Как воспитать ребенка, чтобы не потерять его доверие? Как установить и сохранить дружеские отношения с ним, и стоит ли ругать его за двойки, рассказала в интервью «ПК» практический психолог г. Атырау Гульмира Гумарова.
— Гульмира Букеновна, скажите, пожалуйста, как часто сегодня родители прибегают к помощи психологов по поводу своих детей? Почему одни из них буквально «трясутся» над своими детьми, другие пускают все на самотек?
— Действительно, сейчас родители стали больше нуждаться в психологах, а к школьным обращаться стесняются. К сожалению, в городе нет специального центра психологической помощи для подростков, ждем открытия Дворца школьников, где непременно откроем кабинет психолога. Сегодня в информационный век, как модно сейчас говорить, приходится тяжело именно нашим детям. Особенно при негативном характере информации. Раньше если мы узнавали из новостей только о победах и достижениях, то сегодня чаще сообщается о жертвах терактов, пожаров, авто- и авиакатастроф, педофилов. Дети стали бояться незнакомых людей, не могут самостоятельно принимать решения, поэтому двойкой в дневнике теперь их не запугать. Сегодняшние родители – это поколение постперестроечного периода, они хотят дать своим детям то, что не получили сами в детстве. Одни, боясь, что не в силах восполнить потребности своих детей, принимают решение избавиться от них, другие, наоборот, своей невротической гиперопекой не дают им спокойно развиваться. Такие родители, считая, что у детей в школе и так большая нагрузка, стараются избавить их от домашних обязанностей и тем самым совершают большую ошибку, так как в этом случае ребенок может вырасти эгоистом, пренебрегающим труд вообще. К сожалению, не секрет, что многие дети становятся невольными свидетелями бракоразводного процесса родителей, взаимных упреков, манеры общения с друзьями и знакомыми из разных социальных кругов. Они все это впитывают, «сканируют» и «копируют» нас, взрослых. Однако, если атмосфера в семье доброжелательная и чуткая, то ребенок, воспитанный на положительных примерах своих родителей в обстановке взаимной любви, заботы и помощи, вырастет таким же чутким и отзывчивым. Зачастую компьютеры заменяют членов семьи, здесь же и «стрелялки» — ролевые игры со сверстниками. Родителям бывает удобно, когда сын или дочь молча сидит за компьютером и не «достает» их. Для таких мам и пап главное, что дети сыты, одеты и все. Так они пускают на самотек воспитание детей.
— Что нужно или не нужно делать родителям, чтобы не потерять свой авторитет перед детьми?
— Известно, что с самого детства для ребенка родители являются авторитетом, он видит в них пример, которому необходимо подражать. Но длится это дой поры, пока в его жизни не наступает переходный период. Тогда зачастую все свое свободное время он проводит в компании друзей, которые и становятся для него новым авторитетом. К сожалению, достаточно часто из-за неправильного отношения к подобной ситуации родители превращаются в злейших врагов. Существует несколько ошибочных методов воспитания детей. Первый — метод подавления, который действует достаточно примитивно, когда родители применяют моральное, а иногда и физическое насилие. Второй — метод назидания. В этом случае родители считают, что единственный метод воспитания — это нравоучения и длительные беседы. Еще один метод — демонстрация любви. Этот вариант сопровождается проявлением чрезмерной любви в ожидании получить то же в ответ. Существует также метод родительского положения, присущий родителям, которые занимают высокие посты, например, депутаты, директора и так далее. Таким образом, вы сможете воспитать ребенка, который с детства привыкнет к своему положению и станет так называемым мажором. И, наверное, последний метод — это метод излишней доброты. Он подразумевает более мягкое поведение, благодаря которому родители стараются уступить ребенку, лишь бы избежать конфликтов. В итоге вы добьетесь не авторитета, а того, что ваше чадо «сядет» вам на голову и «свесит» свои ножки. Родителям нужно просто быть самим собой, не стоит устраивать перед ребенком спектакли. Основа любых отношений — доверие. Станьте для своего ребенка примером. Если вы требуете, чтобы он бросил курить, но при этом сами балуетесь, в итоге вы ничего не добьетесь. А еще стоит научить своего ребенка прощать и просить прощение, только сделать это нужно на собственном примере.
— В последнее время родители часто жалуются на трудную школьную программу, жалеют своих детей, делают за них домашние задания, если сами не понимают, просят помощи друзей. Верны ли эти действия?
— Да, часто слышу, как родители говорят, что у них не хватает терпения, когда они вместе с ребенком делают уроки. Одни срываются, ругаются, ребенок плачет. Другие родители вообще предпочитают беречь свои нервы и не проверяют уроки. Есть еще третья категория родителей – они делают уроки за ребенка. Был один случай в моей практике: девочка Таня очень стеснялась отвечать и переспрашивать на уроках, ей было стыдно ответить неверно. Дома родители делали за нее уроки, подключали свои каналы, в итоге отметки за домашние задания были отличные, однако в школе все было иначе. В конце 8 класса ее причислили к «твердым троечникам». Папа девочки — чиновник высокого ранга, и школьная ситуация здорово била по его самолюбию. Родители мне говорили, что им стыдно за «успехи» дочери, а ребенок считал, что родители ее просто не любят, что ее жизнь кончена. Она чувствовала себя виноватой перед ними. На сегодня девочка окончила школу, учится в престижном вузе, она преодолела страх перед отцом, но до сих пор помнит его реакцию на тройки и свое чувство одиночества и отчаяния. Главное правило в выполнении домашних заданий — это соблюдение режима, ритма и распорядка. Важно организовать выполнение домашнего задания в одно и то же время. При этом главное, чтобы ребенок был достаточно отдохнувшим и сытым. Идеально выполнять уроки через 1-2 часа после возвращения из школы. Старайтесь не откладывать их на поздний вечер, потому как к концу дня работоспособность сильно снижается, внимание рассеивается, и выучить что-либо будет просто невозможно. Позволяйте заниматься самостоятельно, позвольте экспериментировать. Ведь задача родителей — научить детей учиться — сформировать обязательность, выработать ежедневную привычку делать уроки самостоятельно.
— Расскажите, как переходный период влияет на учебу. Как нужно вести себя родителям, которые привыкли к тому, что их ребенок был отличником в начальных классах?
— Высокий уровень образованности и умение решать нестандартные задачи — насущная необходимость сегодняшнего дня. Поэтому, отдавая ребенка в школу, родители ждут, что их сын или дочь будут хорошо учиться, так как понимают — успешность обучения напрямую связана с будущим. Начальная школа — это тот самый важный фундамент. В дальнейшем желание учиться зависит от того, насколько ребенок был успешен в начальной школе, но иногда бывает и такое: к примеру, у меня был случай, когда мальчик прекрасно учился в начальных классах, но стоило ему перейти в пятый, как все изменилось. Сменился классный руководитель, которая к мальчику относилась с особой симпатией, прибавились учителя-предметники, он стала плохо учиться. На пристрастные вопросы родителей, почему он отвлекается на уроках, не выполняет некоторые домашние задания, он твердил: «Забыл записать домашнее задание…». За этим конечно последовало недовольство родителей, которое закреплялось словами: «Ты, оказывается, тупой, ленивый», были и угрозы: «Если ты получишь еще одну двойку, я не знаю, что с тобой сделаю». Первое разочарование нередко происходит из-за неоправдавшихся ожиданий, ребенок пугается, чувствует себя беззащитным. Двойки, упреки учителей, родителей могут полностью разрушить мотивацию учиться. Кроме того, во время пубертатного периода интересы ребенка смещаются. Помимо учебы, его начинает интересовать, кто с кем дружит, кто и что сказал, кто кого предал. Он открывает для себя мир общения со сверстниками, а интерес к учебе на какой-то период снижается, особенно у мальчиков. Но каждый ребенок жаждет, чтобы им гордились, хвалили, любили. Безусловно, воспитание дают родители, а знания — учителя, поэтому, чтобы первое восполнило второе, зависит от учителя. По сути, способности человека — это всего лишь 10 процентов от таланта, остальное, конечно, труд! Работая не покладая рук, человек стремительно обогащается. Поэтому я призываю родителей больше хвалить детей, чтобы поощрять к учебе. Но объектом оценивания и похвалы должен быть не сам ребенок, его характеристики, а действия и результаты усилий. Если ждать от школьника этого возраста больших успехов, это может погасить в нем желание учиться.
— То есть ребенка не нужно ругать за двойки?
— Если он боится вашей реакции на его отметку и всем видом показывает, что больше этого не произойдет — не давите на него. Не стоит кричать и злиться, а тем более применять силу — этим вы только укрепите страх в его сознании. Помните, уровень знаний не зависит от оценок. Бывают дети, которые не любят укладываться в общепринятую дисциплину и выполнять все, что от них требуется, по шаблону, зато знаниями могут удивить любого взрослого. Вообще, детей нельзя ругать за плохие оценки. Многочисленные тесты и опросы показали, что родительская ругань не помогает детям лучше учиться, а лишь вселяет неуверенность в себе и отвращение к учебе. Похвала и поощрение — лучший метод воспитать успешного, уверенного в своих силах ребенка, который с удовольствием будет учиться и не отступит перед трудностями.
Динара КАНБЕТОВА