Общество

Песни современных номадов

Конец года всегда радует атырауского зрителя обилием всевозможных концертов. Но выступление этих музыкантов ждали особенно горячо.

В последний день осени в ДК им. Курмангазы прошел концерт «Менің Қазақстаным» группы «The Magic of Nomads» совместно с эстрадно-симфоническим оркестром акима ­г. Алматы под руководством дирижера Александра Белякова.

За полчаса до начала концерта зал был полон. Ровно в назначенное время зазвучали первые звуки концерта.

И время остановилось…

Знакомые с детства мелодии будто спрыгивали с музыкальных инструментов и разбегались по зрительному залу, дразня и путая слух. Казахская песня бескрайней степью стелется со сцены, опрокидывая сознание новым звучанием. Лавина музыки, выпущенная эстрадно-симфоническим оркестром, сметая давно устоявшиеся понятия о том, как должна звучать казахская песня, вдруг останавливалась у самой кромки, у самых ног зрителей первого ряда. Замирала и уступала инструментам народным. «Интродукция» Рената Гайсина стала вступлением, настроившим на возможность восприятия стиля концерта. Впрочем, обстановка, созданная артистами, выходила за рамки обычного концерта. Оркестр и группа, разные по стилю, образу и роли на сцене, гармонично сосуществовали на сцене, не затмевая друг друга. Выступление «номадов» больше походило на «квартирник» из прошлых лет, когда в узком кругу самых близких друзей собирались музыканты-единомышленники, не имевшие доступа на большую сцену, и делились своими музыкальными новинками. Только звучал не запрещенный некогда рок, а наша родная песня степей в совершенно новой «обертке». «Ақ сиса» Жаяу Мусы, «Ыңғайтөк» Сугира, «Ерке сылқым» Абдимомына Жельдибаева, народные песни «Ай-ай, бөпем», «Елігай», покой и благоденствие в композиции «Бұлбұл заман» Едиля Кусаинова, созданное специально для кобыза Газизы Габдрахимовой произведение «Құлан» Рената Гайсина, «Салтанат» Толегена Момбекова, «За перевалом» Виктора Хоменкова, «Балбырауын» Курмангазы – все звучало очень современно и очень по-казахски.

Современным потомкам номадов удалось сделать казахскую музыку достоянием всего человечества. Им рукоплескали в лучших залах Нью-Йорка, Лондона, Берлина, Мюнхена, Франкфурта, Ганновера. Сочетание домбры и ударных, клавишных и кобыза, бас-гитары и сыбызгы определили стиль творчества как этно-фьюжн. В сопровождении эстрадно-симфонического оркестра народная составляющая музыки не просто не исчезает, а становится тоньше, острее. Нежная и агрессивная, громкая и чуть слышная, народная и авторская – музыка тревожила самые глубины души слушателя. Временами казалось, что музыканты сбились с ритма, каждый инструмент живет своей жизнью, и в какой-то момент, когда зритель готов кричать «Остановитесь!», всплывает до боли знакомая песня, возвращая музыку в стройный ряд.

Концерт завершило произведение Укили Ыбырая «Гәкку», которое довело состояние единения с музыкой до предела. Зрители аплодировали стоя!

Автор и руководитель проекта «The Magic of Nomads», кобызистка Газиза Габдрахимова в одном из интервью сказала, что древняя музыка в оригинальном звучании для неподготовленного слушателя будет звучать несколько однообразно. Данный проект стал воплощением идеи сделать казахскую музыку понятнее для массового слушателя. В Атырау группа приехала в составе: музыкальный продюсер Ренат Гайсин, лучшие джазовые исполнители Виктор Хоменков, Валерий Насибуллин, Ермек Диаров, домбрист Курмангазы Калиев и «человек-оркестр» – Жалгасбек Илес, владеющий игрой на множестве, всего около 15-ти, фольклорных инструментах, а также искусством горлового пения.

Этот концерт подтвердил истину, что для настоящего искусства не существует границ. И слияние воедино совершенно разных стилей, оказывается, может быть столь гармоничным!

Марта ДЖУМАГАЛИЕВА

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button