«Ограбить хана»
Из детских воспоминаний я помню, как папа за столом, отделяя отварное мясо от кости, ловко разделывая коленный сустав и показывая нам фигурную косточку, говорил: «Это – альчик». Он его тщательно чистил ножом и откладывал. Не знаю, зачем он их собирал: в то время мальчиков в семье у нас не было, видимо, детские воспоминания об игре в альчики не позволяли ему просто взять и выбросить эту часть косточки. Но позже собранные асыки пригодились: спустя четыре года родился младший брат, который потом и бегал на улицу с игральными костями.
Накануне весеннего праздника Наурыз мы расспросили тех, кто в детстве играл в национальную игру асык ату, которую недавно Всемирная организация ЮНЕСКО признала как часть культурного наследия.
Крутой Каршыга
– Игра в асыки или альчики – это приятное воспоминание о детской забаве. Она в свое время была очень популярна среди мальчишек. И как только на улице становилось тепло, пацаны со своими мешочками, в которых лежали игральные кости, выходили на улицу, – вспоминает коллега по цеху, журналист Каршыга Кушеков. По его воспоминаниям, в каждом доме, где варилось мясо, эту часть кости коленного сустава барана либо коровы никогда не выбрасывали. Ее всегда очищали и собирали для детей, иногда родители даже приносили от гостей. Причем, мальчишки относились к этим косточкам бережно, с любовью: чистили, специально отваривали в соленом растворе, полировали, красили их в разные цвета, заливали свинцом и хранили как драгоценные камни в специальном мешочке.
– У каждого игрока был свой набор альчиков. Простые раскрашивались в разные цвета. Например, свои я красил хной или просто любой краской, что была в доме, – продолжает вспоминать коллега. – В зависимости от размера и веса они имеют разные названия: главный альчик, самый большой, называется «сака», он имеет наибольшую цену и закрашивается в красный цвет. А для большей устойчивости и силы удара «сака» обычно заливался свинцом или к нему прикручивали железный шуруп. И тот, кто обладал большим количеством асыков, считался крутым.
Конечно, как вы уже догадались, мой собеседник был одним из самых крутых пацанов в своем селе.
Еще нужно отметить, что уличная детская игра имеет несколько разновидностей: «уш табан» (три стопы), «шенбер» (круг), «омпа», «хан ойыны».
Сельские мальчишки Индерского района, где и вырос наш визави, в основном играли в омпу. Правила данной игры предполагают, что на расстоянии 20 шагов чертятся два кона, и игроки на кон ставят свои альчики. В центре один асык ставится в положении «омпы», то есть вертикально, когда его усы воткнуты вниз, и тот, кому удается выбить омпу, забирает все асыки на кону. Победителем считается тот, кому удалось собрать за игру больше всего альчиков.
Кайрат играл в черконки
А вот в России игру в асыки называли черконки. Еще один наш коллега, Кайрат Сатаев, который родился и вырос в селе Александров — Гай Саратовской области, рассказал, что в альчики играли не только казахские мальчишки, но и русские пацаны.
Кстати, девочки тоже дома играли в асыки, но уже в другую разновидность.
– У нас игра носила сезонный характер. Я вырос в многодетной семье, и когда на улице была плохая погода, мы играли в черконки (альчики) дома. Садились рядком и играли в «хан талапай», причем в нее играли и сестры, – рассказывает Кайрат. – В этой игре правила устанавливаются самими участниками, и чем они строже, тем интереснее. Кстати, скажем, что для самых маленьких детей тоже существует очень простой вариант игры «хан талапай» – ограбление хана. В круг, где сидят дети, высыпается куча асыков и произносится команда «Хан талапай». И по этой команде дети стремятся заграбастать большее количество асыков, и после подсчета выявляется победитель. Таким образом игра помогает обучению детей счету. А еще учит их коммуникабельности, развивает опорно-двигательный аппарат, меткость, ловкость и мелкую моторику.
А впервые сыграть с пацанами в черконки мой собеседник попробовал еще в 9-летнем возрасте. Он признался, что тогда чуть не заплакал от обиды – все свои альчики он проиграл.
– Я не был заядлым игроком в асыки, больше любил погонять мяч на поле, но правила и разновидности казахской игры знаю, – сказал Кайрат и поведал нам, какие позиции альчика могут быть в игре: «алшы», «тайке», «бук», «шиге», «омпа», «шонка», «кеней», и каждое из них несет свое значение.
Жаль, что нынешние мальчишки сегодня больше сидят в гаджетах и все реже играют в национальные игры на улице. Ведь если задуматься, то эта игра как раз особенно актуальна с развитием информационных технологий.
А тем временем
Председатель областной федерации Атырауской области по асык ату и главный тренер Сарсенбай Бегешев сообщил, что в нашей области на базе спортивных клубов работают секции по этому виду спорта.
– Особенно он популярен в районах – Макате, Исатае, Жылыое и других. Атырауские команды по асык ату принимают участие в региональных и республиканских турнирах. Например, в этом году мы ездили на республиканские соревнования, которые проходили в Актобе. А на днях провели областной чемпионат по асык ату и бес асык (для женщин), где приняли участие шесть мужских команд и пять женских, – информирует нас главный тренер области по альчикам. Также мы узнали, что после Наурыза две команды, занявшие первые места в областном турнире, – мужская команда города Атырау и женская из Макатского района – поедут на международный чемпионат, который пройдет в городе Туркестане. Кроме того, в октябре наши команды планируют выехать на чемпионат среди регионов Западного Казахстана.
Однако нужно отметить, что на недавней встрече заместителя акима области Бакытгуль Хаменовой с руководителями спортивных клубов и областного управления спорта было выражено недовольство, что развитие массового спорта, в том числе и национальных игр, в регионе отстает по всем показателям.
Действительно, по словам председателя областной федерации по асык ату Сарсенбая Бегешева, данная организация получила аккредитацию всего два года назад, и у нас этим видом спорта занимаются пока всего 250 человек.
– Интерес к национальным видам спорта есть, но у нас очень слабая информационная агитация и поддержка, – говорит главный тренер.
– Например, мы сейчас в спортивные клубы набираем как детей от 7 лет, так и взрослых, вплоть до 60-70 лет. В играх асык ату и бес асык нет возрастных ограничений, в них могут играть как женщины, так и мужчины. Так что кто желает, может прийти в секцию асык ату для юношей и бес асык для девушек.
По словам С. Бегешева, чтобы популяризировать национальную игру, республиканская федерация по асык ату совместно с Министерством образования и науки РК разрабатывает школьную программу по этому виду спорта. И занятия будут проходить на уроках физкультуры.
Говорите, романтизму маловато…
Если вы думаете, что асыки – это просто игральные косточки мальчишек, то вы ошибаетесь. Романтики и сентиментальности в них тоже хватает!
«В древние времена, когда свирепствовали тяжелые болезни и голод, жил один старик, и было у него семь сыновей. И однажды в дом старца пришла беда: все его сыновья один за другим скончались. Убитый горем отец сделал из сухого дерева музыкальный инструмент, и после смерти каждого сына он натягивал струну из конского волоса, а в качестве перегородки для струн использовал асыки». Эта легенда гласит, что так возник музыкальный казахский инструмент жетыген, который ассоциируется со скорбью, и на нем исполняются песни-плачи. Детская казахская сказка про мальчика «Алтын сака» тоже говорит о том, что маленькая косточка в жизни тюркских народов играла важную роль.
А еще мы узнали, что альчики стали предметом изучения археологических исследований ученых Евразийского университета имени Л. Гумилева, которые утверждают, что асыки относятся к бронзовому веку. И при раскопках было обнаружено, что в те времена умерших детей хоронили вместе с асыками. По мнению исследователей, функциональное использование этих косточек было куда более глубоким: их могли использовать в качестве амулета, а также гадали на костях, и найденные асыки, выкрашенные в цвет охры, могли предсказывать судьбу: от того, какое положение примет альчик, зависело решение древних мудрецов.
Так что асыки у казахского народа имеют более глубокое значение, чем просто кости животных. В них заложена многовековая и духовная культура, которая является наследием всех тюркских народов.
Нацкомпания «Kazakh Tourism» намерена альчики сделать одним из элементов туристического бренда Казахстана. За 30 лет независимости страны древняя национальная игра казахов не только возродилась, но из дворовой уличной игры превратилась в профессиональный вид спорта.
Для справки
В Бурятии игра в кости (альчики) называется «Шагай наадан», там ежегодно на национальные праздники
сагаалган и сурхарбаан проводятся турниры по древней игре. У таджиков – «ошуқ», у киргизов – «чүкө».
В Кыргызстане ее называют «ордо». Она популярна среди взрослых. Состязания проходят на круглой площадке диаметром около 10 метров. А в Туве национальная игра в кости называется «кажык».