялись в экспертную комиссию при Президенте Республики Казахстан.

30 августа 1995 года всенародным референдумом была принята новая Конституция Республики Казахстан, по которой мы работаем.

Существенным достижением новой Конституции является признание института местного самоуправления, которое призвано обеспечить самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Значение этого конституционного положения состоит в том, что реальная жизнь человека сосредоточена как раз в городе, районе, селе, ауле. Именно там он проживает и повседневно трудится, решает свои жизненные проблемы. В связи с этим в рамках местного самоуправления, которое должно быть законодательно наполнено материально-вещественным содержанием, каждый гражданин должен иметь возможность реализовывать свои жизненные планы и помыслы, проявлять свою гражданскую инициативу.

В 2007 году Президент страны впервые озвучил эту идею в своем Обращении народу Казахстана. А в Посланиях 2004 и 2005 годов непосредственно обозначил задачи по становлению местного самоуправления. Маслихаты призваны стать основой местного самоуправления. Маслихаты и самоуправление – неразделимы.

В отличие от большинства стран, в Казахстане местное государственное управление возложено не только на мест­ные органы государственной администрации, но и на местные выборные представительные органы — маслихаты и мест­ные исполнительные органы.

Депутатами созывов того времени принимались судьбоносные, порой нелегкие решения, но во благо города и области. Например, важной темой 90-х годов было переименование города Гурьева в Атырау. Активное участие в этом принимала молодежь, студенты. Это жарко обсуждалось в предприятиях, организациях, рассматривалось на заседаниях постоянных комиссий. И наконец, решение по данному вопросу было принято 21 февраля 1991 года.

Хотелось бы отметить, что с укреплением и развитием экономики области началось возрождение культуры, все больше строилось социальных объектов.

Реконструирован и модернизирован главный мост, открыт к 100-летию добычи первый музей нефти в Казахстане. Переехали в новые здания историко-краеведческий музей и музей декоративно-прикладного искусства. В те годы были возведены памятники выдающимся казахским деятелям Курмангазы и Дине. Было возрождено из забытья имя и поставлен памятник Великому Правителю Египта, нашему предку — султану Бейбарсу. Все это олицетворяло возрождение нашей древней истории и культуры.

Начался бум строительства социальных обьектов, школ, детских садов, больниц и поликлиник. Строились новые мосты, дороги. Начал функционировать трубопровод КТК. И за всей этой большой работой лежит вклад депутатов маслихатов всех уровней. Народные избранники не оставались в стороне, активно участвуя в экономической и политической жизни области. Мы встречались с простыми людьми, видели их проблемы и чувствовали их всем сердцем и душой, старались помочь им. Одной командой работали с местным исполнительным органом в решении самых насущных проблем, и я с гордостью могу сказать, что депутатами маслихатов сделана и будет делаться реальная работа во благо всей области.

Надо заметить, что принимать решения было не всегда легко и просто. Органами прокуратуры неоднократно предъявлялись протесты на решения маслихата. Но мы, депутаты, отстояли свои решения и отклонили все протесты прокуратуры. Потому что все решения маслихата основывались на законах нашей страны.

Депутаты города Атырау и области принимали активное участие в обсуждениях выносимых на сессии депутатов вопросов, программ и бюджета. Большинство депутатов имели высшее образование и их замечания и уточнения содействовали реализации всех планов, созданию условий для нормального проживания населения.

Атырау — уникальный регион. В нашем городе как в географическом, в архитектурном, так и в общественно-духовном плане удачно сочетаются, дополняя друг друга, азиатские и европейские мотивы. Область объединяет представителей разных верований, этносов. И депутатами были люди разных национальностей, нас всех объединяла работа во благо нашего народа. Активно действуют сегодня этнокультурные объединения под эгидой Ассамблеи народа Казахстана.

Становление демократии в нашей стране дало толчок к принятию новых законов. Роль маслихатов всех уровней очень велика. В Конституции Республики Казахстан есть целый раздел о «Местном государственном управлении и самоуправлении», где четко выражена роль маслихатов и их полномочия. Со временем закон о местном самоуправлении был усовершенствован. И 23 января 2001 года был принят новый Закон Республики Казахстан «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан». С принятием нового закона в январе 2001 года была утверждена внутренняя структура маслихатов. В ней четко были обозначены статус и полномочия депутата, секретаря маслихата. А также было сказано о постоянных комиссиях, их секретарях, ревизионной комиссии и ее секретаре, об аппарате маслихата, председателе сессии и о всех актах, которые издаются маслихатом.

Маслихатам даны широкие полномочия. Глава области и района, прежде чем назначить акима района, сельского округа, согласовывает кандидатуру с депутатами местных маслихатов. Акимы всех уровней отчитываются перед депутатами маслихатов о проделанной работе. Я считаю: само создание маслихатов является источником народовластия и полностью отвечает принципам демократии. Потому что депутаты маслихатов избираются народом и являются представителем народа, живут чаяниями народа. Особенно тесно работают с населением депутаты городских и районных маслихатов, которые видят все проблемы граждан своими глазами и находятся в самом центре всех насущных проблем народа.

Со временем, я думаю, полномочия и структура маслихатов будут усовершенствоваться. Если сравнить нынешний Казахстан с его состоянием двадцатилетней давности, то даже не верится, что мы прошли такой большой путь за такой короткий промежуток времени. В этом есть заслуга и депутатов маслихатов. Но впереди еще больше работы и планов, которые нужно воплотить в жизнь. В маслихатах всех уровней работают депутаты, которые пришли из разных отраслей и разных профессий. Юристы, экономисты, педагоги, деятели культуры и спорта, финансисты и т.д. Но все они — одна большая команда. Их объединяет единая цель и задача — строить сильный Казахстан, процветающий Атырау, дальнейший рост благосостояния народа. Я уверена, что  спустя многие годы, наши потомки, живя в самой развитой демократической стране мира, будут гордиться нами и будут называть нас основателями независимого Казахстана.

 

Айсулу УМАРОВА

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button